Найти в Дзене
Международная панорама

Усталость от санкций — следующее препятствие в противостоянии Путину

Оглавление

Западное единство рухнет, не справившись с экономической болью, пишет обозреватель Bloomberg Лионель Лоран.

Импульс, вызвавший западные санкции против России, ослабевает. Несмотря на то, что Европейский Союз выдвигает свои самые жесткие ограничения против российской военной машины, включая частичный запрет на импорт нефти, количество уступок растет, начиная от освобождения трубопроводной нефти и заканчивая исключением путинского любимого священнослужителя из санкционного списка.

Виктор Орбан из Венгрии, поклонник Путина, явно играет большую роль в расколе единого фронта. Но риск усталости и упадка боевого духа выходит далеко за пределы Будапешта. Цена удара Путина по больному месту — энергетике — будоражит умы многих лидеров в период высокой инфляции и экономического спада, как и мрачное зрелище того, как Россия набирает обороты после 100 дней боев на Украине.

Наряду с разногласиями во мнениях, просачивающимися внутри и за пределами ЕС по поводу того, как может выглядеть эндшпиль, это не сулит ничего хорошего в ближайшей перспективе. Премьер-министр Эстонии Кая Каллас, которая теперь должна восстановить свою правящую коалицию после ее распада на прошлой неделе, стремится продолжать закручивать гайки в отношении Москвы. Но она признает, что дальше все станет «сложнее» — с небольшим шансом на газовое эмбарго при следующем наборе ограничений.

Пришло время для другого подхода — или «паузы», как выразился бельгийский коллега Каллас Александр Де Кроо.

Нет простого решения проблемы усталости от санкций. «Финансовое оружие» — это несовершенный инструмент, склонный к неоднородному применению и непредвиденным последствиям. Беспрецедентные масштабы санкций против ближайшего окружения Путина, а также российской финансовой системы, авиакомпаний и торговли будут способствовать примерно 10-процентному снижению российского валового внутреннего продукта в этом году. Но это не остановило и не сместило Путина.

Хуже того, были и некоторые контрпродуктивные эффекты. Рост цен на энергоносители набил карманы Путина и разорил импортеров. По оценкам Bloomberg Economics, в этом году доходы России от нефти и газа составят около 285 миллиардов долларов. Добавьте к этому другие товары, и это более чем компенсирует 300 миллиардов долларов российских валютных резервов, замороженных в рамках санкций.

И хотя захват яхт и вилл богатых олигархов кажется приятным, неприятно видеть, как западные фирмы, покидающие Россию, продают активы тем миллиардерам, которые на самом деле слишком велики, чтобы попасть под санкции.

Даже если долгосрочным ответом здесь будет усиление и ускорение действий против России, жизненно важно сначала укрепить экономическую оборону дома. По оценкам Barclays Plc полное эмбарго на российский природный газ может снизить ВВП еврозоны на 4 % по сравнению с базовым сценарием; без дополнительной экономической поддержки домохозяйств будет распространяться риторика Орбана, который безвкусно сравнивает энергетические санкции с экономической «ядерной бомбой».

Уже апрельский опрос YouGov показал, что европейское общественное мнение несколько противоречиво: более 30% респондентов в семи странах, включая Испанию и Италию, выступали за инвестиции в торговлю и дипломатию с Россией, а не в оборону и безопасность.

Без света в конце экономического туннеля общественное мнение может измениться. Если эта война затянется и станет испытанием морального духа, Запад и ЕС будут иметь преимущество с точки зрения ресурсов и человеческого капитала, как отметил Мигель Отеро Иглесиас из Королевского института Элькано. Но это связано с необходимостью защиты наиболее уязвимых слоев общества; фискальная поддержка должна быть «неизбежной», справедливо считает он.

Меры поддержки в стиле пандемии должны вдохновить Европу на следующие политические шаги, будь то через совместную структуру заимствования фонда восстановления ЕС или кредиты "SURE", предлагаемые государствам-членам для защиты занятости. Единство действительно будет силой во времена роста процентных ставок и нестабильности государственных финансов, особенно когда Путин начинает душить поставки газа в страны, которые не играют по его правилам.

Легко предположить, как это делают некоторые, что разделительная линия в этом конфликте проходит между теми, кто хочет пойти навстречу Путину, и теми, кто на стороне Украины. Это не точно и не полезно. Путь Италии особенно поучителен: до путинского вторжения Марио Драги обдумывал более тесные газовые связи с Россией. А потом, несмотря на внутреннее политическое сопротивление он поддержал запрет на импорт российской нефти и отправку тяжелых вооружений на Украину. Вместе с тем, он также призвал к общему ответу на рост цен на энергоносители и призвал США «тщательно» подумать о том, как может выглядеть прекращение огня. Поскольку усталость от санкций угрожает наступить, именно подход Драги, а не Орбана, должен определять следующие шаги Запада.

Перевод с английского Александра Жабского.

Оригинал.

Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!

Приглашаю также на мои Telegram-канал международной аналитики и контрпропаганды «Сегодня в мире» и официальный сайт https://www.zhabskiy.ru