Ограниченные возможности
Двум сыщикам небольшого ума, с дипломом и дипломом, их начальница госпожа Белладонна поручила организовать доставку чемоданчика с миллионами. В этой поросёнкофунтиковской фразе укладывается весь сюжет современной французской комедии Эрика Лавэна «Служить и защищать». И, как становится понятным из содержимого, смысл действа здесь минимален. Вероятно, главная фишка картины – комедийные ситуации, в которые каждую минуту попадают персонажи Када Мерада (его самый известный фильм «Хористы») и Кловиса Корнийяка («Астерикс на Олимпийских Играх») и иногда второстепенные герои, старательно подыгрывавшие главным.
Типажи оболтусов вырублены топором в мраморе. Плешивый изображает богомола, мечтающего стать звездой полицейских кинокомиксов, волосатый ограничен рамками скупого специалиста по некрасивым женщинам. Вероятно, эти черты характера настолько дополняли один одного, что напарники тридцать лет ходят вместе, радостно троекратно целуясь в небритые щеки при встрече. Нет, они не такие, просто реверанс в толерантность, а то негров ведь в кадре нет. Впрочем, зато есть инвалиды, то есть люди с ограниченными возможностями (будто у других неограниченные, ага). Правда, ограниченным выпали роли недалеких умственно грабителей, ну, что поделаешь – жанр ленты такой, все немного с придурью.
Зато зрителю на фоне балбесов кажется, что он гораздо интеллектуальнее, опытнее и умнее. Именно этим объясняется вековой выпуск картин с недотепами. Чтобы аудитория, чей ай-кью тоже не намного превышает минимальные рубежи, снисходительно усмехалась потугам Чарли Чаплина или Юрия Никулина. Или, переводя локомотив на французские рельсы, Луи де Фюнеса или Пьера Ришара. Вот только тогда на первый план выходит лицедейский талант актеров. Чем, мягко говоря, звезды «Служить и защищать» не блещут. Нет, правда, неужели, видя страдальческие ужимки соракапятилетнего Мерада, вы искренне наслаждаетесь комизмом ситуации? Да нет, просто дурак с пистолетом. Ах, как смешно он подстрелил напарника, ах, как элегантно передает преступникам схему ограбления банка. А дублер Астерикса? На фоне напарника он не вызывает физического неприятия, но предлагаете потешаться его судорожным попыткам нахватать в карман как можно больше карамелек с рецепшна?
И все. Если тебя не зацепили главные положительные герои, то фильм отправляется в виртуальную мусорку. Конечно, бывают исключения, где многое вытягивает второй план. Но и он здесь картонный. Негодяйка комиссарша настолько примитивна в своих злодеяниях, что с ней справится кто угодно с интеллектом Буратино. За главную красотку подают её секретаршу. На безрыбье и карась – тунец. Но где пресловутые французские очаровашки уровня Бардо, Мерсье, Марсо? Не на этой улице? Впрочем, может, я чего не понимаю, и во всем цивилизованном мире картина пользовалась уважением? Официальную прибыль стыдливо скрывают, указывая зрительскую французскую аудиторию в 400 тысяч душ плюс 10 тысяч – доля остального мира. Гонорар того же Мерада отбили, остальное – туманно. Да и из памяти стерлось начисто. Или кто-нибудь, услышав название фильма, хоть что-то вспомнит?
Снять хорошую комедию нелегко. Поэтому очень часто создатели идут по нехитрому принципу «Тупой и ещё тупее». Чем придурошнее ведет себя персонаж, тем более это считаются комичным. Ладно, если это какой-нибудь Гнездилов из сериала «Пес», нудный эфир госканалов надо чем-нибудь заполнять. Но пытаться, не имея больше ничего в загашнике, снимать полнометражное кино для большого экрана, весьма самонадеянно. В лучшем случае, если сойдутся звезды, можно заработать на стадных инстинктах скороспелых деньжат, но, по-любому, свой рейтинг будет безвозвратно загублен. А ведь всем без исключения людям кино хочется славы и уважения. Как и полицейскому Мишелю Будрио, ставшего к титрам комедии успешным телегероем.
#Франция #комедия #Лавэн #Мерад #Корнийяк