Когда-то эфиопского шакала даже профессиональные зоологи путали с лисицей, и с плутовкой его роднил не только окрас. Уникальный зверь эфиопских лугов способен удивить, а иногда и обескуражить.
Ложная лисичка
Эндемик Эфиопии имеет не одно название. Как его только не кличут: от сыменской лисицы и красного шакала, до эфиопского волка. Такая путаница в данных стала следствием сомнений человека. Пока учёные не провели генетические исследования, зоологи не могли определиться с происхождением животного. Лишь после анализа стало предельно ясно — предком шакала был волк. В 2003 году — ни один из 600 выживших эфиопских шакалов не содержался в неволе.
Домоседство — не мука
Один из самых редких представителей псовых всем своим нутром не любит путешествия. Не прельщают шакала дальние переходы. Какое там Таити, когда вокруг великолепные луга? Зверь живёт на высоте от 3000 метров над уровнем море и никогда не спускается ниже. В противном случае организм шакала быстро накопит африканскую жару, а механизмов по выводу излишков тепла у животного мало. В неравной схватке с глобальным потеплением наш герой явно проигрывает.
Уточки заквакали
Чтобы понять почему зоологи путали шакала с лисицей, нужно обозначить важную особенность его внешности. Для волков не типична удлинённая «физиономия», а эндемик Эфиопии обладает именно такой. «Зверь-солнышко» щеголяет в огненно-рыжей шубе, и одни лишь горловые участки покрыты белым мехом. Никого не напоминает?
Но если у лисицы кончик хвоста белого цвета, то у шакала он — чёрный, как и обратная сторона его мягких ушей. А в весе и габаритах «солнечная собака» заметно больше, чем среднестатистическая лисица.
Тише мыши!
Ещё одно несоответствие. Вроде крупный хищник, вроде потомок волков, и охотится на... Грызунов? Специалистов сбили с толку зубы шакала — они не приспособлены под пережёвывание крупных кусков пищи. Челюсть — продолговатая, а зубы — узкие и мелкие. Такое строение есть ни что иное, как адаптация под питание мелкой провизии. В особо голодное время шакал может изловить зайца или горную ньялу, но в 95% случаев предпочтёт полёвку или африканского слепыша.
Достать из-под земли!
Совсем не слышно, как шакал подкрадывается к добычи. Мягкую поступь зверю обеспечивают нарядные «носочки» на лапах. Пищу шакал ищет исключительно на открытой местности. Заслышав перемещения «пискаря», эфиопец замирает на расстоянии от 5 до 10 метров до цели. И только после тщательной подготовки совершает финальный буллит.
Если грызун решит спрятаться в убежище — не проблема. Эфиопский хищник приучен копать. Если с пищей станет совсем туго, то герой повествования не побрезгует подобрать недоеденное кем-то другим.
Всем скопом
Шакалы не понаслышке знают, что такое верность. Фраза «и пока смерть не разлучит нас» — как раз о них. Своих детёнышей эфиопские шакалы воспитывают вместе, причём приплод всегда строго по графику: с августа по сентябрь — знакомства, а с октября по ноябрь — щенки. В помёте редко бывает больше шести потомков, а об их безопасности, сытости и здравии заботится абсолютно вся группа, включая старших братьев и сестёр. Интересно, что сначала едят щенки, а уже потом родители.
Численное превосходство
К образу жизни эфиопских шакалов невозможно применить термин — «стая». Все члены группы состоят в семейном родстве. После окончания пубертатного периода, самки покидают семью и уходят на поиски счастья. Самцы же остаются с родителями до тех пор, пока не повстречают подходящую невесту. Таким образом семья контролирует численность — юные «барышни» не приносят «в подоле», а большое число самцов повышает общую безопасность группы.
По головам!
Подшёрсток у шакалов — знатный, суровым ветрам он не по зубам. Но это касается лишь светового дня. Вместе с сумерками на луга опускается холод. Рыть норы здесь негде — всюду гористая местность. Поэтому эндемики Эфиопии живут в расщелинах скал. Чтобы обезопасить себя, они выбирают помещения с несколькими выходами. А это, на минуточку, 100% наличие сквозняка. Чтобы не продрогнуть и не захворать, эфиопские шакалы укладываются спать друг на друге.
В режиме изоляции
Ученые из Зоологического Общества Лондона обнаружили 7 изолированных популяций шакалов. Две южные, оторваны от остальных глубокой впадиной. Они и так-то не любят путешествовать, а тут ещё и препятствие непреодолимое. Больно надо!
В результате вид получился генетически раздробленным. Даже во внешности есть приметные отличия. Чтобы сохранить или даже улучшить генетику, зоологи предложили соорудить некий перешеек. Может встретятся?