За последние 2 года я уже несколько раз (6, если быть точнее) входила в партнёрства и выходила из них.
Во всех случаях вполне спокойно и с сохранением хороших отношений с людьми, с кем заканчивали работу. Причина тому - грамотная фиксация договорённостей на входе.
❗️Уделите время этому документу до того, как возьмете первые деньги от клиента. И поставьте задачу на его составление в приоритет.
Сразу к делу. Из очевидного (но не всегда), что должно быть в партнёрском договоре по умолчанию:
1. Предмет партнёрства. Что именно создаёте вместе, над чем работаете. Даже здесь могут быть недопонимания. Определитесь, какая деятельность совместная, а какая возможна обособленно. Особенно актуально, если у вас несколько направлений бизнеса или вы объединяетесь по уже работающим направлениям у каждого из вас.
2. Вносимые ресурсы с каждой из сторон.
Каждый бизнес - отдельная обособленная система. Деньги, ресурсы, команда - собственность той системы, к которой они относятся. При партнёрстве каждая из сторон вносит какой-либо вклад. Пропишите, что каждый вносит на входе, чтобы впоследствии легко определить, что было изначально, а что совместно созданный продукт / ресурс и т.п.
3. Зоны ответственности и распределение обязанностей. Каждая задача должна иметь чёткие сроки, понятный ожидаемый результат, исполнителя и ответственного. Назначьте главного по каждой из частей бизнеса в соответствии с компетенциями, опытом и желанием заниматься этой частью.
4. Кто в бизнесе главный? Вы можете делить прибыль 50/50, но по ключевым решениям должен быть ОДИН человек, который скажет последнее слово в случае разногласий. Может быть назначен главный по всем вопросам или в зависимости от зон ответственности.
Например, Партнёр 1 отвечает за маркетинг, и именно он принимает решение, запускать или отключать тот или иной источник трафика. Партнёр 2 высказывает своё мнение, но финальное решение за Партнёром 1. При этом Партнëр 2 может иметь финальное слово при найме исполнителей на оказание услуги.
Определите зоны, где решения могут приниматься только единогласно. Например, при вопросах распределения прибыли - вывести дивиденды или направить в развитие.
5. Условия, при которых расходитесь. Это могут быть как результаты совместной деятельности (в каком случае партнерство продолжать не целесообразно), качество / количество выполненных партнерами обязательств, жесткое нарушение договоренностей (например, ложь, обман со стороны партнера, финансовые махинации). Определите, что происходит в каждом из случаев - как распределяются активы, как возможно продолжать деятельность раздельно, ограничения.
6. Этапы развития и реперные точки. Если пока не все пункты договора возможно прописать из-за недостатка данных или созданное партнерство имеет явно выраженные стадии, пропишите их сроки и что происходит в конце каждой. Например, через 2 месяца определяется формула расчета стоимости компании, партнеры обязуются заниматься только этим проектом, пересматривается процент распределения прибыли. Через 3 месяца принимается решение о приоритетных направлениях партнёрства / компании.
7. Как распределяется прибыль: какая часть на дивиденды, какая на развитие, резервный фонд и т.д. Как часто распределяется.
8. Как принимаются решения. Кому принадлежит последнее слово (один главный или по зонам ответственности). Как часто / при каких условиях решения подлежат пересмотру; порядок решения споров, в каком случае привлекается третья сторона для решения конфликта и кто ее оплачивает.
9. Личное, приоритеты, прочие договоренности. Проговорите и пропишите всё, что для вас важно в партнерских отношениях. Например, что вы отвечаете на рабочие сообщения только с 9:00 до 21:00, за исключением срочных ситуаций.
Это далеко не всё, но достаточно, чтобы направить вопросы партнерства в нужную сторону.
Какие ещё есть вопросы по соглашению?
#партнер #предприниматель #бизнес #партнерство #отношения #договор #инвестброкер #совет #полезное #инвестициивбизнес