Найти тему
Российская Империя

Что стало с дипломатами СССР, которые были в Германии 22 июня 1941 года

Оглавление

Поэт Борис Ковынев писал, что ровно в четыре часа утра 22 июня 1941 года Киев начали бомбить и что в то же время противник сообщил о начале войны. Его слова не совсем соответствуют действительности. Дело в том, что только примерно через час упали первые снаряды, да и объявлений никаких не было.

В тот роковой день должность посла Германии в Москве занимал Фридрих-Вернер фон дер Шуленбург. Он и сообщил о начале войны. В период с четырех до пяти утра многие убеждали себя в том, что нападение было провокацией. Но надежды людей, а вместе с ними мечты, разбились о реальность. Разбились на 1418 дней и ночей… Так началась самая кровопролитная война XX века.

Эвакуация

В сложившейся ситуации руководству СССР не оставалось ничего, кроме как вывезти членов посольства, а также официальных представителей компаний. К слову, враг занялся этим вопросом еще до начала войны, причем задолго.

По законам военного времени, эвакуация организовывается исключительно для посольств и консульств. Что касается других граждан СССР, которые в силу своей профессиональной деятельности находились на территории Германии, то с ними все обстояло сложнее. Так, на 22 июня 1941 года перед Советским Союзом стояла задача вернуть домой 325 дипломатов и членов их семей и в дополнение к ним 700 командированных. Немцы не отказывались выслать советское посольство, но они не говорили тоже самое про остальных.

-2

На следующих день состоялись переговоры между двумя государствами. В Германии уверяли, что они просто переправят на родину работников советского посольства и сотрудников торговых представительств, но и сделают это с уважением.

Настоящая «доброжелательность» фашистов

Но все обещания хорошего отношения к членам советского посольства так и остались обещаниями. На самом деле, процесс высылки сопровождался шквалом оскорблений и издевательств. Более того, выяснилось, что уже утром 22 июня жилье светских граждан в Германии подверглось погромам.

В посольство Советского Союза был вызван наряд полиции противника. Помимо этого в нем отключили телефоны и все остальные каналы связи. Жестокость дошла до того, что у людей не было возможности просто-напросто купить еду. Проблема с продовольственным обеспечением решилась только благодаря Деканозову.

Часть членов советского посольства и официальных представителей компаний были отправлены в тюрьмы, а после этого — в концентрационные лагеря.

Были нагло украдены и все советские суда. Ответная мера подобного характера стала невозможной из-за того, что немецкие суда вышли из территориальных вод СССР днем ранее начала войны.

Деканозов на вокзале в Берлине 1940 г.
Деканозов на вокзале в Берлине 1940 г.

Немецкое руководство соглашалось на обмен по схеме 1:1. И то неудивительно, ведь такой подход играл им на руку: в этом случае многие советские граждане остались бы в плену. Огромных усилий советским начальникам стоило вынудить противника использовать схему «всех на всех». Посредниками при обмене выступили Швеция со стороны СССР и Болгария со стороны Германии.

После достижения договоренностей противник взял на себя обязательство ускорить процедуру эвакуации. 2 июля 1941 года все дела были закончены. На сборный пункт были привезены как члены посольства СССР, так и все остальные его граждане.

Дорога домой

Немцы обещали, что обмен состоится на границе СССР и Турции. Но, непонятно в каких целях, и это обещание они попытались не сдержать. Ситуацию урегулировал шведский посредник.

Два эшелона были отправлены из столицы Германии. Маршрут был построен через Чехословакию, Югославию и Болгарию в Турцию. Условия транспортировки людей были, мягко говоря, нечеловеческими. В одно купе помещали по 8, иногда и 10 человек, при том, что оно вмещает в два раза меньше. Людям было негде не то, что спать, негде было сидеть. Питание комментировать вообще не имеет смысла. Выходить подышать свежим воздухом не позволялось, несмотря на то, что некоторые остановки длились по два дня.

-4

В свою очередь, члены немецкого посольства выразили искреннюю благодарность за условиями, которые создало советское руководство при их перевозке.