Найти тему
Армавир

Стала психологом, чтобы помогать своему сыну – инвалиду детства

Оглавление

О приходе в профессию

22 ноября в России отмечают День психолога. Эта профессия сегодня охватывает максимально широкий диапазон профессий. Специалистов-психологов можно встретить в системах образования, здравоохранения, соцзащиты, на предприятиях промышленности, торговли и IT, не говоря уже о целых отделах трудящихся в рекламных компаниях под руководством психологов. В связи с меняющимся и ускоряющимся ритмом жизни психология необходима и в обычной жизни - в воспитании детей, в семейных и деловых взаимоотношениях. Это не новое веяние моды, раньше роль психологов исполняли шаманы и деревенские колдуньи, которые лечили человека не настойками и зельями, а тем, что были готовы без осуждения выслушать его проблемы.

В Армавире, как и в любом активно развивающемся городе, практикует достаточное количество психологов, нам удалось пообщаться с одним из них.

Наталья Иванова занимается психологией много лет. О том, как она пришла в профессию и кому помогает в первую очередь, читайте в нашем интервью.

- Наталья, где вы обучались на психолога и как пришли в профессию?

— Это мое третье высшее образование. Закончила я Дальневосточный государственный гуманитарный университет. Моя специальность по диплому – «Специальный психолог* с дополнительной специальностью Логопед».

А получила я его изначально, чтобы помогать своему сыну – инвалиду детства, грамотно сопровождать его по жизни и вести конструктивный, равный диалог со специалистами, с ним работающими. Потом вектор моего внимания сместился с детей-инвалидов на их родителей.

*Специальный психолог – специалист в области психологии, который занимается изучением психики человека, его внутреннего душевного состояния и помогает выстраивать жизнь в соответствии с определенными нормами и идеалами.

Профессия специального психолога появилась сравнительно недавно. Психолог не лечит в прямом смысле этого слова, а помогает человеку обрести гармонию как с самим собой, так и с окружающими его людьми.

- Разве с этим не помогают государственные органы?

- Государством делается много для поддержки семей, у котором есть дети с особыми возможностями здоровья, и ситуация меняется год от года, становясь все лучше. Но так уж сложилось и идет на протяжении многих лет, что основное внимание и государства, и помогающих специалистов, и родителей направлено на самих деток. А родители – на чьих плечах много лет лежит основная нагрузка - остаются без психологической помощи. Ни один родитель, ни одна семья никогда не готовится к рождению больного ребенка. Все мечтают о здоровом и счастливом малыше. К сожалению, не всегда так бывает. И первая реакция на известие, что в семью пришел ребенок с инвалидностью, – шок и стресс родителей. И уже на этом первоначальном этапе они нуждаются грамотном сопровождении и поддержке. Как жить с таким ребенком, какие последствия его патологии, чего ждать, на что надеяться, где брать силы, как сохранить семью – вот те вопросы, через решение которых проходит каждая семья. Прошла через это и я.

- В свое время Вы нашли такого специалиста?

- Увы, нет. Когда столкнулась с данной проблемой, таких специалистов в городе не было, я осталась без помощи и стала специалистом сама. Начала поддерживать родителей, в семье которых родился ребенок-инвалид, и помимо опыта работы с детьми, получила опыт работы с родителями. Сейчас я работаю в основном со взрослыми (за редким исключением). Потому что, как показывает жизнь, большая часть проблем детей начинается с семьи, с родителей.

«Нешаблонная Психология»

- На вашей визитке написано «Нешаблонная Психология». Что это значит?

- Помимо классических академических знаний по психологии я собрала в свой арсенал самые действенные методы из разных отраслей психологии, начиная с ведической. Вопросы познания себя, выстраивания отношений с партнером, поиск человеческого счастья, диалоги отцов и детей – это то, что создает наш мир, делает нас либо счастливыми, либо несчастными. Каждый человек – это огромная Вселенная с могучим потенциалом, со своей яркой звездой и каждый человек – хрупкий сосуд, наполненный своими мыслями и эмоциями, с которыми подчас нелегко разобраться. Не утратить свою уникальность, сберечь свою самобытность, помочь найти свой источник энергии - в этом и заключается миссия психолога.

Карты Таро

- Кроме прочего я знаю, что в своей практике Вы используете Таро. Насколько это научно?

- Идею использования Таро в психологии высказал К. Юнг, объясняя такую возможность архетипической символикой Таро. Именно Юнг увидел это и отразил в своих работах. Поэтому это вполне научный подход. Научный и оправданный.

Среди моих коллег–психологов отношение к Таро неоднозначное. Кто-то бесспорно принимает его преимущество и использует в работе, кто-то осознает его значимость, но в работе предпочитает не использовать, прикрываясь метафорическими картами – менее спорным инструментом, кто-то просто шарахается от Таро, считая, что это не может быть действенным и рабочим инструментом. Зная, что каждый Аркан представляет собой определённый архетип, психолог делает свои предположения о проблеме пациента. Это нормальная ситуация. Предпочтения в инструментарии есть и в любой другой профессии. И Таро – не единственный мой инструмент, все зависит от ситуации и уместности.

Врачеватель душ

- Влияют ли на запросы, с которыми приходят клиенты, изменения, связанные со сложившейся эпидемиологической ситуацией?

- Мир меняется с невообразимой скоростью. Особенно сейчас из-за пандемии коронавируса. Если раньше работа на удаленке, дистанционное обучение в школе и ВУЗе было чем-то, вызывающим отторжение, то сейчас люди начинают привыкать к этому. Но кто-то до сих пор не может это принять. Сейчас функция психологов чаще всего сходится в том, чтобы помочь человеку вписаться в этот «новый» мир. Не стрессовать от этих изменений и находить свое место. Кто-то понимает, что его профессия уже не актуальна и уходит в прошлое. А что делать дальше? Развиваться и осваивать новые профессии.

- Запросы связаны только с изменениями в работе?

- Нет. Институт семьи тоже изменился. Люди все чаще задаются вопросом «А где мое место в семье?». Они хотят сохранить свое я, а не погружаться в быт и обустройство уюта детям или партнеру. Наша задача как психологов показать людям, что они могут меняться, оставаясь личностью, сохраняя свои личные границы. Психология – это профессия, помогающая жить счастливо.

- Кого лучше выбрать – молодого начинающего психолога или опытного?

- Среди молодежи очень много талантливых специалистов. Они ищут новые решения, основываясь на знаниях, полученных из разных источников. Но все-таки психология - профессия второй половины жизни, на мой взгляд. Здесь все как в медицине – человек с проблемой пытается попасть к тому, у кого больше опыт работы и больше тех, кому он помог. Поэтому чаще выбирают психологов за тридцать с хорошим багажом людей, которым удалось помочь.

- Какой совет Вы можете дать человеку, который понимает, что нужно начать ходить на терапию?

- Подготовиться к большой работе над собой. Это тяжелый труд, но, поверьте, он того стоит.