Найти тему
Всякое о всяком

О смерти, бессмертии и медийных особах.

Щелкал вчера пультом телевизора, серфинговал по каналам, наткнулся на передачу о Мерилин Монро и призадумался вот на какую тему - почему именно она стала иконой, эталоном и прочая, прочая, прочая?

Ведь в конце 50-х – начале 60-х было огромное количество прекрасных и талантливых женщин-актрис, не хуже Мерилин. Они все были пышногрудые, волоокие, неимоверно притягательные. Лоллоджибрида, Бардо, Лорен – там длинный список. Но иконой-то стала именно Монро.

А может дело в том, что из них всех именно Мерилин ушла ТУДА молодой и прекрасной? Мы, зрители, не увидели ее постаревшей и потерявшей свою красоту, она для всех навсегда осталась такой, какой была? Плюс к этому добавилась тайна ухода, что окончательно закрепило ее вечный статус женщины-мечты.

И ведь не она одна такая. Вот еще пример – Че Гевара, красующийся на гербах всех нонконфомистов, смутьянов и бунтарей. На «Гранма» ведь тогда много их таких было, молодых и веселых барбудос, и все как один были бородаты, отважны и с сигарами в зубах.

-2

И все равно помнят только отчаюгу Че. Почему? Да все оттого же – все эти ребята, за редким исключением, после стали политиками, чиновниками и даже руководителями стран, он сбрили бороды и отрастили животы. В результате имена их поглотила и переварила история, даже Фиделя и то скоро забудут, а вот Че, сказавший перед смертью своему убийце «Стреляй, трус! Ты убьёшь только человека!» остался навечно молодым. Вон он дымит своей сигарой - на майках, на стенах гаражей и бойлерных, даже в виде татуировок на телах поколения, которое его по определению знать-то не должно, просто в силу временной пропасти, пролегшей между их рождением и смертью San Ernesto de La Higuera.

-3

А вот еще пример, более близкий по времени и месту. Да простят меня любители русского рока, я о Викторе Цое. Предположим, он тогда, в 1990, не заснул за рулем и остался жив. Была ли бы у него та слава, которая окружает его имя последние тридцать с лишним лет? А вот кто знает. Может и нет. Очень даже может быть такое, что вместо того, чтобы стать самой знаковой и романтичной фигурой современной музыки, был бы Цой завсегдатаем «Добрых вечеров на канале «Россия», «Пусть говорят» и фестивалей «Авторадио».

Я отлично помню, реакцию части аудитории на альбом «Звезда по имени Солнце» и это был далеко не восторг.

-4

Очень многие ругались на отход от канонов рока, на то, что гитар стало мало, зато электронной музыки – дофига, а отдельные граждане даже сравнивали его с «Ласковым маем», что я нахожу перебором. Особо ортодоксальные товарищи вовсе сообщали, что после «Транквилизатора» и «Электрички» «Кино» вообще кончилось. Я лично с этим был несогласен, находя «Звезду» ни разу не хуже «Группы крови», но такие разговоры были нормой, и стихли они, причем навсегда, только после черного 15 августа 1990 года. А ведь «Черный альбом», скажем прямо, вышел еще более лайтовым, чем «Звезда», и по винтику его не разобрали только из-за трагедии.

При этом на горизонте маячило начало попсовых 90-х, уже смыкали свои ряды затянутые в дольчики «Комбинации», «Моны Лизы», «Мальвины» и «Каролины», и на их фоне как-то сразу потускнели, а после вовсе исчезли из вида десятки рок-идолов, еще совсем недавно собиравших многотысячные стадионы. «Телевизор», «Странные игры», «Джунгли» - кто-нибудь вообще помнит сейчас эти команды? А ведь они в свое время были ох, как круты!

А Цоя - помнят. Потому что он шагнул в бессмертие прямиком из жизни. Он стал символом, мечтой. Он стал легендой,

-5

И да. Цой – жив.

А список этот скорбный можно еще долго продолжать. Брюс Ли, Джеймс Дин… Да что там – Пушкин Александр Сергеевич, солнце русской поэзии, наше все. Вот откажись он от дуэли с Дантесом - и что тогда? Как бы оно повернулось? Хмель юности в голове поэта выветривался, незавидный пример друзей-декабристов был перед глазами, Натали желала блистать и требовала денег на платья, дети росли, долги множились, а самое главное - близилась старость, которую лучше встречать обеспеченным и, желательно, социально защищенным человеком. Деньги ладно, их можно было при помощи Смирдина заработать, а вот правовую стабильность человеку его профессии и характера гарантировала только лояльность властей. Вернее – царя-батюшки. А тому, в свою очередь, нужен не Пушкин-бунтарь, а просто поэт. Чтобы он глаголом не жег, а лучше смешил. Ну, на худой конец пугал, как в «Песнях западных славян». Фрейлины такое любят!

Кто знает, как бы оно повернулось, не случись поездки на Черную Речку?

-6

Любили ли бы мы Пушкина так же, не уйди он на взлете, непокорным и непокоренным? Был ли бы нами так же уважаем Пушкин покладистый, причесанный, приглаженный, променявший свой талант на стабильность бытия и закрывший поздними верноподданическими работами блестящие откровения юношеского творчества? Или он стал бы просто одним из многочисленных почти безликих поэтов 19 века?

Но Черная речка случилась и у нас появился тот, кто стал Главным Русским Поэтом навсегда.

По этому поводу Булгаков очень верно сказал: «Повезло, повезло! - вдруг ядовито заключил Рюхин и почувствовал, что грузовик под ним шевельнулся, - стрелял, стрелял в него этот белогвардеец Дантес и раздробил бедро и обеспечил бессмертие...».

-7

То есть получается довольно изящный парадокс – есть люди, которым Смерть обеспечивает бессмертие. Вот так их звезды сходятся.

Хотя – Смерть, она ведь тоже не просто так все делает. Наверное, она точно знает, кто по таланту своему и характеру достоин бессмертия, а кто нет. По крайней мере, я так думаю.

Фотографии взяты из открытых источников.