Найти тему
Ольга Иорданская N5020622247

Куда могли спрятать Золотую Бабу. Неразгаданные тайны Сибири.

Едва только русские появились в Сибири как появились слухи о некой Золотой Бабе, и даже на Урале у пермяков был свой золотой идол.

Культ Матери, Великой Богини есть у многих народов, но только в Сибири она сделана то ли их чистого золота, то ли это каменная статуя покрытая золотом.

Первым из русских, кто напал на след Золотой Бабы был Святой Стефан, который обращал пермяков в христианство. Охотился он за Золотой Бабой не из корыстных целей, а, чтобы уничтожить языческий идол. Остались сведения, что пермская Золотая баба была из камня, но покрыта золотыми пластинами. Описывали ее как старуху, с которой рядом сидят два ее внука.

Ей приносили в жертву лучших оленей, а в стоящую рядом чашу складывали разные дары, в основном из золота и серебра. Стефан порушил много языческих кумирен, до самой смерти старательно искал Золотую Бабу, но так и не нашел.

При Василии III сведения о Золотой Бабе попадают в Европу. Пишет о Золотой Бабе Сигизмунд Герберштейн, австрийский посол, в своих "Записках о Московии".

Сам он Золотую Бабу не видел и к ее существованию относился скептически. Но именно из его записок мы и узнаем подробности.

«Золотая Баба, то есть Золотая Старуха, - это идол, стоящий при устье Оби в области Обдора, на том берегу. По берегам Оби и по соседним рекам расположено много крепостей, правители которых подчинены государю московскому. Рассказывают, а вернее баснословят, будто идол Золотой Старухи – это статуя в виде старухи, держащей на коленях сына, и там уже снова виден ребенок, про которого говорят, что это ее внук. Более того будто бы она там поставила какие-то инструменты, издающий звук труб. Если это и так, то я полагаю это от постоянно дующего ветра.»

Авторитет Герберштейна был так высок, что появилась карта с устьем Оби и на ней была надпись Zlata Baba.

Ермак тоже искал Золотую Бабу, собирал о ней сведения, но не нашел. Хотя будто бы один из атаманов Ермака, Богдан Брязга видел Золотую Бабу при штурме Самарского острога (у места где Иртыш впадает в Обь).

Об этом пишет Ремезовская летопись.

«И оттуда пошел на Обь, и видел много пустого места, а жилья мало; и остановился на Белогорье, потому, что там у них святилище большое богини древней: нагая с сыном на стуле сидючи приемлет дары от своих, и дают ей долю от всякого промысла, а ежели кто по обету не даст, она мучит и томит, а кто принесет жалеючи к ней (не от чистого сердца) падает замертво мертвый. Когда же прошел слух о приезде Богдана, велела спрятаться и всем бежати, и многое собрание кумирское спрятано и до сего дня».

Как видим, все описания Золотой Бабы разнятся. То она старуха с двумя внуками, сидящими рядом, то она старуха с сыном на коленях, то просто сидит на стуле с сыном.

Богдан Брязга фигура историческая, но и он Золотую Бабу не нашел, а может даже и не видел, как он мог ее видеть во время штурма острога. Не видели Бабу и русские путешественники 17 века.

При Петре Первом статую тщательно на Обском севере искал священник Григорий Новицкий. Но не ради корысти а, чтобы уничтожить идол.

До него дошли слухи, что богиня сидит и она нага. Он написал «Краткое описание о народе остяцком», но вскоре остяки его убили: то ли их разозлила миссионерская активность, то ли прослышали, что пришелец ищет их божество...

Первая русская публикация о Золотой Бабе, носившая научный характер, появилась в 1814 году в журнале «Вестник Европы». Там были изложены все известные к тому времени сведения о таинственном изваянии.

А дальше..., собственно -туман. Никаких новых конкретных сведений с тех пор не появилось. А потому одна за другой стали рождаться чисто умозрительные гипотезы, которые нельзя было ни подтвердить, ни опровергнуть. Предполагали основываясь на тех самых средневековых сказаниях об Александре Македонском, что именно он добрался и до Оби - и оставил там золотую статую, оружие и некий «колокол». Предполагали еще, что Золотая Баба античная статуя, и местные племена, когда-то принимавшие участие в походах «варварских» народов на Рим, именно оттуда ее и притащили в родные места. Технически здесь нет ничего невозможного: человек создание упрямое и золото уважает. Могли и притащить за тридевять земель особенно если увидели в ней предмет для поклонения. Вот только нет никаких сведений о цельнолитых золотых античных статуях.

Поскольку многие описывают Золотую Бабу по-разному, появились и версии на этот счет. Считают, что подобных кумиров было несколько: у коми-зырян своя, у самоедов своя, своя у вогулов и остяков. Однако это не более чем версии...

Сохранилось лишь стойкое убеждение, что некоторые народы, поклонявшиеся некогда Золотой Бабе, продолжают делать это и теперь. Что и сегодня она (или несколько) стоит где-то в потайном месте, в глухомани, и место знают лишь старики.

Вообще-то поверить этому можно. На многие народы (особенно до сих пор кочующие) христианство оказало чисто внешнее воздействие, а в душе они остались поклонниками старых богов. И богинь.

Кое-какие следы тянутся в те же верховья Оби. Однако сообщения об этом, как правило, скроены на одну колодку: «один старик поведал».

В начале ХХ века исследователь Сибири и писатель К. Д. Носилов записал рассказ слепого старика-марийца: тот, как он уверял, в молодости видел в потайном месте Золотую Бабу, сидящую на соболиных шкурах. В чем-то рассказ убедительный: старик подробно объясняет, что богиню не покажут не только русскому, но и не всякому вогулу: испортились в последнее время вогулы, попадаются такие, что способны и святилище обокрасть, не раз уже случалось, что из-за таких вот отщепенцев пропадало и серебро, и соболя, и разные драгоценности, что испокон веков приносили богине в дар. Так что и своих допускают в потайное святилище с большим разбором.

Однако есть и детали, в которые верится гораздо меньше. Старик рассказывал, что настоящая Золотая Баба, та, что сидит на соболях, «голая баба и только, все сделано, как быть бабе».

Но тут же добавил, что там же видел ее точную серебряную копию. А вот этому уже верится гораздо меньше. Вогулы, находившиеся на уровне родоплеменного строя, вряд ли смогли бы своими силами изготовить серебряную копию достаточно большой статуи ни технологий у них таких не имелось, ни умения. Между прочим, это - повествующий о серебряном идоле.

Остальные истории – это рассказы родственников, которым когда то поведал дед или бабака, которые якобы видел в глуши Золотую Бабу, но достоверных попыток организовать поисковую экспедицию до сих пор нет. Кое-какая смутная информация все же поступала, из общения - уже не таежными кочевниками, а жителями большого города, часто с высшим образованием, уже с эвенками - не умевшими аргишить - то есть кочевать, растерявшими все умения предков, помогавшие выживать в самых диких местах. Одним словом, вполне цивилизованные люди.

Были разговоры полные недомолвок, крайне скупых выражений. Да, вполне возможно, и была в старые времена такая святыня, но, если и была, ее давным-давно унесли куда-то шаманы и запрятали в труднодоступных местах, спасая от «лючи» (так эвенки называли русских). Шаманы умерли (по другой версии, покончили самоубийством), и никто уже не знает точное место...

Правда, за долгие годы оформилось некое подобие следа точнее, привязка к конкретному месту, где в какой-то из многочисленных пещер спрятана Золотая Баба.

Полуостров Таймыр, если точнее - горы Бырранга.

Полуостров Таймыр 860000 кв. км. тайги, гор, лесотундры, обычно поросшей карликовыми деревьями высотой самое большее человеку по пояс, голой тундры и ледяных арктических пустынь.

В самом центре полуострова простирается озеро Таймыр - на двести километров в длину. За размеры кочующие на Таймыре нганасаны называют его Дяму-Турку Море-озеро. На таймырских реках и озерах бывают и русские рыбаки, но значительная часть Таймыра даже теперь места, по которым не ступала нога человека.

Особенно это относится к Путоране, горам Бырран настоящей горной стране длиной в тысячу километров и шириной примерно в двести. Ледники, высокие вершины, многочисленные пещеры, проходы между скал, больше напоминающие лабиринты, немало вертикальных разломов, которые не преодолеть и не обойти...

С давних времен те же нганасаны называли Быррангу Страной Мертвых, Шаманской Страной. Считалось, что там обитают духи предков, и с ними летают советоваться особо сильные шаманы во время своих камланий.

Так что нганасаны старательно обходили эти места, где живому человеку находиться как бы и не подобает.

Рассуждая чисто теоретически, те места - самое надежное укрытие для священной Золотой Бабы.

Чтобы не просто «походить и посмотреть», а предпринять серьезные, масштабные поиски, потребовалось бы, можно прикинуть, не менее двух дивизий. А добраться туда непросто либо на вертолетах, либо сотни километров на вездеходах. Переброска такого количества людей и расходы на жизнеобеспечение потребовали бы астрономических сумм, какие никто не выделит ради удовлетворения чисто научного любопытства, поисков одной-единственной статуи, быть может, и золотой. Так что поиски на Бырранге обошлись бы немногим дешевле, чем полет на Луну... астрономами.

Нельзя исключать, что озабоченные приходом казаков шаманы, спасая свои сокровища, отвезли Золотую Бабу (или одну из Баб) в те места, которые порой от лунной поверхности отличает только наличие воды и растительности.

Нельзя исключать, что они попросту утопили статую в озере Таймыр или одном из многих, расположенных поблизости - в некоторых преданиях упоминается, что Золотая Баба либо самостоятельно уходила куда-то в глухие места, либо прыгала в реку Обь. Это может быть и отголоском реальных событий, когда статую прятали на дне реки.

Там, где укрыли статую, могли спрятать и приношения ей, скопившиеся за долгие годы. Пушнина, конечно, истлела давным-давно, но золотые и серебряные предметы должны сохраниться.

Но если этот богатый клад существует, слишком мала надежда обнаружить его в обозримом будущем. Быть может, его никогда не удастся найти...