В юности мои отношения с легендарным фантастом Гарри Гаррисоном (1925-2012 гг.) как-то не сложились. Нет, разумеется, я с огромным интересом следил за приключениями Язона в «Мире смерти», а «Специалиста по этике» и «Конных варваров» буквально проглотил. Но ещё один знаковый цикл романов американца до недавней поры оставался до меня недосягаем. Речь идёт о «Стальной крысе» - сатирическо-фантастических историях о головокружительных приключениях самого ловкого мошенника и пройдохи в обозримой вселенной – Джеймсе Боливаре де Гризе (он же Джим де Гриз, он же Скользкий Джим, он же Стальная крыса).
«Крысиная» серия насчитывает свыше десяти произведений (в основном - романов), и, как несложно предположить, знакомиться с ней я начинал отнюдь не с первой книги. Дело было в конце 90-х, отзывов и интернет-указаний, в каком порядке читать, не существовало (во всяком случае, мне не попадались), и литературу приобретали преимущественно на свой страх и риск. Так в руках оказалась «Стальная крыса на манеже» - едва ли не заключительная часть цикла. И пока глаза изучали яркую обложку с полуголой блондинкой (неудивительно, что подростка привлекала именно эта книжка), голос Аллы Борисовны в моей голове выводил неуместные строки: «Выходят на арену силачи…»
Свою книгочейскую ошибку я понял сразу, но было поздно. Прочитал от корки до корки (деньги же уплачены!), но сказать, что хоть что-то отложилось и запомнилось, - было бы ложью. Со вздохом разочарования поставил книгу на самую верхнюю полку и забыл о «Стальной крысе», казалось, навсегда. Впрочем, и здесь я ошибался…
2022 год. Во время очередной вылазки в книжный магазинчик нашего городка попалась подержанная книга 1992 года «Крыса из нержавеющей стали», включающая первые четыре произведения цикла. Взгрустнулось, в нос ударил щекочущий запах ностальгии, купил. Несмотря на отвратительно мелкий шрифт, за несколько вечеров осилил ровно половину и теперь вынужден в третий раз признать: это была моя ошибка. В том, что не прочёл этого раньше, а мнил себя знатоком зарубежной фантастики. Но хватит посыпать голову пеплом, пора, наконец, взяться за Стальную крысу.
Да простит уважаемый читатель, но «Рождение стальной крысы» практически пропущу. Да, книга очень важна для понимания персонажа, в ней появляется первый криминальный учитель Джима – колоритный аферист Слон. Но в общем и целом создаётся ощущение, что Гаррисон просто разминался перед отправкой Крысы в армию. Хотя и эта разминка получалась достойной! Ограбление, арест, побег, новые преступления, космические перелёты – буквально тонешь в водовороте событий. И только дочитав до точки и пережив гибель Слона, понимаешь, что на твоих глазах только что произошло рождение Стальной крысы – вора и бандита, но отнюдь не пропащего человека.
Антигерой на первых ролях в литературе – дело привычное. Тот же Язон дин Альт был чертовски ловким игроком, а попросту – каталой, обувавшим доверчивых граждан. Вот только в «Мире смерти» Гаррисон наделял Язона телепатическими способностями, сразу ставя его на ступень выше обычного человека. А вот Джиму де Гризу мастер предоставил возможность обходиться собственными силами. Впрочем, большего ему и не надо: слесарные навыки, мастерство рукопашного боя и, самое главное, молодость помогают Стальной крысе выйти сухой из воды и не заржаветь в самых непростых ситуациях. Получился какой-то Супермен или Суперрэт, если хотите.
Вторая часть цикла – «Стальная крыса идёт в армию» – оказалась не только ещё более экстремальной, но и более глубокой. Видно, что писатель не понаслышке знает про воинский быт и распорядок. И вволю иронизирует. Ну конечно, ведь Гарри Гаррисон служил сержантом в ВВС США и четыре года был инструктором по стрельбе. Похожа, что служба пришлась ему, мягко скажем, не по нутру. Это очень хорошо заметно в произведениях фантаста. Для примера пара цитат из книги «Стальная крыса идёт в армию»:
«Наша родина – демократическая страна, а вы – добровольцы и дадите клятву. Если не дадите – а у вас есть такое право, – то вот через эту дверь попадете в федеральную тюрьму, где просидите тридцать лет за уклонение от демократических обязанностей».
«Вот всегда так: старики посылают молодых воевать. Ставили бы в строй не моложе пятидесяти пяти, разом бы все войны прекратились».
Несмотря на всю очаровательность и сатиричность данного произведения, обойтись без ляпов Гаррисону не удалось. Мастер, по всей видимости, так увлёкся обличением людей в погонах, что забыл объяснить самое главное: как Джим де Гриз (при всей его находчивости) сумел не просто влиться в воинский коллектив, но вообще понять, что происходит в армии? Стальная крыса доселе нигде не служила (пару недель в наёмниках – не в счёт), а любой человек, попавший с гражданки в воинскую часть, растеряется и сразу же выдаст себя. Хотя бы неумением подойти к старшему по званию, незнанием элементарных (для каждого служивого, но не человека извне) вещей. Знаю это на собственном опыте, и никакие военно-патриотические клубы и допризывные занятия не сделают из человека стопроцентного солдата. Полгодика в казарме – другое дело!
Меж тем Джим де Гриз преспокойно влезает в шкуру и рядового, и капрала, и даже офицера. И никто не замечает подвоха и того, что «царь-то ненастоящий». Фантастика – не иначе!
Не менее фантастичным звучит и вариант Гаррисона противостоять вооружённому вторжению: «Генералы затеяли войну – но на нее никто не пришел». Воображение писателя придумало уникальный вариант развития общества – «индивидуальный мютюэлизм» – некий синтез анархического социализма с элементами… коммунизма? Приверженцы ИМ просто игнорируют завоевателей. На них наставляют оружие, а они только плечами пожимают. Словом, без стакана не разберёшься.
Кстати, ИМ у Гаррисона создал не абы кто, а суперкомпьютер – робот «Марк-IV» (ну конечно, человеческий мозг на такое был бы не способен!) «Марк-IV»… Что-то мне это напоминает… Ну конечно! В дополнении «Блюз старого мира» к легендарной компьютерной игре «Фоллаут. Нью-Вегас» фигурировала говорящая стеллс-броня «Марк-II». Чтобы её раздобыть, нужно было ползать по подземельям, орудовать отмычками, взламывать сейфы, отключать системы обнаружения, прятаться от охранников… Стать настоящей Стальной крысой! Уж не отсылка ли это к Гаррисону?
Ну и напоследок небольшой штрих к вселенной «Стальной крысы». Гарри Гаррисон бы настоящий полиглот, свободно говорил на 7 языках (а заказать пинту пива мог и на 20), но особую страсть испытывал к эсперанто. Немудрено, что именно на эсперанто он заставил говорить героев своих книг, сделав его языком межпланетного общения. Ĉiuj la plej bona, karaj amikoj!
Антон АГЕЕВ.
Иллюстрации автора и из открытых источников.
#книгочей
#гарри гаррисон
#стальная крыса
#лучшие книги
#обзор книг
#фантастика
#сатира и юмор
#антигерой
#вымышленные миры
#зарубежная литература