1 марта 2022 года, вступает в силу новая редакция Трудового кодекса РФ, полностью изменяющая Х раздел — «Охрана труда».
10 золотых правил (золотое сечение)
Было такое поветрие еще до пандемии — на предприятиях вешали на стену золотые правила по поводу соблюдения техники безопасности. Как-то при этом умудрялись связывать сии трудовые заповеди с лидерством и эффективностью. Но пандемия все расставила по местам: стало очевидно, что соблюдение трудового законодательства и есть золотое сечение. Ну а недавно ТК был отредактирован на радость работникам.
Служба охраны труда (ОТ)
Есть новости для тех, кто еще не успел организовать службу охраны труда. Теперь рекомендовано всем до 1 марта 2022 г. успеть это сделать и оформить локальные нормативные акты в соответствии уже с новыми нормами.
Кому всем нужна служба ОТ (а кому не надо)
Всем бизнес-предприятиям со штатом от 50 человек нужна служба ОТ, кроме небольшого списка: ИП; те, кто не занимается производством; субъекты малого предпринимательства; работодатели, предоставляющие социально-бытовые услуги, если в штате есть должность специалиста по охране труда.
Можете почитать 2 постановления и приказ с рекомендациями, все это есть в свободном доступе.
Оценка профессиональных рисков
В соответствии со ст. 214 ТК РФ работодатель обязан обеспечить систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку.
Критерии, которыми работодателю рекомендуется руководствоваться при выборе методов оценки уровней профессиональных рисков, краткое описание применяемых в РФ и зарубежной практике методов оценки уровней профессиональных рисков, процесс и этапы выбора метода оценки уровней профессиональных рисков, а также примеры оценочных средств даны в «Рекомендациях по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков» (Приказ Минтруда России от 28.12.2021 № 926).
Работодатель вправе разработать собственный метод оценки уровня профессиональных рисков, исходя из специфики своей деятельности.
П. 5.1 ГОСТ 12.0.230.5-2018 указывает, что оценка профрисков должна проводиться организацией при любых изменениях, если раньше такая оценка не проводилась. Оценка риска может проводиться организацией периодически в плановом и внеплановом порядке.
Что будет, если не проводить оценку рисков
Наступит административная ответственность, предусмотренная ч.1 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Совершение предусмотренного этой нормой правонарушения влечет наложение штрафа: на должностных лиц в размере от 2 до 5 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 2000 до 5000 рублей; на юридических лиц — от 50 000 до 80 000 рублей.
Система управления охраной труда (СУОТ)
Здесь дается послабление — вместо типового положения появилось примерное положение, описывающее должное в общих чертах.
Тоже касается следующих примерно описываемых моментов:
- Примерное положение о комитете (комиссии) по охране труда.
- Примерный перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда, ликвидации или снижению уровней профессиональных рисков либо недопущению повышения их уровней.
- Примерный перечень мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников (при производстве работ (оказании услуг) на территории, находящейся под контролем другого работодателя (иного лица).
Более строго закон относится теперь к проведению государственной экспертизы безопасности труда
Государственная экспертиза делается для оценки качества оценки условий труда, гарантий и компенсаций за работу с вредными и(или) опасными условиями труда, фактических условий труда.
В содержательной части новый порядок, приведенный в проекте «Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда», содержит те же разделы, что и Порядок, согласно приказу от 12.08.2014 № 549н.
Государственная экспертиза условий труда теперь может осуществляться на основании обращений комиссий по расследованию несчастных случаев и заключений Минтруда о несогласии с заключением экспертизы качества специальной оценки условий труда.
Когда она не проводится
Государственная экспертиза условий труда не проводится.
Организация не предоставляет все копии документов: если нет отчета и отсутствии сведений об отчете во ФГИС СОУТ.
Если цель проведения государственной экспертизы ненадлежащая, если заявители не соответствуют требованиям; если нет сведений об отчете во ФГИС СОУТ ввиду ликвидации юридического лица или прекращения ИП своей деятельности и еще в некоторых случаях, о которых хорошо осведомлены наши адвокаты по трудовому праву.
Dura lex sed lex — закон суров, но это закон. И в целом изменения носят общий рекомендательный характер. Если нужна консультация и ликбез, обращайтесь. Там, где вам дается простор для самостоятельных действий, незаменимы знания профильного адвоката.