Найти тему
Кот Баюн

Подавление Ионийского восстания

После проигранной битвы на море Иония окончательно утратила веру в победу, теперь греческие полисы пытались спастись порознь, ведь за шесть лет совместной борьбы они так и не обрели настоящего единства. Персидские каратели захватывали греческие города и угоняли в рабство сотни их жителей, практически не встречая сопротивления, бывшие вожди и герои битв с персами, спасали свои жизни далеко на чужбине. Так закончилось Ионийское восстание.

Другие статьи из серии «Ионийское восстание»:

Греки Малой Азии накануне Ионийского восстания

Неудачное завоевание острова Наксос

Ионийские греки просят Спарту о помощи

Афины вступают в борьбу с Персией

Ионийские повстанцы атакуют

Сражение за остров Кипр

Сухопутная блокада Ионии

Битва при Ладе

Ионийское восстание, основные походы и сражения
Ионийское восстание, основные походы и сражения

Осенью 494 г. до н. э. на подступах к Милету произошло одно из крупнейших морских сражений эпохи античности. Если верить цифрам, приведенным Геродотом, то в бою сошлись около тысячи греческих, финикийских, египетских, кипрских и киликийских кораблей. Причиной побоища, произошедшего около небольшого средиземноморского острова Леда, стала попытка объединенного флота ионийских городов уничтожить морскую блокаду города Милет. К этому времени персидская армия уже прочно блокировала Ионию с суши и готовилась к нападению на Милет с суши и моря. Койнон ионийцев решил, что если разгромить персов на море, то они на некоторое время откажутся от нападения на город. Для того, чтобы дать персидскому флоту решительный бой было собрано 353 корабля из всех городов, принявших участие в восстании. Однако, еще в самом начале сражения сорок девять кораблей с острова Самос бежали, их примеру последовали лесбосцы, а затем и большинство остальных ионийцев. Сохранившие присутствие духа милетцы, а также присоединившиеся к ним хиосцы и одиннадцать самосских кораблей вступили в бой с ахеменидским флотом и даже нанесли ему некоторый урон, но численное превосходство персов было чересчур велико и греческий флот потерпел поражение (Подробнее ЗДЕСЬ: Битва при Ладе). Поражение в битве у Леды «подвело черту» под Ионийским восстанием, после него повстанцы, как организованная сила, перестали существовать, и персидская армия добивала греческие полисы поодиночке.

-3

Геродот сообщил некоторые нам подробности о судьбе нескольких участников Ионийского восстания. Героически сражавшиеся хиосцы вернулись на немногих уцелевших кораблях на свой остров, согласно Геродоту, вскоре после этого ослабевший Хиос был захвачен пиратами Гистиея. Неизвестно, был Гистией исторической личностью или неким собирательным образом, его имя не упоминается в других источниках, но почти полная потеря флота и лучших воинов действительно должна была ослабить Хиос и сделать его мишенью для авантюристов. Экипажам нескольких хиосских кораблей, сумевших избежать гибели в бою, но сильно поврежденных, пришлось высадиться на берег и пытаться спастись пешком. Когда они дошли до земель принадлежащих Эфесу, то местные жители напали на них и перебили всех скитальцев. Как объясняет эту расправу Геродот: «...Они пришли, когда эфесские женщины как раз справляли праздник Фесмофорий. ... При виде толпы вооруженных людей, проникших в их страну, они (эфесцы) были в полной уверенности, что это — разбойники, явившиеся похитить женщин. Весь Эфес вышел на помощь, и хиосцы были перебиты ...». Некоторое сомнение в правдивости этих объяснений вызывает тот факт, что Эфес не участвовал в восстании и, следовательно, оставался лоялен Персии, не исключено, что потерпевших поражение повстанцев уничтожили, чтобы выслужиться перед Империей.

Древние греки обожали междоусобные свары, даже постоянная угроза со стороны Персидской империи не смогла их примирить
Древние греки обожали междоусобные свары, даже постоянная угроза со стороны Персидской империи не смогла их примирить

Но, пожалуй, наиболее поучительна история самосских переселенцев, она прекрасно характеризует какой «банкой со скорпионами» был хваленый «греческий мир». Незадолго до битвы при Ладе бывший тиран острова Самос – Эак обратился через доверенных лиц к соотечественникам и предложил им покинуть поле боя в обмен на прощение их участия в восстании. К этому моменту самосцы уже были полны сомнений относительно исхода восстания, а также утомлены и раздражены учениями, устроенными Дионисием. Лукавые слова бывшего тирана попали в нужные уши, а дальше было бегство самосских кораблей и разгром повстанцев. Персидские репрессии, обрушившиеся на ионийские города, не затронули Самос, ни сам город, ни его храмы не пострадали, это была плата за предательство. Вместе с тем, самоссцы должны были вернуть в город изгнанного после начала восстания тирана Эака и вновь повиноваться ему. Возвращение «добрых старых времен» далеко не всем пришлось по вкусу. Закрытие проливов персами больнее всего ударило по торговым кругам, поэтому неудивительно, что на Самосе именно их представители были «движущей силой» восстания и теперь вынуждены были бежать, спасая свои жизни. Зато «партия», возглавляемая племянником Поликрата - тираном Эаком, большинство военачальников и городская беднота стояли за подчинение персам. «... На Самосе же зажиточные граждане вовсе не одобряли образа действий своих военачальников по отношению к персам. После морской битвы они тотчас собрались на совет и решили, пока их тиран Эак не успел вернуться в страну, выселиться куда-нибудь, чтобы, оставаясь на родине, не быть рабами персов и Эака ...» Геродот.

Сцена боя гоплитов с древнегреческой керамики
Сцена боя гоплитов с древнегреческой керамики

Незадолго до этого ионийцы получили от Занклы - халкидской колонии на Сицилии приглашение основать в местности под названием «Красивый Берег» ионийский полис. Занкла была первой греческой колонией на Сицилии (основана в 757 году до н. э.), она располагалась на западном берегу Мессинского пролива, отделяющего остров от материковой Италии, свое имя («Занкла» - серп) получила из-за серповидной формы естественной гавани возле неё. Колония почти постоянно воевала с эрусками, финикийцами и другими греческими полисами Сицилии, нуждаясь в союзниках, занклейцы пригласили в соседи ионийцев. «... по приглашению занклейцев отправились в путь только самосцы — одни из ионян, а с ними еще беглецы из Милета ...» Геродот. Во время прибытия самосцев в Сицилию занклейцы в очередной раз воевали с соседями и значительная часть мужского населения в городе отсутствовала.

«Благодарные» за приглашение самосцы захватили беззащитный полис, по сведениям Геродота их надоумил на это коварство тиран города Регия (сейчас Реджо-ди-Калабрия), кстати тоже халкидской колонии. «Бездомные» занклейцы обратились за помощью к своему союзнику Гиппократу - тирану города Гелы, сильнейшему греческому поселению Сицилии, основанному в 689 г. до н. э. колонистами с Родоса и Крита. Союзник неприминул прибыть на помощь с сильным войском, после чего захватил в плен бывшего царя Занклы и его брата. «... остальных занклейцев выдал самосцам, заключив с ними договор, подтвержденный взаимной клятвой. В награду за это самосцы обещали отдать Гиппократу половину всей домашней утвари и рабов в городе и, кроме того, весь урожай с полей. Большую часть занклейцев тиран держал в оковах на положении рабов, а 300 самых знатных отдал самосцам, [повелев] казнить. Самосцы, впрочем, не казнили их ...» Геродот. Занкла была переименована около 493 года до н. э. и с тех пор именуется Мессина.

Грань между «борцом за свободу» и разбойником, во все века была очень тонкой. Судьба наварха повстанцев Дионисия – лишнее тому подтверждение
Грань между «борцом за свободу» и разбойником, во все века была очень тонкой. Судьба наварха повстанцев Дионисия – лишнее тому подтверждение

Чтобы не рассказывать только о мерзавцах, стоит упомянуть об одном из героев восстания. Наварх флота повстанцев Дионисий видимо действительно был «моряком от бога», имея в личном подчинении всего три фокейских корабля, он не только выжил в сражении, но и сумел захватить три корабля противников. «Адмирал» повстанцев не пожелал после сражения возвращаться в Фокею, понимая, что скоро в город прибудут персы и тогда ему и его морякам припомнят героизм, проявленный в битве при Леде. «...Тотчас же после битвы Дионисий взял курс прямо в Финикию, где ему удалось потопить несколько купеческих кораблей и захватить богатую добычу. Затем он направился в Сикелию (Сицилию). Отправляясь туда, он стал заниматься морским разбоем, не нападая, впрочем, никогда на эллинские корабли, а только на карфагенские и тирсенские (этрусские) ...» Геродот.

«… Между тем после победы в морской битве над ионянами персы принялись осаждать Милет с суши и с моря. Они стали делать подкоп стен и подвезли всевозможные осадные орудия. На шестой год после восстания Аристагора персам удалось целиком [вместе с акрополем] овладеть городом ...» Геродот. Город пал после не слишком долгой осады, сказалась потеря лучших воинов в сражении при Ладе и падение морального духа защитников после все той же злосчастной битвы. Во время осады и штурма Милет был сильно разрушен, большая часть мужского населения погибла в схватке или была убита персидскими воинами сразу после захвата города. Значительная часть милетян, переживших взятие стен и последующие погромы, была депортирована в Месопотамию. «… Захваченных в плен милетян персы затем повели в Сусы. Царь Дарий, впрочем, не причинил им больше никакого зла. Он поселил их у так называемого Красного моря в городе Ампе; мимо этого города протекает река Тигр при впадении в море. В Милетской же области персы взяли себе самый город и окрестную равнину, а горную местность отдали во владение карийцам из Педас. … Итак, в Милете теперь уже не было больше милетян ...» Геродот.

Археологические раскопки в Милете свидетельствуют о значительных разрушениях и пожарах в городе, в начале V в. до н.э., хотя город продолжал существовать и после этого. Репрессии не уничтожили всех горожан, да персы, скорее всего, и не стремились полностью уничтожить богатого данника, уже через пятнадцать лет, в 479 г. до н. э., в битве при Платеях, в составе персидской армии будет сражаться отряд из Милета. Однако погром, устроенный персидской армией и утрата Ионией своего статуса, сделали свое дело, город уже никогда не смог достигнуть прежнего расцвета. Раскопки показывают, что район морской гавани не был даже восстановлен, а западные жилые кварталы были покинуты. «Отец истории» вспоминал по поводу падения Милета предсказание Дельфийского оракула:

В оное время и ты, о Милет, — зачинатель преступных деяний

Многим во снедь ты пойдешь и даром станешь роскошным.

Многим тогда твои жены косматым (персы, носили длинные волосы) ноги умоют.

Капище ж наше в Дидимах возьмут в попеченье другие

Дидимион – святилище Аполлона Филесия (Дружелюбного, по другой версии Любящего), был хорошо известен в древности благодаря своему знаменитому оракулу, который вполне успешно конкурировал с дельфийской пифией. Святилище располагалось на оконечности мыса, который в древности образовал Милетский полуостров, и входило в «зону ответственности» Милета. После захвата города персидской армией «Священный же храмовый участок, а также храм и прорицалище были разграблены и преданы огню» Геродот.Этот рассказ греческого историка получил свое подтверждение во время раскопок французских археологов в Сузах в 1911 г. н.э., тогда было обнаружено множество предметов, увезенных персами из Дидимиона. Среди них была обнаружена массивная бронзовая фигура с надписью о посвящении ее в качестве десятины в храм Аполлона. Существуют свидетельства античных авторов, что там же находилась и храмовая статуя Аполлона, пока в 294 г. до н. э. Селевк I Никатор не вернул ее милетцам. Бранхиды – жрецы Аполлона Филесия, по словам Страбона: "передали сокровища бога персидскому царю и бежали вместе с персами, чтобы избежать наказания за святотатство и предательство". Согласно преданию, после разграбления храма, источник оракула перестал течь, а сам оракул замолчал. Дидимион оставался руинами до тех пор, пока Александр Македонский не завоевал Милет и не освободил его от персов в 334 г. до н. э., после чего началось строительство нового храма. С началом возведения святилища источник вновь объявился, а оракул возобновил свою деятельность.

Персидские пехотинцы
Персидские пехотинцы

«Разобравшись» с непокорным Милетом персидское командование вспомнило про его буйных соседей и отправило освободившиеся войска в Карию. «… После взятия Милета персы сразу же захватили Карию, причем часть городов подчинилась им добровольно, а другие по принуждению. Таков был ход событий ...» Геродот. Легкость, с которой были усмирены отважные карийцы, удивления не вызывает, после битвы при Ладе и взятия Милета, ни у кого уже не было сомнений в исходе противостояния с Империей. Силу пришлось использовать лишь для «приведения в чувство» самых упертых и глупых, с остальными просто договорились. В результате своей сговорчивости карийцы даже получили кусок милетской земли. Окончательным усмирением Карии закончились боевые действия в 494 г. до н. э., персам теперь особо спешить было некуда. Вполне возможно, что они не спешили сознательно, давая возможность самым активным повстанцам бежать подальше из Малой Азии, вдали от своих общин они опасности не представляли, зато без вождей остальных греков проще было вернуть в Империю.

Финикийский военный корабль
Финикийский военный корабль

Перезимовав в Милете, финикийская эскадра взяла на борт персидскую пехоту и приступила к систематической и безжалостной «зачистке» Ионии. Сопротивления никто не оказывал, заранее смирившись со своей участью, флот карателей «… без труда захватил острова у побережья: Хиос, Лесбос и Тенедос. Каждый раз при захвате какого-нибудь острова варвары устраивали облавы на людей. … персидские военачальники показали, что их угрозы ионянам, когда те стояли враждебным станом против них, не были пустыми словами. В завоеванных городах персы, выбрав наиболее красивых мальчиков, вырезали у них половые органы и обращали в евнухов, а самых миловидных девушек уводили в плен к царю. Так они поступали и предавали огню города вместе со святилищами богов ...» Геродот. Несмотря на то, что персы и, особенно финикийцы, действовали жестко, и число пострадавших исчислялось сотнями, если не тысячами, такому тотальному разгрому как Милет, больше ни один греческий город не подвергся. «Из Ионии персидский флот взял курс на Геллеспонт и захватил все города на левой его стороне при входе в пролив». Города на «азиатской» стороне Геллеспонта уже были подчинены Империи во время кампании 497 г. до н.э. армией Давриса (Подробнее ЗДЕСЬ: Сухопутная блокада Ионии).

Малая Азия
Малая Азия

Геродот четко указывает дальнейшие цели персов, это вполне ожидаемо: «Херсонес с большим числом городов, затем город Перинф, укрепленные места во Фракии, потом Селимбрия и Византий». То есть персов в первую очередь интересовали города «запирающие» проливы к Понту Эвксинскому, а, следовательно, контролирующие поставки черноморского хлеба. Сопротивления не оказали и здесь, местные жители, вполне резонно опасающиеся финикийцев куда больше персов, предпочли не искушать судьбу и бежать. «Жители Византия и жившие на противоположном берегу калхедоняне не стали ждать нападения финикиян. Они покинули свои города и отплыли в Евксинский Понт. Там они поселились в городе Месамбрии». Дальнейший рассказ Геродота убеждает нас в том, что их опасения были совсем небеспочвенны, финикийцы, при малейшей возможности, уничтожали города своих конкурентов самым радикальным образом, и иметь дело с персами для греков было куда безопаснее. «…Финикияне же, предав огню упомянутые местности, направились в Проконнес и Артаку. Уничтожив огнем и эти города, они вернулись на Херсонес, чтобы захватить остальные города, которые не успели разрушить при первой высадке. Однако на Кизик они не совершили нападения, так как жители его еще до их прихода сами подчинились царю: об этом они договорились с сатрапом Даскилея Эбаром, сыном Мегабаза ...» Геродот.

Финикийские воины
Финикийские воины

На обратном пути персидско-финикийский флот собирался заглянуть в Херсонес Фракийский, где в это время правил спутник Дария по Скифскому походу – афинянин Мильтиад, сын Кимона, внук Стесагора. В активных действиях против Персии он замечен не был, но в период Ионийского восстания проводил излишне независимую политику, чеканил монету с изображением милетского льва, тем самым выражая свое сочувствие политическому курсу ионийцев, болтал слишком много, да и вообще был афинянином, что само по себе могло стать приговором. Решив не искушать судьбу «при известии, что финикияне стоят у Тенедоса, Мильтиад погрузил на пять триер все свои сокровища и отплыл в Афины» (Чуть более подробно о Мильтиаде ЗДЕСЬ: Греческие соратники Дария). Теперь, когда вся Малая Азия окончательно вернулась к персидскому владычеству, а в ионийских городах повсеместно была восстановлена власть лояльных Персии тиранов, восстание, можно было считать окончательно подавленным и начинать делать выводы на будущее.

При подготовке статьи использованы следующие материалы:

«ИСТОРИЯ ГРЕЦИИ» С.Я. Лурье

"История Древней Греции" Николас Хэммонд

Кембриджская история Древнего мира. т. 4 "Персия, Греция и Западное Средиземноморье"

«История» Геродот

«Политическая история Ахеменидской державы» М. А. Дандамаев

-13

Другие статьи из серии «Ионийское восстание»:

Греки Малой Азии накануне Ионийского восстания

Неудачное завоевание острова Наксос

Ионийские греки просят Спарту о помощи

Афины вступают в борьбу с Персией

Ионийские повстанцы атакуют

Сражение за остров Кипр

Сухопутная блокада Ионии

Битва при Ладе

-14