Продолжаем путешествие по волнам нашей памяти. Сегодня вторая десятка нашего хит-парада отечественного рока, может быть даже более противоречивая, чем предыдущая.
90-е место. Тринадцатое Созвездие «Рок-н-ролл надувает наши паруса» (2005)
Ютуб-канал Тринадцатое Созвездие
Московская группа Тринадцатое Созвездие никогда не имела шумной популярности и не входила в элиту отечественного рока, относясь, скорее, к «крепким середнякам». А между тем коллективу под бессменным предводительством Дмитрия Судзиловского, известного в рок-тусовке как «Судзуки», уже больше 30 лет, за которые его участники наваяли под три десятка полнометражников. Наиболее успешные из них вышли за десятилетие с середины 90-х по середину 2000-х, начиная с альбома «Сон Никанора Ивановича» (где был представлен отличный номер «Представляя себя птицей»), и до, вероятно, самого известного релиза группы — «А на нашей улице весна!», с которого мы и взяли трек «Рок-н-ролл надувает наши паруса». Помимо того, что текст этой песни отлично подходит для начала сегодняшней заметки, в ее записи приняли участие несколько очень уважаемых в нашем роке фигур, которых стоит перечислить: Вадим Степанцов (Бахыт-Компот), Блондинка Ксю (Элизиум), Сид (Тараканы!), Валерий Скородед (Монгол Шуудан) и Александр Чернецкий (Разные Люди).
Текст - МЮ.
89-е место. Форвард «Герои окрестных дворов» (1987)
Ютуб-канал Yarzhin (Евгений Яржин)
«Тяжелый цех» в нашей сегодняшней «десятке» представляет ленинградский Форвард. Во второй половине 80-х годов эта группа выдвинулась на позицию одного из лидеров отечественного металла, записав пару очень сильных магнитоальбомов — «Герои и танцы» и «Второе дыхание». Для того, чтобы напомнить о творчестве «форвардов» мы выбрали номер «Герои окрестных дворов», по сути заглавный в первом из них. Автором бОльшей части материала группы был ее бессменный лидер Алексей Фадеев — один из старейших и авторитетнейших питерских рок-музыкантов. В команде в то время также играл один из самых интересных гитаристов того времени Александр Скрябин. Более подробно об этой команде мы вспоминали в 12-ой части нашего сериала о советском хард-роке —
Текст - МЮ.
88-е место. Владимир Маркин «Я готов целовать песок» (1987)
Ютуб-канал Советские песни
Наверное, самая потенциально провокационная для "знатоков" рока и "отличателей" его от "не рока" вещица в данном десятке. Оторвавшись от крайне важных для судеб популярной музыки и актуальнейших дискуссий о том, кто более матери-истории ценен - Deep Purple или Led Zeppelin, Manowar или Metallica - они, спотыкаясь и отталкивая друг друга локтями, должны немедленно ломануться в комментарии с криками: "Это - не рок!!!" И в самом деле, народная песенка с народными словами и кучей соавторов как музыки, так и текста, выглядит юморной безделушкой на фоне монстров харда и метала. Но рок не сразу и не весь стал замысловатой и "тяжелой" музыкой. У него всегда была (и есть) беззаботная и шутливая сторона. Поп-рок - равноценная и полноценная часть рок-музыки. А у непрофессионального певца, но крайне удачливого исполнителя шлягеров, Владимира Маркина, бывшего одним из соавторов музыки, спевшего "Песок" и снявшегося в 1987-ом в клипе для передачи "Утренняя Почта", всё вдобавок получилось эмоционально, искренне и мило. Песня до сих пор вызывает приятные, чуть ностальгические чувства и мгновенно узнается аудиторией. Последнее проверено сегодня на коллегах по работе.
Текст - БиС.
87-е место. Сузорье «Весенний день» (1981)
Ютуб-канал Андрей Филатов
За свою долгую историю группа Сузорье из Минска пережила множество трансформаций, исполняя все — от фолк-рока с женским вокалом и до радикального металла, и от крупных сюитных форм до простеньких запоминающихся песен (более подробно мы уже вспоминали белорусов в нашем «сериале» об отечественном хард-роке) —
При этом команда под предводительством братьев Пучинских всегда оставалась музыкально узнаваемой и не теряла собственного лица — такой вот кажущийся парадокс! На протяжении всей извилистой карьеры минчан мы держали их в поле зрения, а для нашего хит-парада выбрали номер «Весенний день», который услышали в далеком 1981 году на первом добравшемся до Москвы магнитоольбоме группы «Кафе Сузорье».
Текст - МЮ.
86-е место. Санкт-Петербург «Осень» (1970)
Ютуб-канал MP3Nice
В конце прошлого года нам довелось побывать на единственном московском концерте Владимира Рекшана — основателя и лидера легендарной питерской группы Санкт-Петербург. Признаться, мы были просто поражены, мягко скажем, незначительным интересом, который проявила к приезду такого гостя столичная рок-общественность. Это грустно… А в 70-х эта команда в Ленинграде просто не имела себе равных по популярности. Да и в Москве ее хиты были известны всем более-менее продвинутым любителям рока. В том числе и песня «Осень». Проблема Санкт-Петербурга, видимо, заключалась в том, что группа делала упор на концертную деятельность, а качественно записать свои реально мощные вещи удосужилась только в 90-х. Но и на том спасибо!
Здесь пару слов необходимо сказать еще об одном Санкт-Петербурге, или точнее о «Санкт-Петербурге-II» — чисто коммерческом проекте, созданном небезызвестным Владимиром Киселевым в конце 80-х годов на волне бешеной популярности «костюмированного» хард-н-хэви. При всем уважении к работавшим в этой группе музыкантам — крепким профессионалам — в музыкальном плане это порождение советского шоу-бизнеса эпохи перестройки было не очень интересным и к нашей «сотне», конечно, и близко не стояло.
Текст - МЮ.
85-е место. Лицей «Осень» (1996)
Ютуб-канал Группа Лицей
Не вижу смысла пересказывать больше похожую на бразильский телесериал историю девичьего трио "Лицей", созданного в 1991 году бывшим участником группы "Воскресение" Алексеем Макаревичем, с участием его приемной дочери Анастасии и двух её подруг по занятиям в "Детском Театре Эстрады" Елены Перовой и Изольды Ишханишвили. Макаревич стал для девушек идейным вдохновителем, продюсером, автором большей части песен. И среди прочих неплохих и даже хороших вещей написал одну конгениальную. "Осень".
А ваше внимание я хочу обратить на одну забавную и буквально в процессе написания этих строк замеченную деталь. На десяток лет ранее в Великой Британии существовало другое девичье трио под названием Bananarama, прославившееся прежде всего кавером на знаменитую "Венеру" от голландцев Shocking Blue. Девушки работали в таких стилях как new wave, dance rock, dance pop. Традиционная история - номинации, награды, тиражи и чарты... Не миновала их чаша сия... И есть среди всего этого благолепия у Сары Даллин, Шевон Фейхи и Керен Вудворд песенка "Cruel Summer - Суровое Лето". И клип на неё -
Ютуб-канал London Recordings
Ничего не напоминает? Хотя какое может быть сходство... Тут лето, там осень... Здесь грузовая машина, там легковушка...
Любителям поисков "плагиата" на заметку...
Текст - БиС.
84-е место. Вопли Видоплясова «Танцi» (1987)
Ютуб-канал Воплі Відоплясова
В 1988 году автору заметки довелось побывать на сборном концерте, который дали в Москве гастролеры с Украины — Раббота Хо, Коллежский Асессор и собственно Вопли Видоплясова. Первые две группы ничем особенно не запомнились, а может просто оказались «погребены» под мощным впечатлением от выступления Олега Скрипки и Компании. Зубодробительная смесь сырого «непричесанного» рок-н-ролла с этническими мотивами, исполненная на непривычной у нас тогда «мове», в сочетании с необыкновенной энергетикой и самоотдачей всех музыкантов произвели настоящий фурор. Апофеозом выступления ВВ был их тогдашний главный хит — «Танцi», ставший затем заглавным на вышедшем на следующий год альбоме «гурта». Потом были всесоюзное признание, успех и работа за рубежом, возвращение на родину, новые хиты и альбомы, большие гастроли и участие в многочисленных фестивалях, перемены в составе и политические кульбиты. Но для нас «Танцi» навсегда остались в числе самых стремительных прорывов и ярких дебютов отечественного рока.
Текст - МЮ.
83-е место. Александр Градский «Песня о птицах» (1974)
Ютуб-канал Марина Даркина
Есть удивительные рок-музыканты, несомненно великие, талантливые, но ужасно неудобные для выбора у них одной единственной, самой лучшей песни. Я рассказывал чуть ранее о наших "муках" выбора в случае группы Genesis.
Немного другая, но в чем-то схожая история приключилась у нас и с мэтром отечественного рок-цеха Александром Градским. Есть вещь, которая у абсолютно подавляющего числа слушателей ассоциируется с Градским. Его "визитная карточка" без всяких сомнений - "Как молоды мы были". Но эта блестящая песня была написана профессиональным дуэтом Александра Пахмутова - Николай Добронравов. А нам хотелось более рОкового, авторского взгляда. Моим фаворитом была прог-роковая сюита на стихи Николая Рубцова "Звезда полей" (1987), но я так и не смог выбрать оттуда самый-самый трек из семи записанных. Либо все, либо ни один. В итоге мы остановились на написанной для фильма "Романс о влюбленных" композиции «Песня о птицах». Первый профессиональный композиторский опыт Градского. И премия журнала Billboard «Звезда года» (1974) «за выдающийся вклад в мировую музыку».
Текст - БиС.
82-е место. Веселые Ребята «Варшавский дождь» (1972)
Ютуб-канал Сергей
Когда настал момент выбирать, какую из песен Веселых Ребят включить в нашу «сотню» (а хитовых номеров у них наберется не один десяток), мы сразу же решили, что она должна быть из «раннего» репертуара ансамбля. Из того времени, когда «весельчаки» были признанными лидерами нашего профессионального (или, если угодно, филармонического) рока. Именно рока, потому как то, что исполнял этот ВИА в 60-х и 70-х годах полностью соответствовало тогдашнему мировому мэйнстриму, равнявшемуся, как известно, в первую очередь на «битлов». Список сразу сократился до двух названий — «Алешкина любовь» и наш сегодняшний «лауреат» — «Варшавский дождь». Победил в итоге «Дождь», во многом за счет вступления, предвосхитившего наступление эпохи симфо-прога. Песню эту написал Давид Тухманов (это уже уже его второе попадание в наш хит-парад) на стихи Владимира Сергеева (о котором мы как раз недавно вспоминали в заметке, посвященной Дню Победы) —
Песня была записана в 1972 году (хотя вышла на миньоне только через год), а исполнил ее Александр Лерман.
Текст - МЮ.
81-е место. Король и Шут «Прыгну со скалы» (1995)
Ютуб-канал meskalit
Третий представитель Питера в этой десятке — группа Король и Шут — одна из немногих команд в нашей стране, которые в 2000-х были способны собирать стадионы. Честно признаться, мы не являемся поклонниками хоррор-панка вообще и этого коллектива в частности. Но не признать, что Князь и Горшок стали явлением в отечественном роке и создали свой неповторимый музыкальный и сценический образ, было бы явной несправедливостью. Песня «Прыгну со скалы» была одним из номеров, обеспечивших Королю и Шуту прорыв на большую сцену и в радиоэфиры. А первоначально она появилась в 1995 году на неофициальном демо-сольнике Андрея Князева, получившем потом название «Любовь негодяя».
Текст - МЮ.
Продолжение следует.
Предыдущая заметка:
#музыка #рок #русский рок #александр градский #король и шут #веселые ребята #группа лицей #группа форвард #сузорье #владимир маркин
Вы, надеюсь, обратили внимание, что в последнее время статьи, посты и видео на канале выходят практически ежедневно. Это забирает значительное количество времени. Если вы сочтете, что наши дополнительные усилия стоят вознаграждения, то можете помочь нам развивать канал дальше. Размер суммы исключительно на ваше усмотрение.