В середине XVI века некто Ричард Ченслор, отплыв из Англии, обогнул Скандинавский полуостров и вышел к берегу Белого моря, открыв тем самым новый торговый путь. Об этом путешествии остались интереснейшие записки, которые начинаются следующим образом:
«Когда наши купцы заметили, что английские товары имеют мало спроса у народов и в странах вокруг нас и близ нас и что эти товары, которые иностранцы когда-то на памяти наших предков настойчиво разыскивали и желали иметь, теперь находятся в пренебрежении и цены на них упали, хотя мы их сами отвозим к воротам своих покупателей, а между тем иностранные товары дают большую прибыль и цены на них сильно поднимаются, некоторые почтенные граждане Лондона, люди большой мудрости и заботящиеся о благе своей родины, начали раздумывать между собой, как бы помочь этому тяжелому положению».
В то время, все в Европе искали разнообразные способы попасть на Восток. До такой степени разнообразные, что даже стремились попасть в страны Востока, плывя на запад. Происходило это оттого, что все тривиальные пути туда уже кто-то застолбил, и снимал с этого пенки. Самый естественный путь на восток из Англии – через Балтийское море, держали голландцы. В то время отношение между ними и Англией ещё не достигло того градуса напряжения , что в XVII веке, когда оно вылилось в целую серию англо-голландских войн, да и вообще Соединённые Провинции ещё только намечались в проекте, но морскую торговлю на Балтике уже практически монополизировали. Народ этот «столь сильно склонен к мореплаванию, что можно сказать, вода более его стихия, нежели земля». На восточном же берегу Балтики прочно осели шведы. С воцарением в 1523 году династии Ваза, они всерьёз взялись за государственное строительство. И контролировали дальнейший транзит товаров. По соседству со шведами пристроился Ливонский орден. Посредников было много, все хотели свою долю в прибылях, поэтому англичане искали свои собственные пути.
Идея экспедиции, которую осуществил Ченслор, была не столь уж и причудлива. Она состояла в том, чтобы достичь стран Востока, двигаясь сначала на северо-восток, а потом на юг. Организацию взяла на себя созданная в 1551 году «Компания купцов-предпринимателей для открытия стран, земель, островов, государств и владений, неведомых и доселе морским путем не посещаемых» (Mystery and Company of Merchant Adventurers for the Discovery of Regions, Dominions, Islands, and Places unknown). Одним из её основателей был Себастьян Кабот – знаменитый путешественник, более всего прославившийся своими попытками достичь стран Востока, плывя на северо-запад. Также затеей живо заинтересовались натурфилософ Джон Ди и географ Ричард Хаклюйт.
Предполагалось, что обойдя Скандинавию нужно будет добраться до Оби, а по ней, согласно бытовавшим тогда географическим представлениям, можно попасть в Китай. Финансирование было коллективным: «Чтобы не обременять каждое отдельное лицо слишком большими издержками, было решено, что каждый, кто желает быть членом общества, уплачивает долю в 25 фунтов; благодаря этому в короткое время была собрана сумма в шесть тысяч фунтов; были куплены три корабля, которые в значительной мере были вновь перестроены и отделаны». Предполагалось взять с собой припасов на 6 месяцев, поскольку вперёд решили двигаться в течении полугода, столько же потребовалось бы на возвращение, а ещё шесть месяцев отводилось на возможную зимовку, в случае, если двигаться куда-либо будет невозможно.
Командиром всей эскадрой возложили на Хью Уиллоби, Ченслор же был капитаном одного из трёх кораблей, носившего имя «Эдуард Бонавентура» («Эдуард Благое Предприятие» ). Дело было в царствование Эдуарда VI, того самого короля, который является героем повести Марка Твена «Принц и нищий».
Экспедиция оставила порт 20 мая 1553 года: «В назначенный день все, простившись с близкими, кто с женой, кто с детьми, кто с родственниками, кто с друзьями, более дорогими, чем родня, были на месте, готовые к отплытию. Подняв якоря, они двинулись с началом отлива и, идя тихим ходом, дошли до Гринича. Большие корабли вели на буксире лодки, шедшие на веслах, и моряки, все одетые в уэчет, г. е. небесно-голубые суконные одежды, сильно гребли, старательно направляя путь. Когда они подошли к Гриничу, где в то время был королевский двор, и когда о приходе кораблей разнеслись первые вести, придворные выбежали из дворца и собрался простой люд, густой толпой стоявший на берегу. Члены тайного совета смотрели из окон дворца, остальные взобрались на верхушки башен. Тут корабли дали артиллерийский залп, выстрелив из всех орудий на военный и морской образец, так что в ответ зазвучали вершины холмов, а долины и вода отозвались эхом; моряки же так закричали, что небо зазвенело от шума. Кто стоял на корме и жестами прощался с друзьями, как умел, кто расхаживал над люками, кто карабкался на ванты, кто стоял на реях, кто на марсе. Коротко говоря, это было некоторым образом настоящее торжество для зрителей. Но увы! добрый король Эдуард, в честь которого это все было, главным образом, устроено, не присутствовал при этом зрелище вследствие болезни, а недолго спустя после отплытия этих судов последовало печальное и горестное событие — его кончина» .
На случай, если в пути непогода разбросает корабли , было условлено встретиться в норвежской гавани Вардехус. Так в скорее и случилось, но прибывший после бури в Вардехус «Эдуард Бонавентура» тщетно прождал спутников целую неделю. В конце концов Ченслер решил продолжить путь в одиночестве. Судьба двух других кораблей стала известно много позже. Их команды погибли во время зимовки в устье реки Варзина (современная Мурманская область). Людям Ченслора повезло больше.
«Капитан Ченслор направил курс к неизвестным странам и зашел так далеко, что оказался в местах, где совсем не было ночи, но постоянно сиял ясный свет солнца над страшным и могучим. После пользования непрерывным солнечным светом в течение нескольких дней богу угодно было привести их в большой залив длиной в сто миль или больше. Они вошли в него и бросили якорь, далеко зайдя вглубь. Оглядываясь вокруг и ища пути, они заметили вдалеке рыбачью лодку. Капитан Ченслор с несколькими людьми отправился к ней, чтоб завязать сношения с бывшими в ней рыбаками и узнать от них, какая здесь страна, какой народ и какой их образ жизни».
От рыбаков англичане узнали, что земля эта – Россия, и правит здесь царь Иван Васильевич. Местные жители «добровольно предлагали новоприезжим гостям съестные припасы и не отказались бы от торговых сношений, если бы не чувствовали себя связанными религиозно соблюдаемым обычаем не покупать иностранных товаров без ведома и согласия своего короля». Вот это очень интересное деталь. Расстояние от Москвы до места высадки экспедиции Ченслора – около 1200 км, но торговать с иноземными купцами без разрешения из центра – ни-ни. И думается мне, религиозные верования тут совершенно не причём. Куда больше это говорит о степени централизации и качестве коммуникаций.
Вскоре появился и «губернатор» этих мест, который после непродолжительных переговоров разрешил доставку на корабли продовольствия, и отправил гонца в столицу. Русские же источники уточняют, что гонца отправили Холмогорские выборные головы Филипп Родионов и Феофан Макаров.
Ожидание, однако, затянулось, и в конце концов англичане пожелали сами отправиться в Москву. Местные поначалу отнеслись к такому своеволию гостей без восторга, но потом снарядили их всё-таки в путь дорогу. К устью Двины «Эдуард Бонавентура» подошёл 24 августа, а дорога в столицу началась 3 ноября, по уже установившемуся санному пути. «Так капитан Ченслор отправился в сухопутное путешествие, которое было очень длинным и тяжелым. Он пользовался санями, очень распространенными в этой стране; все там ездят на санях, и все их повозки такого вида; народ почти не знает других повозок вследствие чрезвычайной твердости земли, замерзающей зимой от холода. Последний в этой стране ужасен и достигает крайних размеров, о чем мы скажем кое-что ниже». Как выяснилось позже, царь был вовсе не против, и сам уже отправил капитану Ченслору приглашение ко двору. Царский гонец повстречался капитану, когда большая часть пути в столицу была позади.
«Москва (Mosco) – вспоминает Ченслор - находится в 120 милях от Ярославля. Страна между ними изобилует маленькими деревушками, которые так полны народа, что удивительно смотреть на них. Земля вся хорошо засеяна хлебом, который жители везут в Москву в таком громадном количестве, что это кажется удивительным. Каждое утро вы можете встретить от семисот до восьмисот саней, едущих туда с хлебом, а некоторые с рыбой. Иные везут хлеб в Москву; другие везут его оттуда, и среди них есть такие, которые живут не меньше, чем за тысячу миль, все их перевозки производятся на санях. Едущие за хлебом из столь отдаленных местностей живут в северных частях владений великого князя, где холод не дает расти хлебу — так он жесток. Они привозят в Москву рыбу, меха и шкуры животных; в тех местностях количество хлеба невелико.
Сама Москва очень велика. Я считаю, что город в целом больше, чем Лондон с предместьями. Но она построена очень грубо и стоит без всякого порядка. Все дома деревянные, что очень опасно в пожарном отношении. Есть в Москве прекрасный замок, высокие стены которого выстроены из кирпича. Говорят, что стены эти толщиною в 18 футов, но я не верю этому, они не кажутся такими. Впрочем, я не знаю этого наверно, так как ни один иностранец не допускается к их осмотру. По одну сторону замка проходит ров, по другую — река, называемая Москвой (Moscua), текущая в Татарию и в море, называемое Каспийским. С северной стороны расположен нижний город; он также окружен кирпичными стенами и таким образом примыкает к стенам замка. Царь (emperour) живет в замке, в котором есть 9 прекрасных церквей и при них духовенство. Там же живет митрополит с различными епископами».
Царю Ивану Васильевичу было в ту пору 23 года, и он ещё не совершил всех тех деяний, за которые его назовут впоследствии Грозным, но уже лет шесть не просто сидел на троне, а реально правил и за это время успел провести ряд важных реформ. О необходимости существенных перемен молодой правитель заявил во время своего выступления на соборе 1549 года, так называемом «соборе примирения» после Московского восстания. Этот же собор принял решение об исправлении старого Судебника. Изменения коснулись в основном вопросов центрального и местного управления. Новый, утверждённый в 1550 году, Судебник несколько ограничил власть наместников и расширил функции служилой приказной бюрократии, а также предусматривал участие выборных старост в наместничьем суде. Кроме того, была проведена реформа податного обложения и военная реформа, выразившаяся, в частности, в создании стрелецкого войска.
Проложивший путь вокруг мыса Северный Нос английский капитан был принят царём ласково, удостоен личной аудиенции и зван за царский стол. В его записях много места занимает описание придворных нравов и обычаев, есть и другие интересные наблюдения: о судебной практике, о религии, о порядке держания земли, о делах армейских.
Капитан Ченслор попал ко двору Ивана Грозного удивительно вовремя. В предыдущем 1552 году успешно завершился поход на Казанское ханство, в следующем, 1554, русское войско отправится к Астрахани. Это придаёт английскому визиту особый политический и экономический контекст.
Если говорить о первой половине XVI века, то важнейшим направлением внешней торговли России была торговля с Турцией , главной торговой артерией река Дон. Далее по морю товары продолжали путь на турецких кораблях.
Теперь настал черёд Волги стать, наконец, великой русской рекой, вместе с притоками - водной артерией, по которой можно было добраться от Москвы до самого до Каспия и дальше в сказочную страну Персию. Россия вывозила на Восток пушнину, кожевенное сырьё, льняные холсты, скобяной товар , железные изделия, оружие. Ввозила в большом количестве предметы роскоши - пряности, шёлк и бархат, сахар, сушёные фрукты, но также и красители, которые использовали уже местные мастера, и недорогие хлопковые ткани.
Обогнувшие Скандинавию англичане как раз подоспели , чтобы подключится к этому пути со своего конца со своими товарами. Попасть через Обь в Китай им, правда, не удалось, но освоить путь по Двине, потом по Волге, через Каспий и в Персию было не менее интересно. Тем более, что транзитную торговля с Китаем через Персию тоже можно вести.
Имея ввиду всё эти заманчивые перспективы, Ченслор выехал из Москвы в 1554 году, увозя с собою царское разрешение английским купцам торговать и письмо английскому монарху, которое ему довелось вручить уже не Эдуарду VI, а Кровавой Мэри. В следующем 1555 году, снарядившая его в путь торговая компания была переименована в Московскую Компанию и получила патент от королевы. Ченслор вновь прибыл к устью Двины и оттуда в Москву, получил льготную грамоту для Московской компании от царя Ивана Васильевича и отбыл обратно в Англию, увозя посольство во главе с дьяком посольского приказа Осипом Григорьевичем Непеей. Увы, это плавание оказалось роковым для английского капитана. Его корабль потерпел крушение у берегов Шотландии, сам Ченслор и многие члены экипажа погибли, но русский посланник спасся и добрался до Лондона. За 12 миль от столицы его встретили 80 богатейших английских лорд-мэром. Приём на высочайшем уровне также прошёл в тёплой дружественной атмосфере.
В скором времени из Англии ко двору Ивана Грозного был послан некто Энтони Дженкинсон, в русских источниках известный как Антон Янкин. К тому времени, как он добрался до Москвы, Астраханский поход был уже успешно завершён, и Дженкинсон получил дозволение царя отправится с новоназначенным воеводой в Астрахань. Его дальнейшее путешествие на Каспий, а затем по Прикаспийским степям, безусловно, достойно отдельного рассказа. Здесь же мы уделим больше внимания его деятельности при Московском дворе. Царь Иван Васильевич был о Дженкинсоне весьма высокого мнения, и просил, чтобы для обсуждения дел торговых присылали именно его. Успешно начатые при королеве Марии отношения были продолжены при королеве Елизавете. С этого момента можно говорить о формировании важнейшего евразийского торгового пути Архангельск – Астрахань.
На первое время английская Московская компания получили здесь исключительное право беспошлинной торговли. Позже, однако, условия этой торговли неоднократно становились инструментом политического давления со стороны Кремля. Англичане были крайне заинтересованы в том, чтобы оставаться единственными представителями Запада, и ревниво относились к появлению в Москве голландцев или представителей итальянских торговых республик.
Иван Васильевич отношения с англичанами ценил, но был не прочь прорубить ещё одно, балтийское, окно в Европу. Захватив в 1558 году Нарву, он планировал сделать её крупным торговым портом, и если на Белом море он готов был оставить английскую монополию, то в Нарве желал видеть также голландцев и купцов из славного города Любека. План, безусловно, стоящий, и уже начал неплохо работать, не смотря на козни поляков и шведов. Но в конце концов эти последние его жёстко пресекли. В 1581 году они отбили Нарву, перебив там русское население, и прихватили ещё и Ивангород. Единственным «окном» надолго остался Архангельск.
Однако Московской компании не удалось пройти тот путь, который прошла основанная в 1600 году компания Ост-Индская, и стать своего рода государством в государстве. Монополия английских купцов была предметом постоянного торга английских и русских монархов. В то время как в XVIII веке Ост-Индская компания попросту встроилась в индийскую феодальную систему, монополия британской Московской компании в России была окончательно отменена в ходе петровских реформ.
Автор: Наталья Беспалова
Кот-учёный благодарит за идею статьи автора замечательного канала История с Карстеном Роде
Путеводитель по каналу «Кот-учёный». 2021
#история #география #путешествия #англия #россия #торговые пути