Найти в Дзене

«Катька» Бориса Такке

Сегодня в рубрике #шпалерныйзал_РФК разговор пойдёт о картине «Катька» талантливого, но малоизвестного художника Бориса Такке. Его называют «прозёванным гением», забытый и заново открытый только в 90-е годы прошлого века. Такке родился в Москве. Его детство прошло в имении Софрино, недалеко от ткацких мануфактур, принадлежащих его отцу. Такке окончил знаменитое Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его педагогами были Л.О. Пастернак, А.Е. Архипов, К.А. Коровин. Художника замет Судьба Такке во многом была связана с Петроградом. Будучи прекрасным колористом, автором ярких и в то же время композиционно продуманных картин, Борис Такке также делал росписи особняков петербургских богачей, рисовал плакаты и афиши, по заказам высших советских учреждений писал портреты вождей революции. Позже привлекался Петросоветом для оформления первомайских празднеств. 1917 год стал переломным не только в жизни страны, но и самого художника. Историки пишут, что «Борис Такке достаточно рано по

Сегодня в рубрике #шпалерныйзал_РФК разговор пойдёт о картине «Катька» талантливого, но малоизвестного художника Бориса Такке. Его называют «прозёванным гением», забытый и заново открытый только в 90-е годы прошлого века.

Такке родился в Москве. Его детство прошло в имении Софрино, недалеко от ткацких мануфактур, принадлежащих его отцу. Такке окончил знаменитое Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его педагогами были Л.О. Пастернак, А.Е. Архипов, К.А. Коровин. Художника замет

Художник Борис Такке в своей мастерской
Художник Борис Такке в своей мастерской

Судьба Такке во многом была связана с Петроградом. Будучи прекрасным колористом, автором ярких и в то же время композиционно продуманных картин, Борис Такке также делал росписи особняков петербургских богачей, рисовал плакаты и афиши, по заказам высших советских учреждений писал портреты вождей революции. Позже привлекался Петросоветом для оформления первомайских празднеств.

1917 год стал переломным не только в жизни страны, но и самого художника. Историки пишут, что «Борис Такке достаточно рано понял, под какой властью приходится жить». Он принимал активное участие в строительстве нового советского искусства – создавал плакаты, изображающие «трудящихся победившего социализма», писал портреты Сталина, Калинина, Молотова и Ворошилова. Но несмотря на это в середине 1930-х он всё-таки ожидал ареста. Обвинить художника могли в чём угодно. Известна история, когда после сообщения об убийстве Кирова Такке сказал своей жене: «Ну, Манечка, сейчас начнётся».

В ожидании ареста, который так и не случился, Такке сжёг или перепрятал большинство своих работ. Именно это стало причиной того, что талант Борис Такке в своё время ускользнул от внимания искусствоведов. Но с некоторыми дорогими ему картинами художник так и не смог расстаться.

«Катька», Борис Такке.1921
«Катька», Борис Такке.1921

Одна из таких работ – это «Катька» (1921), написанная по мотивам поэмы Александра Блока «Двенадцать». В 1925 году «Катька» выставлялась Борисом Такке на первой Государственной передвижной выставке картин. Некогда она принадлежала сестре художника И.А. Залетаевой, а сейчас находится в коллекции Российского фонда культуры.

Появление этой картины произвело самый настоящий фурор. Изображение лихой, молодой женщины с папиросой, зажатой в губах, буквально поразила ценителей живописи. Особенно завораживали её глаза – этот взгляд пленил. А изломанные линии всего образа чётко передавали страшное время перемен, происходивших в революционной России.

Всю жизнь Борис Такке преклонялся перед творчеством Александра Блока. Да, его «Катька» – это действительно блоковская Катя «толстоморденькая», у которой «шрам не зажил от ножа», и которая вызывающе смотрит с холста навстречу своей гибели. Розовощёкая, яркая, сочная. Но в отличие от героини Блока, она не несётся на лихаче по замерзшим петроградским улицам. Она запечатлена в мастерской художника, за её спиной видны брошенные подрамники. Бесшабашная муза страшного времени, пришедшая к мастеру.

По воспоминаниям самого Такке, а также его близких, Александр Блок видел картину и остался доволен. В последний свой приезд в Москву, когда поэт был уже очень болен, и ни цветы, ни поклонницы, ни успех его не радовали, он, придя в мастерскую к художнику, долго смотрел на картину, а потом сказал: «Да, это моя Катька…»

Материал из архива коллекций даров Российского фонда культуры. Предоставлен главным хранителем О.К. Земляковой.