Найти в Дзене
Михаил Андросов

Санкт-Петербург. Мариинский театр

1. Краткое описание Государственный академический Мариинский театр (в 1935—1992 годах — Ленинградский ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова, часто сокращённо — Кировский театр) — театр оперы и балета в Санкт-Петербурге, один из ведущих музыкальных театров России и мира. Труппа, основанная ещё в XVIII веке, до революции функционировала под руководством дирекции Императорских театров. В 1784—1886 годах для балетных и оперных спектаклей использовалось преимущественно здание Большого театра (в 1896 году перестроено архитектором В. В. Николя для размещения Санкт-Петербургской консерватории), в 1859—1860 году там же, на Театральной площади, архитектором А. К. Кавосом было выстроено нынешнее здание театра, названное в честь императрицы Марии Александровны. Театральный комплекс включает в себя собственно основное здание на Театральной площади, концертный зал (с 2006 года и новый южный корпус с 2021 года), вторую сцену на Крюковом кан
Оглавление

1. Краткое описание

Государственный академический Мариинский театр (в 1935—1992 годах — Ленинградский ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова, часто сокращённо — Кировский театр) — театр оперы и балета в Санкт-Петербурге, один из ведущих музыкальных театров России и мира.

Труппа, основанная ещё в XVIII веке, до революции функционировала под руководством дирекции Императорских театров. В 1784—1886 годах для балетных и оперных спектаклей использовалось преимущественно здание Большого театра (в 1896 году перестроено архитектором В. В. Николя для размещения Санкт-Петербургской консерватории), в 1859—1860 году там же, на Театральной площади, архитектором А. К. Кавосом было выстроено нынешнее здание театра, названное в честь императрицы Марии Александровны.

Театральный комплекс включает в себя собственно основное здание на Театральной площади, концертный зал (с 2006 года и новый южный корпус с 2021 года), вторую сцену на Крюковом канале (с 2013 года) и филиалы во Владивостоке (с 2016 года) и Владикавказе (с 2017).

С 1988 года художественным руководителем и директором театра является дирижёр Валерий Гергиев.

-2

Главное здание Мариинского театра появилось в 1859 году по проекту Альберта Кавоса, а уже в 1880-х годах театр перестраивали Виктор Шрётер и Николай Бенуа — только после этого в Мариинском стали ставить балеты. Труппу театр унаследовал у Большого театра, располагавшегося в доме напротив — там, где сейчас консерватория. Труппа составляет главную ценность Мариинского: в ней числились лучшие артисты своего времени, от Фёдора Шаляпина до Анны Павловой, ставил спектакли известный балетмейстер Мариус Петипа. На сцене Мариинского впервые в истории были исполнены «Борис Годунов» Мусоргского, «Щелкунчик» Чайковского, «Князь Игорь» Бородина и многие другие оперы, ставшие классикой театрального искусства. В советское время здесь изобретали драмбалет, а после войны танцевали «Ленинградскую симфонию» Шостаковича. С 1988 года художественным руководителем театра является Валерий Гергиев. Под его руководством Мариинка обзавелась второй сценой и концертными залами, проводит международные фестивали и принимает звёздных гастролёров.

Мариинский театр является одновременно и культурным объектом, и достопримечательностью, его постановки стремятся посетить во время визита в Санкт-Петербург не только путешественники из российских городов, но и иностранные туристы.

Современный Мариинский театр активно развивается, стремясь обновлять репертуар и разрабатывать новые форматы взаимодействия с публикой.

Репертуар Мариинского театра отличается разнообразием, в нем представлены как уже полюбившиеся многим постановки, так и новинки. Театр сотрудничает с именитыми международными театрами, и результатом этой работы являются совместные постановки. Любители искусства могут посетить оперу, насладиться балетными постановками, приобрести билеты на музыкальные концерты и лекции, посвященные теме культуры и искусства. Есть также постановки, рассчитанные на юного зрителя. К новогодним праздникам и юбилейным датам готовится специальная программа.

2. История

Театр ведёт свою историю от основанного в 1783 году по приказу императрицы Екатерины Великой Большого театра, который располагался в здании, позднее перестроенном под Санкт-Петербургскую консерваторию. Входил в состав Императорских театров России.

Мария Александровна, в честь которой назван театр
Мария Александровна, в честь которой назван театр

12 июля 1783 года был издан Указ об утверждении театрального комитета «для управления зрелищами и музыкой». 5 октября торжественно открыт Большой Каменный театр на Карусельной площади, от которого ведёт отсчёт история театра. Позже Карусельная площадь сменила название на Театральную.

В 1859 году после того, как сгорел расположенный напротив Большого театра Театр-цирк, построенный по проекту Альберто Кавоса в 1847—1848 годах, архитектор возвёл на этом месте новое театральное здание, предназначенное для труппы Императорских театров. Театр был назван Мариинским в честь супруги Александра II императрицы Марии Александровны (РГИА, Ф.497 Оп.2, Д.17174, "По Высочайшему повелению о наименовании театра-цирка Мариинским").

2.1. Реконструкция и первый спектакль

Первый театральный сезон в новом здании открылся 2 октября 1860 года оперой Михаила Глинки «Жизнь за царя», оркестром дирижировал К.Н. Лядов. Она стала «визитной карточкой» прославленного питерского театра. Однако историки считают, что звание 1-ой постановки должна носить опера Дж.Паизиелло «Лунный мир».

19 век
19 век

Основное здание Мариинки подвергалось нескольким реконструкциям:

  • в 1802-1803 гг. (по проекту Тома де Томона) изменена планировка и внешний вид;
  • 1968–1970 гг. (по проекту Саломеи Гельфер) увеличено левое крыло здания, изъятие хрустальных осколков, вделанных в стены, нарушило акустику зала.

В 1883—1886 годах здание перестраивалось архитектором Виктором Шретером под наблюдением Николая Бенуа. После его перестройки, в 1886 году сюда были перенесены балетные спектакли, до этого времени продолжавшие идти на сцене Большого Каменного театра. Само же здание Большого театра было передано Русскому музыкальному обществу и затем в 1896 году перестроено архитектором Владимиром Николя в консерваторию.

9 ноября 1917 года со сменой власти театр, ставший Государственным, был передан в ведение комиссариата просвещения РСФСР, в 1920 году он стал академическим и с тех пор полностью назывался «Государственный академический театр оперы и балета» (сокращённо ГАТОБ). В 1935 году, вскоре после убийства первого секретаря Ленинградского обкома ВКП(б) Сергея Кирова, театру, как и многим другим организациям, предприятиям, населённым пунктам и другим объектам СССР, было присвоено имя этого революционера.

В 1988 году, после смерти Евгения Мравинского и ухода Юрия Темирканова в филармонию, художественным руководителем и главным дирижёром Кировского театра стал Валерий Гергиев.

16 января 1992 года театру было возвращено его прежнее название.

Весной 2020 года, в условиях карантина, вызванного пандемией COVID-19, театр запустил ежедневные онлайн-трансляции своих спектаклей и концертов. В течение месяца трансляции собрали более 25 млн зрителей.

Крещенная в честь императрицы Марии Александровны, Мариинка всегда оставалась парадным и самым западным (то есть художественно передовым) театром России. Так было до 1917 года: когда Мариус Петипа возводил «Спящую красавицу» Чайковского, на сцену ломились иностранные гастролеры, а в царской ложе сидел царь. То же происходило в 1990-х и 2000-х: впервые в послереволюционной истории России Валерий Гергиев исполнил циклопическую тетралогию Вагнера «Кольцо нибелунга» и «Тристана»; сочинять эксклюзив в Петербург ехали главные западные хореографы; в ложе сидел президент РФ. Однако в последние годы балет Мариинки утратил всякий стратегический фокус и как-то сдулся; идти теперь стоит в основном на звезд прошлого десятилетия Ульяну Лопаткину и Диану Вишневу (которым в спину дышат солистки помоложе — техничная Виктория Терешкина и сексапильная Екатерина Кондаурова). О буме нулевых еще способна напомнить недавняя «Анна Каренина» лучшего русского хореографа Алексея Ратманского. В остальном — качественно, консервативно, иногда дохнет плесенью или рутиной, но иногда театр вдруг встряхнется и выдаст что-нибудь вроде «Весны священной» радикальнейшей немки Саши Вальц. Оперу дают по-прежнему высокого класса. Меццо-сопрано Ольга Бородина и другие звезды гергиевского призыва порой возвращаются сюда со своих международных орбит, изредка можно услышать Анну Нетребко, заглядывают и зарубежные знаменитости. Мариинский оркестр — лучший в городе и один из лучших в мире. Неутомимый Гергиев продолжает осваивать целинные области репертуара, в первую очередь xx век: тут ставят Рихарда Штрауса и Бенджамина Бриттена, а вдобавок — новейшую русскую оперу. Слабое звено — режиссура: театрально хороши единичные постановки. Как и многое в Петербурге, Мариинку лучше посещать в июне: на фестивале «Звезды белых ночей» Гергиев собственноручно дирижирует пять-семь раз в неделю; кроме того, ему удается привезти в город именитых солистов и дирижеров. В мае 2013 года под боком у исторического здания театра открылась долгожданная вторая сцена — теперь гергиевский размах станет воистину эпическим.

Путаница с годом рождения Мариинки…

Так, еще в 19 веке существовали некоторые разночтения по поводу года и дня открытия этого театра. Дирекция императорских театров праздновала этого событие, вернее, его столетие 21 октября 1883 года, настаивая, таким образом, что Большой театр начал свое существование в 1783 году.

Исследователи российского театра связывают такую «ошибку», как это ни покажется, удивительным - с неверно поданной информацией в СМИ! Поражает, не правда ли?

Дело было так. Некие специалисты по театральной жизни столицы П.Н.Арапов и Н.И.Греч, по мнению более поздних историков, и допустили такую «неточность». Н.И.Греч, собиравший всю жизнь сведения по истории российского театра, публикует в своей статье в «Русской талии» от 1825 года информацию, что петербургский Большой театр открывают в 1783 году. Далее эту неточность (без должных проверок!) «множат» другие «СМИ»; так, её перепечатывает в «Летописи» П.Н.Арапов, после это же публикует ряд «Театральных альманахов». Такая неразбериха существовала вплоть до середины 19 века.

В итоге, после тщательных сравнений всех повременных изданий 1783 и 1784 гг. было выяснено, что новый театр в столице был открыт 1784 году. (Хотя в некоторых источниках эта дата так и осталась неизменной – 1783). А открывали Большой театр в связи с двумя важными «причинами»:

  • Екатерина Великая повелела выстроить новое здание театра в 1783году, когда ею был утверждён соответствующий комитет по управлению «музыкой и зрелищами».
  • Открытие спешили приурочить к празднованию юбилея коронования императрицы, а именно к 22сентября.

Впрочем, мы видим, что и с годом открытия длится неразбериха, и с днем премьеры в нем – тогда опоздали (Большой театр открылся в ноябре).

Ко времени Екатерины в столице существовало лишь два театра, да и те были малы, и среди них не было ни одного оперного. А это для культурной империи того времени было явно не по статусу.

И вот художнику Тишбейну поручается возведение нового театра на одной из площадей по правую сторону Николаевского канала. Здание строится большим, в него уже вмещается около 3 тыс. зрителей (хотя это число быстро становится слишком малым для растущего города). Площадь также «реконструируют», обустраивая ее для увеселений. Там ставят качели для радости черни, беседки из камня, аналогичные сооружениям на Дворцовой. (К слову, площадь так и называется – Карусельной, это уже потом она станет Театральной). Там же есть место для костров, обогревающих кучеров зимой, там же выстраиваются военные караулы гвардейцев в праздники. На этой площади в тожества бьют фонтаны с вином и народу дают жареных быков.

Билеты в сам театр классифицирует по тарифам:

  • Ложа (1-й ярус) – 12руб (сановники)
  • Кресло – 2 руб. (обычно занимали старики и статусные горожане)
  • Партер – 1 руб. (офицеры)

Второй ярус «оккупировали» купцы с семьями, пожилые женщины с чулками в руках…

Представления начинались в 5 пополудни и должны были заканчиваться к 9 вечера. Все пьесы подлежали цензурированию, хотя и безалаберному, а все новые представления были городским событием. В целом, репертуар был однообразным (народ смотрел в театре одну и ту же пьесы по 20 раз!), костюмы и декорации бедны, игра актеров одинакова, без всяких отступлений от тогдашней «нормы» декламации.

Однако известно, что императрицей были как-то пожалованы театру роскошный гардероб (принадлежавший, между прочим, её двум царственным предшественницам!) – только получил это богатство не Большой театр, а Эрмитажный и на постановку пьесы самой Екатерины! (Она называлась «Начальное управление Олега…», была написана в подражание Шекспиру и повествовала о великом князе Рюриковиче). Всего тогда на эту постановку потратили 15 тыс. руб.

Впрочем, и для Большого театра Екатерина Великая реализовала важнейшую идею – в 1785 году ею было создано императорское Театральное училище, которое расположили рядом с Летним садом, и которое пополнялось молодежью из Воспитательного дома. Целью этой школы была ликвидация недостатка в хороших национальных актерах. Это было гигантским рывком! Судите сами – в премьере, открывавшей Большой театр участвовали одни итальянцы, больше того, все декораторы и машинист сцены – также итальянские специалисты. А уже в начале 19 века на этой сцене блещут отечественные «звезды» - Вальберхова, Семенова (последняя – это крепостная актриса, заслужившая похвалы А. Пушкина), начинаются успехи российской балетной школы Петербурга, которую возглавлял Иван Вальберх.

Ну, и первая пьеса этого оперного театра Петербурга была, конечно же, творением итальянских авторов – Гольдони и Паизиэлло. Она называлась «На луне» и представляла собой веселую музыкальную комедию, специально переписанную (для сокращения) в одно действие. Паизиэлло в то время долго уже жил в столице, служил дирижером и инспектором театральных оркестров. Специально к событию открытия нового театра он пишет совершенно новую музыку к пьесе.

Так начиналась славная история Маринки…

Новое здание, как уже говорилось, несмотря на свою масштабность (проект Ринальди), уже к началу 19 века нуждалось в расширении как зала, так и сценической площадки. В 1802 году его перестраивает архитектор Томо. (Тома де Томон) и Большой становится еще одним украшением столицы. Однако уже в 1811 году в судьбу театра вмешивается огненная стихия и театр два дня пылает в сильном пожаре.

Восстановление поручают архитектору Модюи, и к 1818 году Большой открывается вновь. Теперь в его репертуаре значатся балеты Ш.Дидло – французского балетмейстера, который работал в столице до 1811 года, и которому наконец-то удалось сформировать в Большом театре национальный репертуар и заложить основы отечественной классической школы танцев.

Тогда же постоянным гостем театра становится А. С. Пушкин.

Со сцены театра звучат произведения Моцарта, Вебера, Россини, но и появляются творения Верстовского, Алябьева, а уже в 1836 году успех ожидает молодого Глинку с его «Иваном Сусаниным». Интересно, но до той знаменательной премьеры Михаила Ивановича опера «Иван Сусанин» - была уже в числе любимых репертуарных произведений Большого театра. Но ее автором тогда был Катарино Кавос, чья музыка была положена на тот же сюжет, что и у Глинки. И вот в 1836 году на сцене Большого звучит глинкинская опера, которая и становится с тех пор единственным репертуарным «Иваном Сусаниным». Удивителен еще один факт: первая премьера Глинки проходит 27 ноября, когда в 1836 году здесь дают его «Сусанина», а вторая – снова 27 ноября, но уже 1842 года, тогда композитор представляет «Руслана и Людмилу».

Впрочем, до этих событий, которые уже буду знаменовать «золотой век» театра, будет осуществлена еще одна «модернизация» Большого, которую в 1826 начнет еще один Кавос – Альберто, сын легендарного композитора. Эта перестройка театра и последующее за ним в 1836 году еще одно переустройство будут связаны не просто с увеличением пространств здания и их отделкой, но и с улучшением акустических возможностей. Проект Кавоса был представлен театром-цирком со сценой и манежем (построенного наподобие парижских театров), его строят напротив Большого театра.

В это время русские спектакли Большого переносят на сцену Александринского, а затем в этот Театр-Цирк. Но в 1859 году очередной петербургский пожар уничтожает здание Театра-Цирка, и Альберто Кавос снова разрабатывает еще один проект, но уже без манежа. Этому-то проекту и суждено было стать основным зданием Мариинского театра, который открылся через год - 2 октября оперой М.И.Глинки. Имя новому театру было дано в честь в то время царствующей императрицы, супруги Александра II – Марии. Репертуар нового императорского театра составляли оперы мировых и отечественных классиков.
А в здании Большого театра до 1886 года продолжали идти балеты, которые затем также перенесли в Мариинку, превратив ее в крупный театр оперы и балета. Сам Большой театр был перестроен в консерваторию, которая действует в нем и ныне.

2.2. Возвращение исторического названия

Царская ложа в советское время
Царская ложа в советское время

После свержения царской власти Мариинский театр коснулись изменения. Сначала его сделали государственным, затем стали называть Государственным академическим театром оперы и балета, а после добавили имя С. М. Кирова. В 20-30-х годах ХХ столетия на сцене театра, помимо классических постановок, начинают потихоньку показывать современные сюжеты:

  • Красный мак
  • Любовь к трем апельсинам
  • Ромео и Джульетта
  • Бахчисарайский фонтан и другие

В период Великой Отечественной войны театр перебрался в Пермь, там же прошли несколько премьер. В Петербурге вновь театральный сезон был открыт 1 сентября 1944 года. В послевоенные годы наряду с классическими произведениями ставились новые. В 80е годы были поставлены известнейшие оперы, которые и сегодня можно увидеть на сцене Мариинского театра:

  • Евгений Онегин
  • Пиковая дома

Дважды театральная труппа награждалась почетными орденами:

  • Ленина (1939);
  • Октябрьской Революции (1983).

В период с 1968 по 1970 после очередной реконструкции по проекту Саломеи Гельфер здание приобрело всем известный сегодня вид. Название театру – Мариинский – было возвращено лишь в 1992, а в 2006 году к Мариинскому театру присоединился концертный зал по адресу улица Писарева 20.

На сцене театра
На сцене театра

Главная музыкальная сцена России требует ремонта. Художественный руководитель подчеркнул, что он сделает все для того, чтобы театр не превратился в новодел и сохранил неповторимое обаяние.

3. Архитектура здания

Здание Мариинского театра
Здание Мариинского театра

Здание Мариинского театра было возведено архитектором А. К. Кавосом. За время своего существования оно неоднократно перестраивалось. Внешне это величественная монументальная постройка, поражающая сдержанностью. В 1885 году Виктор Шретер пристроил корпус из 3 этажей к левому крылу здания. Сделано это было с целью разместить там внутренние помещения театра – мастерских, залов для репетиций, электростанции и котельную. Само здание имеет многофигурную форму.

3.1. Архитектура и стиль театра

Трехэтажный корпус добавили в 1885 году
Трехэтажный корпус добавили в 1885 году

В 1894 заменили деревянные стропила, а также надстроили боковые флигели, увеличили фойе, изменили вид основного фасада. По периметру всего здания был возведен так называемый парапетный этаж, между пилястрами которого появились огромные окна. Купол театра венчает небольшая башенка с белыми кронштейнами и лирой с короной. Целью ее создание была маскировка трубы. Именно эта башенка вместе с занавесом из зала и плафоном являются символами Мариинского театра.

3.2. Внутреннее обустройство главного здания

Зрительный зал Мариинского театра – один из самых красивых в мире. Первоначальное убранство сохранено до наших дней. Мягкое сияние позолоты, лепные украшения и скульптуры, обивка и драпировка в цвете морской волны создают лирический колорит в помещении.

Восстановлен декор Царской ложи: некогда ее украшала монограмма, живописно сочетавшая первые буквы имён царя Александра II и его супруги. В советское время здесь сияла эмблема из серпа и молота. В 90-е годы XX века императорская монограмма ложи возвращена на прежнее место.

Царская ложа
Царская ложа

Зрительный зал театра состоит из нескольких ярусов, при этом основная цветовая гамма не типична – голубой и золотой цвета. Знаменитый занавес, соединивший в себе техники аппликации и живописи, был создан по эскизам Александра Головина. Известная на весь мир люстра состоит из 23 тысяч подвесок из хрусталя и более 200 лампочек. Примечателен плафон с изображением нимф и амуров, а также 12 портретов известных драматургов.

Главная сцена
Главная сцена

Потолок зрительного зала украшает живописный плафон, на котором итальянский живописец Дузи изобразил 12 танцующих нимф в окружении амуров, а по кругу разместил 12 медальонов с портретами русских драматургов. Зал Александра Головина, обустроенный под кровлей театра, носит имя русского живописца конца XIX века, здесь создаются декорации к операм и балетам Оркестровая яма с поднимающимся и опускающимся потолком во время реставрации в 1970 году удивила тем, что под полом нашли груду хрустальных осколков. Обескураженные реставраторы выбросили находку. Позднее оказалось, что 200 лет назад архитекторы использовали битый хрусталь для улучшения акустики зала. Колокол, обитающий за сценой 200 лет и названный актером театра, звучит во время опер «Борис Годунов» и «Хованщина». В годы борьбы с религией его сняли с церкви и утопили в Крюковом канале. Позднее колокол подняли со дна и подарили театру.

Проект Кавоса сделал Мариинку зданием усложнённого барокко, плафон его зала был расписан итальянскими мастерами Э.Франчиолли и Х.Дузи. Великолепный зрительный зал был решен как многоярусная подкова с роскошным убранством интерьера.

Но и на этом архитектурные «усовершенствования» Мариинского театра не закончились. В 1885\86 и 1894\95гг. театр перестраивается по проектам В.А.Шретера, являвшегося на тот момент крупным театральным зодчим. Он обустраивает здание широкими металлическими перекрытиями над залом и сценой, расширяет фойе и делает центральный фасад более нарядным и пышным (стиль позднего ренессанса).

4. Площадки

  • Основное здание Мариинского театра (Театральная площадь, д. 1)
  • Вторая сцена Мариинского театра (Мариинский-2), (ул. Декабристов, д. 34). Торжественное официальное открытие и гала-концерт состоялись 2 мая 2013 года[4]
  • Концертный зал Мариинского театра (третья сцена и камерная сцена), (ул. Декабристов, д. 37 и ул. Декабристов, д. 39)
  • Приморская сцена Мариинского театра (Владивосток, ул. Фастовская, д. 20)
  • Национальный театр оперы и балета Республики Северная Осетия-Алания (Владикавказ, улица Тхапсаева, 18)
  • Северо-Осетинская государственная филармония (Владикавказ, улица Миллера, 34)
Мариинский 2
Мариинский 2

В межсезонье театр предоставляет свою сцену под выступление других коллективов. Работает Высшая школа музыкального и театрального искусства Мариинского театра.

-12
-13

Театр постоянно развивается, расширяя свой репертуар и придумывая новые форматы работы с публикой. Он имеет несколько сцен, каждая из которых выполняет свою роль. В состав театра также входит Приморская сцена, расположенная во Владивостоке, филиал в Республике Северная Осетия — Алания (г. Владикавказ).

4.1. Основное здание Мариинского театр

Историческая первая сцена до сих пор является основной для театра. Она расположена по адресу: Театральная площадь, д. 1, здание было построено в 1860 году, с тех пор оно претерпело несколько реконструкций. На этой сцене зрители могут увидеть значительную часть репертуара.

Мариинский 2
Мариинский 2

Внутреннее убранство поражает роскошью и великолепием отделки. Холл, фойе и зал украшают скульптуры, лепка, настенная роспись. Авторы живописных произведений:

  • Э. Фрачиоли
  • А. Головин

Занавес сцены является одним из символов театра, он был создан художником Александром Головиным. Его особенность в том, что он выполнен в техниках живописи и аппликации и дублирует рисунок шлейфа императрицы Марии Александровны (супруги Александра II).

Зал рассчитан на 1609 мест. Габариты сцены:

  • ширина — 30 м
  • глубина – 20 м
  • высота — 24-25 м

4.2. Вторая сцена

Мариинка-2 создавалась специально под нужды театра и в соответствие с современными техническими требованиями. Ее параметры:

  • вместимость зала – 2 тыс.чел
  • площадь — 80 тыс.кв.м
  • этажей – 7

Над проектом и благоустройством внутреннего пространства трудились архитекторы из России, Канады, Великобритании, Австрии. Зрительские места в зале расположены в несколько ярусов. Центральное положение занимает ложа для почетных гостей (аналог Царской ложи). Сцена оборудована техническими средствами, позволяющими быстро менять декорации. Глубина 80 м позволяет создавать мощный акустический эффект. Вторая сцена была открыта для приема публики в 2013 г.

Мариинка -2
Мариинка -2

Новый корпус театра был открыт в 2013 году, его адрес: ул. Декабристов, д. 34. Хоть архитектура нового здания вызвала много негативных откликов, внутри все продумано в соответствии со всеми современными требованиями — начиная от зрительного зала и заканчивая гардеробной. Зрительный зал вмещает до 2000 человек, он был спроектирован с учетом обеспечения наилучшей акустики, обзора и удобства для зрителей. Сцена состоит из основной, репетиционной и арьерсцены. Много пространства отведено под репетиционные залы для артистов трупп.

В здании есть открытая терраса, с которой открывается замечательный вид на город. Она доступна в летнее время, посетить ее можно за час до начала спектакля. На сцене ставятся оперные и балетные постановки. Кроме зрительного зала используются камерные залы, рассчитанные на небольшой круг слушателей. Здесь проводятся концерты, лекции, кинопоказы.

4.3. Концертный зал (третья сцена)

Мариинка-3 создана на базе дореволюционных мастерских по производству декораций. Здание было построено в соответствие с эскизами архитектора В. Шрётера. В начале 21 в. оно полностью выгорело при пожаре.

Концертный зал Мариинского театра
Концертный зал Мариинского театра

Новое помещение разрабатывал тандем специалистов:

  • архитектор К.Фабр (Франция)
  • инженер Тойота (Япония)

Концертный зал предназначен для проведения вокальных и симфонических выступлений, а также аудиозаписи. Его основные характеристики:

  • объем -1,3 тыс. куб.м
  • вместимость — 1110 мест
  • длина – 52 м
  • ширина – 24 м
  • высота — 14 м

В 2009 г. в помещении смонтирован орган французского производства. Здание является памятником градостроительства и входит в перечень объектов культурного наследия РФ.

Открытие концертного зала на ул. Писарева, д. 20 состоялось в конце 2006 года. Ранее в здании долгое время располагались декорационные мастерские театра. После разрушительного пожара в начале 2000-х годов было принято решение построить на месте здания Концертный зал. При строительстве удалось сохранить часть фасада, который избежал уничтожения огнем. Театрально-концертный комплекс имеет ультрасовременное оснащение.

На сцене зала проводятся концерты зарубежных симфонических оркестров, известных инструменталистов и оперных солистов, здесь выступали дирижер Кристиан Тилеманн, певица Анна Нетребко, пианист Денис Мацуев, певец Сергей Лейферкус и другие общепризнанные исполнители. Концертный зал является площадкой для проведения различных фестивалей, также в его стенах организуются выставки живописных работ.

4.4. Приморская сцена

Самая удаленная сцена питерской Мариинки находится в Дальневосточном регионе. Она располагается в театре оперы и балета во Владивостоке. Новое здание строилось к саммиту стран АТЭС. Проектными работами занимались специалисты из Омска.

Корпус имеет 2 зала:

  • Большой – в форме подковы на 1 356 мест. Предназначен для крупномасштабных мероприятий и гала – концертов.
  • Малый – с одноуровневыми сценой и партером, рассчитанный на 305 мест. Для камерных спектаклей, мастер-классов.

В ходе строительства предпочтение отдавалось натуральным материалом (дерево, камень), что способствовало созданию мощного акустического эффекта. Также здание оборудовано снаряжением для нужд людей со специальными потребностями (пандусы, лифты). Открытие Приморской сцены состоялось в 2013 г.

4.5. Национальный театр оперы и балета Республики Северная Осетия-Алания

Здание североосетинского театра оперы и балета во Владикавказе (ул.Тхапсаева, 18) с 2017 г. является сценической площадкой Мариинки. Комплекс помещений вдоль берега Терека был спроектирован архитектором И.В.Рябикиным в 1910 г. Строительные работы произведены в 50-х гг. под руководством архитектора Т. М. Бутаевой. Постройка объявлена национальным достояние республиканского значения.

Зал одновременно вмещает 680 человек. Сцена:

  • ширина – 14 м
  • высота – 12 м

4.6. Северо-Осетинская государственная филармония

С 2017 г. Мариинский театр арендует здание Северо-Осетинской филармонии. На протяжении 10 лет артисты из Санкт-Петербурга смогут производить сценическую деятельность в помещении бывшего лютеранского собора, расположенного по адресу: г.Владикавказ, ул.Миллера 34. Немецкая кирха (19 в.) была преобразована в культурно-просветительское учреждение в 1944г. В 2015-16 гг. в помещении осуществлен капитальный ремонт. Исторический облик сооружения остался неизменным.

Покупать билеты на интересные постановки и концерты стоит заранее — самые дешевые билеты приобретают в первую очередь, остальные могут иметь довольно высокую цену. Стоимость билетов зависит от постановки, есть вполне доступные по цене билеты, но бывают события, посетить которые может позволить себе далеко не каждый.

Ознакомиться с ценами на билеты в Мариинский театр можно на сайте учреждения.

Все здания театра расположены в непосредственной близости друг от друга. Рядом находится остановка «Мариинский театр». Если вы идете на постановку на основной сцене, удобно будет также выйти на остановке «Театральная площадь», здесь проходит много маршрутов общественного транспорта.

Можно также добраться до театра на метро, но следует учитывать, что ближайшая станция «Садовая» находится примерно в 1,5 км от места. Можно дойти до театра пешком или пересесть на наземный транспорт и доехать до перечисленных выше остановок. От метро можно доехать на автобусах № 50, 71, маршрутных такси № 1 и 169.

Кроме того, удобно доехать до Мариинского театра, воспользовавшись приложениями для заказа такси: Яндекс.Такси, «Максим», Gett, Uber и другими.

В стенах Мариинки родилась школа балетмейстера М.Петипа, ставшая классической отечественной традицией балета. В его постановках «танец уподоблялся музыке» и становился симфонической «поэмой» — это было новаторским решением, блестяще воплощённым в балетах мастера.

Череду дальнейших исканий в Мариинке продолжал балетмейстер М.Фокин, который осуществил еще одну «революцию» в российской балетной школе, выведя свободный танец из-под пресса и поставив его вровень с академическим.

Середина прошлого века была отмечена в театре исканиями хореографа И. Бельского, а с 70-х гг. Мариинка славится постановками Григоровича, Якобсона.

В 80-х у руля творческих экспериментов становится Темирканов, а в начале 90-х – Гергиев.

Важные события нашего времени:

  • В 1992 театру возвращено его историческое имя – Мариинский,
  • В 2006 у него появляется свой Концертный зал (ул. Писарева, 20),

В 2013 – построена вторая сцена Мариинки (ул. Декабристов, 34).

5. Труппы

5.1. Опера

Оперная труппа знаменита такими именами, как Мария Максакова, Леонид Собинов, Софья Преображенская, Ирина Богачёва, Николай Охотников, Лариса Шевченко, Юрий Марусин, Ольга Бородина, Сергей Лейферкус, Борис Штокалов, Ольга Кондина и Анна Нетребко.

В составе труппы много опытных вокалистов, которые чтят традиции театра, есть и молодые талантливые артисты, вносящие много творческой энергии в процесс. Значительное место в репертуаре театра занимают постановки, основанные на музыкальных произведениях отечественных выдающихся композиторов — в частности, Глинки, Римского-Корсакова, Чайковского, Рахманинова, Прокофьева. В репертуаре представлены оперы «Борис Годунов», «Царская невеста», «Евгений Онегин», «Соловей».

Ставятся оперы на основе зарубежной классики — Моцарта, Берлиоза, Пуччини, Россини, Штрауса и других известных композиторов. На сцене театра можно услышать оперы «Аида», «Дон Карлос», «Макбет», «Бенвенуто Челлини», «Любовный напиток». Произведения, как правило, исполняются на языке оригинала. Некоторые спектакли для удобства зрителей сопровождаются синхронными титрами на разных языках. Руководство театра не оставляет без внимания и оперы современных композиторов.

Опера — довольно сложный жанр, который будет непросто воспринять и понять неподготовленному слушателю. Поэтому в репертуаре есть маленькие оперы — монооперы и одноактные, позволяющие приобщиться к интересным произведениям. Для детей также есть маленькие оперы, при подготовке которых используются понятные им сюжеты и приемы, чтобы донести вечные истины, заложенные в постановках.

5.2. Балет

Значительное влияние на балет театра оказало европейское хореографическое искусство. Хореографы из Италии и Франции занимались подготовкой артистов, которые смогли бы исполнять партии в их постановках. Успешный период в творчестве балетной труппы связан с именем Мариуса Петипы, который был танцовщиком и хореографом в театре. Добившись многого на этом поприще, он продолжил свою работу уже в качестве главного балетмейстера театра. Такие поставленные им балеты, как «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Раймонда» до сих пор можно увидеть в афише, на них с удовольствием ходят многие почитатели хореографического искусства.

Украшением репертуара театра являются «Жизель», «Щелкунчик», «Сильфида», «Корсар», «Ромео и Джульетта». Помимо постановок, ставших классическими шедеврами, Мариинский театр показывает лучшие образцы творчества современных иностранных балетмейстеров и знакомит с постановками молодых многообещающих хореографов.

6. Репертуар

В репертуаре Мариинского театра классические и современные оперы и балеты для детей и взрослых. Среди них:

  • Царь Эдип
  • Чародейка
  • Борис Годунов
  • Ромео и Джульетта
  • Фауст
  • Садко
  • Времена года
  • Сон в летнюю ночь
  • Однажды в Италии и многое другое

Всего насчитывается более 200 постановок.

7. Классическое наследие в репертуаре

Сценическая площадка Мариинского театра прославилась в истории театрального искусства России, как место проведение премьерных спектаклей классиков балетного и оперного жанра. В 19 — нач.20 в. артисты Мариинки были задействованы в первых постановках:

  • балетов — «Конёк-Горбунок», «Золотая рыбка», «Спящая красавица», «Раймонда», «Шопениана», «Петрушка»
  • опер – «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила», «Русалка», «Каменный гость», «Майская ночь», «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством», «Борис Годунов», «Орлеанская дева», «Чародейка», «Пиковая дама», «Иоланта», «Князь Игорь»

В советский период творческий багаж театральной труппы пополнялся спектаклями, пронизанными революционным духом и отвечающим требованиям социалистического реализма. Однако классические произведения не были забыты. Ежегодная афиша Мариинского театра обязательно включает, наряду с премьерами, полюбившиеся зрителям постановки из минувшего репертуара. На сцене Мариинки по-прежнему показывают «Лебединое озеро», «Жизель», «Кармен» и т. д.

8. Афиша

С актуальной афишей Мариинского театра вы можете ознакомиться на сайте mariinsky.ru.

9. Спектакли для детей

Помимо стандартного репертуара для взрослых, Мариинский театр ставит спектакли и для более юных зрителей. Они рассчитаны на детей разных возрастов от 3 лет. Среди них:

  • Дон Кихот
  • Волшебная флейта
  • Сильфида
  • Садко
  • Времена года
  • Евгений Онегин
  • Лебединое озеро
  • Пyтешествие в стapиннoе кopoлевствo: виoлa дa гaмбa и apфa
  • Буратино или золотой ключик
  • Русские сказки
  • Золушка и многие другие

Так же проходят различные лекции, занятия и другие мероприятия. Можно приобрести абонемент в Академию юных театралов, а для студентов есть специальные предложения по студенческим тарифам. Подробная афиша размещена на официальном сайте театра mariinsky.ru.

10. Билеты

Стоимость билетов в Мариинский театр напрямую зависит от спектакля, а также выбранных мест. Цена в среднем колеблется от 400 рублей до 10000 рублей.

Приобрести билет можно на официальном сайте театре mariinsky.ruв соответствующем разделе.

За 2 часа до начала спектакля продажа электронных билетов прекращается, но вы можете купить их непосредственно в кассах театра. За полчаса до начала спектакля в кассах Мариинского театра и Концертного зала билеты продаются только на текущий сеанс.

Так же приобрести билеты в Мариинский театр можно в помещениях сервис-центра Центральных железнодорожных касс.

11. Руководство

Художественный руководитель и директор (с 1988) — дирижёр Валерий Гергиев. Исполняющий обязанности заведующего балетной труппой (с 2008) — Юрий Фатеев (должность художественного руководителя балета сокращена в 1995 году).

12. Фестивали

  • Международный фестиваль искусств «Звёзды белых ночей»
  • Московский пасхальный фестиваль
  • Фестиваль современной музыки «Новые горизонты»
  • Фестиваль «Масленица»
  • Фестиваль балета «Мариинский»
  • Фестиваль «Брасс вечера в Мариинском»

Сцена Мариинского театра является площадкой для проведения международных фестивалей — «Виртуозы флейты», «Лики современного пианизма», «Органный фестиваль» и других значимых мероприятий. Театр реализует проект «Открытая среда», смысл его в том, что каждую среду днем проводятся бесплатные музыкальные концерты. У посетителей есть возможность услышать в исполнении участников оркестра театра и молодых инструменталистов произведения композиторов, творивших в разных музыкальных направлениях и исторических эпохах. Билеты выдают непосредственно на входе в театр, но нужно учитывать, что количество зрителей ограничено — зал вмещает только 170 человек.

Артистический коллектив Мариинского театра принимает активное участие в культурных мероприятиях, организуемых в городе на Неве. С1993 г., по инициативе В. Гергиева, в Северной столице регулярно проводится фестиваль искусств «Звёзды белых ночей». Он имеет статус международного, высоко зарекомендовал себя на мировом уровне и входит в Топ-10 музыкальных концертных программ классического жанра.

Во время фестиваля на подмостках Мариинки выступают самые известных исполнители и коллективы, которые представляют новинки в области симфонической и камерной музыки, оперы и балета. «Звёзды белых ночей» помогают раскрыться новым талантам, установить тесные партнерские связи между театральными труппами. Жители и гости города имеют возможность в рамках фестиваля поближе познакомиться с национальным искусством и культурным наследием других стран.

Сцены театра принимают целый ряд жанровых фестивалей:

  • балетный «Мариинский»
  • оркестровой духовой музыки «Брасс вечера в Мариинском»
  • современной музыки «Новые горизонты»

Театральные постановки из репертуара Мариинки постоянно входят в фестивальные программы Московская пасхальная и «Масленица». Руководство театра уделяет большое внимание приобщению подрастающего поколения к шедеврам мировой классики. Специально для детей и молодежи в Мариинском театре устраивают:

  • фестиваль детских музыкальных театров-студий
  • школы искусств в гостях у театра
  • детско-юношеских оркестров «Мариинский NEXT»

13. Партнеры и спонсоры

Генеральный партнёр театра:

  • Банк ВТБ

Главные партнёры театра:

  • Сбербанк России
  • Yoko Ceschina
  • Газпром
  • Japan Tobacco

Главные спонсоры театра:

  • Total
  • Меркурий
  • BP
  • TeliaSonera
  • ЗНСМ

В 2012 году директор и художественный руководитель театра Валерий Гергиев заявил, что партнёрами Мариинского театра могут стать американский кинорежиссёр Джеймс Кэмерон и корпорация Apple, что сотрудничество с Кэмероном связано с планами руководства театра развивать съёмки постановок в формате 3D.

14. Награды

  • Орден Ленина.
  • Орден Октябрьской Революции.
  • Благодарность Президента Российской Федерации (19 февраля 2008 года) — за выдающийся вклад в развитие отечественного и мирового музыкального искусства.

15. Интересные факты

  • В театре-цирке, на месте которого сейчас расположен Мариинский театр, проходили не только цирковые выступления, но и показывали спектакли.
  • Рисунок небезызвестного занавеса 1914 года повторяет узор на платье Марии Александровны.
  • Прямо за сценой Мариинского театра есть колокол, который когда-то был сброшен с церкви и утоплен в Крюковом канале. После его подъема со дна колокол подарили театру. Сейчас он звенит во время некоторых спектаклей.
  • Из царской ложи можно попасть в гримерную к балеринам. По одной из легенд именно таким образом цесаревич Николай попадал к Матильде Кшесинской.
  • Мариинский театр получил свое название в честь супруги императора Николая II Марии Александровны.
  • После очередной реконструкции в советское время в оркестровой яме был обнаружен битый хрусталь. В последствии выяснилось, что он служил для улучшения акустики.
  • Еженедельно в рамках проекта Открытая среда каждый желающий может бесплатно посетить концерт. Проходит он в фойе Стравинского. Количество мест ограничено.
  • В главном здании Мариинского театра гардероб расположен на каждом этаже.
  • Здание театра входит в Единый государственный реестр объектов культурного наследия страны.

16. Отзывы

Дон Кихот
Дон Кихот

Естественно, о таком всем известном месте как Мариинский театр, в сети огромнейшее количество отзывов. В большинстве случаев говорят об исторической сцене, о постановках и своих общих впечатлениях.

Плюсы:

  • Яркие декорации и костюмы. Многие говорят, что идти в Мариинский театр можно только ради этого. Наряды актеров продуманы до мелочей, а декорации вызывают бурю эмоций.
  • Величественное здание Мариинского театра. Ступая по паркету, по которому ходили известнейшие люди разных времен, в том числе и сам император, зритель приобщается к этой культуре.
  • Постановки, игра актеров. В Мариинском театре выступают только самые лучшие, а спектакли достойны того, чтобы их посетить.
  • Отношение сотрудников театра, которые всегда помогут, подскажут и проводят. Очень вежливое и ненавязчивое общение.
  • Публика. Безусловно, в театр ходят многие, но именно в Мариинское огромное количество зрителей в красивых вечерних нарядах – дамы приходят под руку с кавалерами, и кажется, что на дворе XIX век.

Минусы:

  • Цена на билеты. Что уж тут скрывать: билеты в Мариинский театр, особенно на отдельные постановки, довольно дорогие. И зачастую поход в театр всей семье может выйти в приличную сумму.
  • Цены в буфете, которые, по мнению большинства, не просто высокие, а запредельно высокие. Поход в буфет всей семьей вполне может добавить еще ни одну тысячу рублей к стоимости билетов.
  • Неудобные места. В партере это стулья, а на ярусах – просто лавки, на которых высидеть довольно длительные спектакли сложно даже молодым людям.
  • Неудачное месторасположение – до театра довольно далеко от любой из станций метро. Очень маленькая парковка для машин.
  • Очень маленькие, неудобные туалеты. На самом деле во многих театрах есть подобная проблема, но в Мариинке она ощущается особенно остро.

Конечно же, есть те, кому не понравились спектакли. Возможно, действительно, виной тому игра актеров или просто особенности вкуса зрителя – в оценке искусства все возможно. Но то, что посетить этот театр хотя бы раз стоит каждому, кто приехал в Санкт-Петербург, отмечают практически все, кто оставил свой отзыв.

17. Ссылки

Литература

  1. Театр оперы и балета имени С. М. Кирова / составитель Т. С. Крунтяева; авторы очерков А. М. Соколова, Я. И. Лушина, А. К. Кенигсберг; общая редакция В. Н. Гурков; научный редактор А. С. Розанов. — Л.: Музыка, 1983. — 240 с. — 20 000 экз.
  2. Пантеон и репертуар русской сцены / Ф. Кони. — Петербург: СПб., 1850.
  3. Классический танец. История и современность / Л. Д. Блок. — М.: Искусство, 1987. — 556 с. — 25 000 экз.
  4. В. А. Теляковский. Дневники директора императорских театров. 1901—1903. Санкт-Петербург / Под общ. ред. М. Г. Светаевой. Подгот. текста С. Я. Шихман и М. А. Малкиной. Коммент. М. Г. Светаевой и Н. Э. Звенигородской при участии О. М. Фельдмана. — М.: АРТ, 2002. — 702 с.
  5. В. А. Теляковский. Дневники Директора Императорских театров. Санкт-Петербург. 1903—1906 / Под общ. ред. М. Г. Светаевой; Подгот. текста М. А. Малкиной и М. В. Хализевой; Коммент. М. Г. Светаевой, Н. Э. Звенигородской и М. В. Хализевой. — М.: АРТ, 2006. — 928 с.
  6. В. А. Теляковский. Дневники Директора Императорских театров. Санкт-Петербург. 1906—1909 / Под общ. ред. М. Г. Светаевой; Подгот. текста М. В. Хализевой и М. В. Львовой; Коммент. М. Г. Светаевой, Н. Э. Звенигородской и М. В. Хализевой. — М.: АРТ, 2011. — 928 с.
  7. А. Ю. Руднев. Мариинский театр: четвертьвековые итоги
  8. Алексей Конкин. Чёрный текст на белом фоне: Известный оперный режиссёр Грэм Вик показал в Мариинке «Средство Макропулоса». «Российская газета» — вып. № 5320 (241) от 25 октября 2010.
  9. Мария Табак. Мариинка представит в Вашингтоне балет «Жизель». РИА Новости (02.08.2011).
  10. Мариинский театр привезёт на гастроли в Москву оперу и балет. РИА Новости (19.01.2011).
  11. Мариинский театр оперы и балета — история.
  12. Мариинский театр покажет премьеру оперы Джузеппе Верди «Аттила». РГРК «Голос России» (13.07.2010).
  13. Мариинский театр. Энциклопедия «Кругосвет».