Найти тему

Антикризисная история

Мария Мироновская основатель Level Up
Мария Мироновская основатель Level Up

“В любой непонятной ситуации… зарежь косты и выпей немного вина”, или что делать в кризис

Мария Мироновская для Level Up бизнес-резалтинг

Немного набило оскомину бесконечное цитирование китайского иероглифа, мол “кризис-это шанс”. Шанс на что? Выжить и не остаться без портков? Нажиться на проблемах других? Задуматься о смысле жизни? А что конкретно делать-то? Куда бежать?

На моём жизненном пути, к счастью, систематически попадались люди, преподавшие мне более конкретные и полезные уроки.

Первый в моей взрослой жизни экономический кризис накрыл меня в студенческую пору еще без сбережений и на не очень ответственной должности, и проблем особых не доставил. Скупать электронику, а тем более квартиры, было не на что; участвовать в работе Петербургской биржи - страшно. Пожалуй, я ничему не научилась. Недоверие к рублю было ещё в нежном детстве крепко устаканено в моём мозгу прабабушкой: она показывала мне не только старые фотокарточки, но и дореформенные ассигнации и облигации государственного займа, превратившиеся в красивые бумажки.

Второй приход был интереснее и полезнее. Работала я в ту пору Директором по маркетингу в одной крупной российской компании-импортёре благородных напитков. Да-да, речь не о палёной водке, а именно о настоящих винах и коньяках из настоящей Франции, подлинных дофилоксерных сортах из Чили и Аргентины и двойной дистилляции с Шотландских островов. Но мы что-то отвлеклись.

Нам казалось тогда, что мы решаем очень творческие задачи: управиться с оптовыми и розничными ценами на фоне скачущих курсов валют, договориться с иностранными поставщиками об отсрочках, клиентам предложить эконом-варианты и импортзамещение на фоне падающего платёжеспособного спроса, захеджировать валютные риски…

Очень помогали нам наши иностранные партнёры, в первую очередь - французские поставщики вин и коньяков. Они не только демонстрировали нам прекрасные методики снятия стресса и поддержания ЗОЖ. Один опытный и, как мне тогда казалось, престарелый французский коммерсант, месье Пьер, сказал так:

“Мария, отчего такой переполох? Кризис - это нормально. На моём веку их было шесть-семь. Во время падения рынка нужно делать очень определённые вещи, как и во время роста. Пожалуй, справиться с ростом даже посложнее, чем с падением”.

Сейчас мне кажется это высказывание банальным и очевидным. Но тогда - это освежало и мотивировало.

Особенно учитывая, что от слов мы перешли к делу: в первую очередь, прошлись по бюджету и сократили всё, что нужно. Во вторую - перефокусировали план активностей на платёжеспособные сегменты покупателей. А в третью - поняли, что самое время открыть свою розницу, и сделали это.

Третий подход к снаряду я выполняла в роли топ-менеджера в 2008 году в РОЛЬФе. Стыдно признаваться, но я позабыла французский урок, и моим первым ответом управляющему директору на вопрос “Что ты будешь делать для достижения целей по прибыли, в условиях кризиса?” Было: “Сделаем вот такие акции, скидки, обзвоним клиентов, выведем всех в поля…” Отрезвил краткий и ёмкий совет: “Рэжь косты, Мария!”.

Ах, да, а я и забыла! Во-первых, просто неприятно это - сокращать затраты, замораживать проекты… Отказываешь себе в чём-то, отменяешь планы. Гораздо интереснее совершить подвиг и увеличить выручку несмотря ни на что. Во-вторых, как правило, приходится “резать по живому” - увольнять людей (можно, я тут не буду “высвобождать”?), замораживать интересные задумки. Поэтому зачастую собственники в среднем бизнесе приступают к сокращению затрат слишком поздно. А в крупном бизнесе - даже регулярные инициативы по “сушке” саботируются средним и линейным менеджментом и вырождаются в формальность. Очевидно, что сокращение гораздо сильнее ударяет по коллективу, чем абстрактная для сотрудников задача “сохранения корпорации”.

Шли годы, росли дети, а кризисы продолжали внезапно случаться с новыми предпринимателями, вышедшими на серьёзный уровень бизнеса. Теперь я люблю антикризисное управление и умею делать это экологично: сохраняя человеческие отношения, репутации и капитал. В большой степени этому меня научили партнёры и клиенты, спасибо им за это.

Подробности в следующих сериях…

Подписывайтесь на наш Telegram канал Level UP