Найти тему

Питание в ВДВ, времена СССР: бигус, драки и мясо белого медведя

Победу обеспечивают не только ракеты и артиллерия, но и замы по тылу. Известно, что как боец полопает, так и потопает. Воздушно-десантные войска считались элитой Вооруженных Сил СССР. Профессиональная подготовка, огневая подготовка, прыжки с парашютом и все такое прочее требовали большого расхода энергии. Соответственно, предполагается, что еда должна полностью обеспечивать все потребности десантника. Я не знаю, каким образом сейчас организовано питание в ВДВ, опишу что видел сам на самом исходе СССР. В частности это были следующие воинские части и соединения: 224 и 242 учебные центры ВДВ, 1120 учебный артполк (Пренай), 37 и 39 ДШБ.

1120-й артполк входил в состав учебного центра ВДВ, который до этого был Гайжюнайской учебной дивизии. Питание в учебке было организовано следующим образом.

В качестве вводной: Пренай – это небольшой городок в Литве.

Корпуса учебки среди небольшого литовского городка узнаваемы
Корпуса учебки среди небольшого литовского городка узнаваемы

В части была столовая со стандартными столами. Военнослужащие подходили к раздаче со своими подносами, где получали свою еду. В ежедневную пайку входило масло утром и вечером. По выходным были яйца. Хлеб был разный. Но всегда двух сортов. Всего было 4 сорта. Кирпичи – белый и черный. А также батон и кислющий, с сырым тестом прибалтийский.

То, что было солдатской столовой
То, что было солдатской столовой

Еда была отвратительного качества. Наиболее запоминающиеся блюда – бигус (капуста тушеная с чем-то), мясо белого медведя (варено-тушеное сало, выдаваемое за мясо), рыба вываренная в ноль. Каша, как правило, перловка, периодически была съедобной. Здесь я впервые познакомился с пюре из концентрата, с сушенным луком и морковью. Съедобной еды в столовском рационе было откровенно мало. Наверняка сейчас так не питаются. Кто мог, тот компенсировал нехватку калорий и витаминов, совершая поход в магазин и в чайную (булдырь, чипок). Я, кстати, несколько прифигел, когда в магазине насчитал 11 сортов шоколадных батончиков. Для меня это был культурный шок. На моей малой родине, Северном Кавказе, такого разнообразия еды как в литовских магазинах не было. В целом питание в пренайской учебке оцениваю как паршивое. По моему мнению и зампотыла, и начпрода, и начальника столовой следовало бы посадить в тюрьму.

В 39 ДШБ, позже переформатированной в учебный центр, питание было несколько получше.

И питание было организовано другим способом. Столовые приборы, тарелки, расставлялись на столы. На столы также выставлялись кастрюли с едой. Военнослужащие приходили и сразу садились за стол. Но стоит пару слов упомянуть, где базировалась бригада. Она была размещена на базе иезуитской школы в Хырове, что на самом западе Львовской области.

Я так понимаю, что столовая была расположена в малельном зале. Но фактически было два зала для приема пищи. Один в трапезной, второй – в молельном зале.

Качество питания в 39 ДШБ было несколько лучшим, чем в Пренае. Мясо действительно было кусками вареное. Не мясо белого медведя, а натуральная говядина или свинина. Радовало то, что была реальная гречка. Иногда даже рыбу можно было есть. Неподалеку был буфет (булдырь) с широким ассортиментом. В целом оцениваю питание в 39 ДШБ как сносное. То бишь есть можно, но без удовольствия. Хотя я отчасти понимаю, что численность личного состава в иные времена в бригаде составлял без малого три тысячи человек (2700-2800).

В 37 ДШБ питание было неожиданно хорошее. Вообще 37 ДШБ – это самая странная воинская часть. Там вроде как бы и бардак был, но и подготовка была лучшая. Часть размещалась в славном городе Черняховске, бывшем прусском Инсербурге. И в немецких казармах прямо мы располагались. А в конюшнях был парк техники.

-6

Там минимум было ура-патриотизма и в грудь себя пяткой никтоы не стучал «мы самые лучшие», а вот по уровню огневой подготовки – это была одна из лучших вероятно в Союзе частей. Причина в том, что боеприпасов не жалели. Отстрелять за стрельбы бойцу 200-300 патронов было обычным делом. Можно было бы и больше, но потом проблематично автомат чистить, да он и плеваться начинал. Кстати у автоматов, как и у артиллерии, есть ресурс свтолов. Но об этом я напишу следующий раз. Вернусь к питанию в 37 ДШБ. Здесь по выходным и праздникам даже делали тефтели, котлеты и голубцы. Примечательно, что большинство поваров было с Юга. Я помню земляков с Ингушетии, Ставропольского края, Дагестана, Кубани. По выходным на завтрак чай был с молоком. Помню, даже было какао. Еда была съедобная, и даже рыба, и первые блюда. Но, тем не менее я часто пропускал обед в столовой. Ходил в чайную. Иногда ходили через забор поесть в столовой мебельной фабрики. Питание в 37 ДШБ было организовано стандартное – боец подходит к раздаче и берет полагающуюся ему еду. Понятно, что организация питания зависело от трех человек – начпрода, зам по тылу и начальника столовой. Это были судя по результату – профессионалы и порядочные люди. В бригаде, как и в большинстве частях, было собственное хозяйство (свинарник и прочее). Но в отличие от других воинских частей, наличие подсобного хозяйства было видно на солдатском столе. Показательно, что офицеры, находившиеся в наряде, не брезговали обедом в столовой.

Драки в столовой

Кому-то может показаться странным, а мне весьма логичным, но именно в столовых часто проходили драки, в т.ч. и между бойцами разных подразделений. Перечислю частые причины драк:

  • Попытка подойти к раздаче без очереди. В приличных подразделениях действовало правило, что никто не может влезть в очередь подразделения, также как и пройти сквозь строй. Приучалось это еще с учебки. И по фигу должно быть что там старослужащий или нет. Но далеко не все подразделения отличались сплоченностью, поэтому дембеля понаглее пролезали без очереди. Точнее предпринимали попытки. Но у них это получалось не всегда. Можно было запросто уйти в нокаут. Дежурный по столовой как правило в этих случах отворачивался, когда видел, что отоваривают наглеца.
  • Отказ убрать за собой поднос с посудой. Это вызывало недовольство бойцов в наряде которые делали замечание. И если в наряде стояло крепкое подразделение, то за собой убирали практически все, невзирая на срок службы и национальность. Либо это завершалось мордобоем.
  • Словесные перепалки, зацепы. Случайные перепалки или толчки плечом тоже приводили к конфликтам.
  • Наглость на раздаче. Нередки был драки между бойцами, стоявшими в наряде и теми, кто пйаку получил. Старослужащие, особенно этим отличались бойцы обеспечения, нагло брали второй компот, масло и другую еду сверх нормы. Те, кто стоял в наряде вполне могли дать отпор. У нас так Серега Рябцев (с Махачкалы парень) какому-то дембелю просто одел поднос на голову. Потом рота обеспечения пыталась штурмовать столовую. Я помню как чудно заехал с ноги йоко-гери по ринувшейся в дверной проем толпе. И слышал тогда «каратист-каратист», что мне было польстительно. Но реально как в кино толпа отъехала обратно. Но еще бы. Я в кирзачах и с разбегу удачно вложился. Возможно, кому-то чего-то и сломал. Закончился инцидент тем, что прибежал дежурный по части с двумя караульными и остановил конфликт, выстрелив в воздух.

Вообще драки в столовой были самые зрелищные. Здсь можно было вскочить на стол, ударить лавочкой, шарахнуть бачком или подносом. Славные были времена.

А как вы оцениваете питание во времена своей службы? Ставьте лайки, пишите комментарии, подписывайтесь на мой канал.