Греческая колония находится практически в центре Иерусалима – к юго-западу от Старого Города и называется Катамон - в переводе с греческого – «монастырь». Или – «уединенное место». И монастырь там действительно есть, причем для людей верующих очень даже значимый.
Наверное, даже люди от религии далекие слышали о Празднике Сретения – встрече человечества в лице старца Симеона с богом.
Так вот, монастырь действительно был основан старцем Симеоном. То есть монастырь появился позже, а первоначально это было именно место уединенного проживания, где Симеон ожидал обещанной ему ангелом встречи с Богом.
Кто такой был Симеон? Жил на свете реальный человек , хорошо образованный и знавший несколько языков, служил священником в Иерусалимском храме, переводил Ветхий Завет на греческий язык по заказу египетского правителя.
Дожил до глубокой старости, похоронил всех своих родственников и уже устал жить – но согласно обещанию Бога должен был встретить Спасителя на земле. И вот, когда Богоматерь с Иосифом на сороковой день после рождения первенца пришли в иерусалимский храм принести жертву – двух голубей – Святой Дух привел туда же немощного старца. Обещанная встреча со Спасителем мира произошла, и Симеон произнес слова, ставшие бессмертным гимном «Ныне отпускаешь раба твоего...»
Симеон был похоронен возле своего дома, в 12-м веке грузинские цари основали здесь монастырь. После османского завоевания от монастыря ничего не осталось, и только в 1859-м году теперь уже иерусалимская церковь занялась его возрождением. На выкупленной земле был обустроен парк, а монастырь восстановлен и превращен в одну из загородных резиденций патриарха.
Нынешняя главная святыня – могила Святого Симеона – привлекает в монастырь множество паломников, в том числе из России . А церковь при монастыре – это приходская церковь местных греков.
«Местными» иерусалимские греки стали в начале 20-го века. Вынести греческую колонию за приделы Старого города пришлось не столько из-за скученности, сколько из-за конфликтов греков с местными палестинскими христианами. Как мы уже знаем, еще со времен Османов греческая церковь в Палестине была богата и влиятельна, греки занимали все руководящие должности в патриархии, а «карьерная лестница» местных христиан заканчивалась на уровне приходского священника. Газета «Фаластин» тоже, как помним, постоянно подливала масла в огонь на эту тему.
В этой недружественной обстановке греческие «эксплуататоры и оккупанты» решили основать поселение за пределами Старого Города. Средствами для покупки земли будущая колония располагала, а участки и очередность строительства определяли жребием. Почти как в Тель-Авиве! Но если в Тель-Авиве была «лотерея ракушек», то в Катамоне была «лотерея пирогов»! В пироге запекали монетку, и в чьем кусочке она оказывалась, тому община собирала деньги и строила дом!
Катамон отстроился быстро, стал буржуазно-респектабельным районом европейского характера, сохранив при этом восточное обаяние.
Здесь любили селиться и богатые арабы, и британские чиновники, и офицеры высокого ранга с семьями. Обучение в местных дорогих частных школах велось на английском, итальянском, немецком и французском языках
Процветание продолжалось до 1948- года, а после Войны за Независимость многие жители свои дома покинули. В некоторых из них позже разместились госучреждения, посольства и консульские представительства.
В некоторые самовольно заселились новые жители – по принципу «кто раньше встал – того и тапки». В данном случае – кто быстрее въехал. Ну, а дальше, как мы уже знаем, нужно прожить в доме 35 лет, после чего - считать себя полновластным владельцем!
А район, ведущий начало от обители Святого Симона – по-прежнему один из лучших в Иерусалиме!
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете