В переводе с французского его фамилия звучит как Садовый, а если полностью переиначить на русский манер, то красавчик Жан Дюжарден – Иван Садовый. Так и просится фольклорная прибаутка: «Эх, голова садовая». Но к Жану это не имеет отношения: он импозантен, галантен и не глуп, хотя делает ставку на комедийность и дурашливость…
Даже если бы Дюжарден не был так талантлив, он бы не остался незамеченным в киноиндустрии – потому что дьявольски хорош собой. И наверняка знает это: стоит Жану улыбнуться, любое сопротивление его обаянию бесполезно. Впрочем, французы рождаются с шармом, а это куда важнее эффектной внешности.
Он появился на свет в небольшом французском городке летом 1972 года. Семья слесаря Дюжардена рассчитывала на долгожданную дочку, ведь по дому уже бегали трое наследников. Но супруга вновь родила парня – и сама расстроилась. «Что мы будем делать с ещё одним мальчишкой?», - спросила она мужа. А тот взял четвёртого сына на руки, пробормотал: «О-ля-ля, да он вылитый дядюшка Жан, так и наречём». А дальше было обычное детство, с настоящей мальчишеской дружбой, драками и приключениями…
Подросшего сына отец привлекал к работе в слесарной мастерской, тот не отлынивал, но мечтал о другом – вырасти и стать актёром, как его кумир Жан-Поль Бельмондо. В этом желании он был, прямо скажем, не оригинален: вся Франция сходила с ума по артисту. А пока наш маленький герой неплохо учился, исправно ходил в церковь и, в общем-то, не выделялся среди сверстников, не расстраивал родителей. При этом любил рассказывать байки и показывать сценки: хорошо, когда вокруг все смеются, смех это частичка счастья…
Будучи подростком, Жан вдруг ударился в философствования и мечтания: бывало, помогает отцу и братьям в мастерской, а сам мыслями витает где-то. «Жан, тысяча чертей, о чём ты опять задумался? Вид, будто с луны свалился. Так и будем тебя звать – Жан Лунный, никакой ты не Садовый», - ворчали родные…
Возрастная нездешность со временем прошла, Жан подрос, закончил философский факультет колледжа и пошёл в армию. И уж там-то показал себя во всей красе, в армейском театре. Он придумал сценку «Сержант-инструктор», с которой доводил сослуживцев до колик от хохота…
Отслужив, парень двинул на телевидение, там пришёлся ко двору в сериале «Парень и девушка», в российской адаптации «Саша + Таня». Надо думать, что французская версия была всё же удачнее, ведь благодаря ей Жана заметили и стали приглашать в художественные фильмы…
Кого бы он ни играл – разудалого мажора, неудачливого влюблённого, неуклюжего полицейского, - Жан старался быть смешным. И получалось. Он словно подмигивал зрителю с экрана, мол, приятель, это просто кино, не будь букой…
Впрочем, долгое время Дюжарден оставался «чисто французским актёром», известным лишь любителям этого жанра. Но однажды он сыграл Октава Паранго – и проснулся знаменитым. Теперь уже на весь мир.
Жан – рекламщик
Итак, Дюжарден сыграл креативного менеджера в фильме «99 франков». Материал ему достался не из лёгких, поскольку одноимённый роман Фредерика Бегбедера – адская смесь цинизма и пронзительных откровений. Собственно, книга почти полностью автобиографична: Бегбедер отдал немало лет рекламе, покуда не преисполнился отвращения к «продвижению товаров» в частности и миру потребления вообще. Тогда писатель написал честный и жёсткий роман о том, что производители держат покупателей за идиотов – и поделом, те сами виноваты. Вот только не надо думать, что Бегбедер сделал это признание из любви к человечеству: своим романом он рассчитывал выбить «золотой парашют» - солидное отступное при увольнении. Всё получилось, плюс писатель поправил финансовые дела благодаря гонорарам от романа. Ход практически гениальный: сказал всё что думал и при этом заработал…
В уста героя Бегбедер вложил убойные дозы яда, а Дюжардену пришлось всё это озвучивать и воплощать. Вечеринки с алкоголем и наркотиками, беспорядочные связи, работа с завидной зарплатой, но при этом скучная до отупения – «спасибо» заказчикам-дуболомам: всё это Дюжарден сыграл так, будто сам из золотой мажорной молодёжи. Актёр говорит, что особо не работал над ролью, мол, только отрастил волосы и надел очки, но это лукавство. Одна циничная улыбочка Октава Паранго чего стоит! Но Жан не признаётся, сколько часов корчил рожи перед зеркалом, чтобы породить первосортного мерзавца. А в том, что его герой негодяй и психопат, сомнений нет, правда, немного оправдывает Октава то, что он честен в намерении послать подальше уродливую систему фальшивых ценностей.
Дюжарден, этот смешливый парень, который раньше был своим в доску, вдруг на весь мир заявил, что любой бизнес основан на вранье. И потребитель благодарен за ложь, сдобренную рекламным сиропом, ибо без него он не выживет. Если с экранов, мониторов, радио людям не рассказать, что есть и носить, те сами не в состоянии даже йогурт выбрать. Мир окончательно превратился в супермаркет, где всё продаётся и покупается – искусство, чувства, любовь…
После проката кто-то возненавидел Дюжардена, кто-то полюбил всем сердцем: относиться нормально, без перекосов в плюс или минус, к его Октаву не получалось. И это здорово: Дюжарден запомнился, а в киноиндустрии, где мелькают тысячи смазливых мордашек, но напряжёнка с настоящими характерами, это на вес золота.
Жан - артист
2012 год, режиссёр Мишель Хазанавичус вот-вот выпустил в прокат своё амбициозное детище – фильм «Артист». Чёрно-белый. Немой. То есть кино в чистом виде, без диалогов, только актёрская игра и немного музыки. Ах да, ещё сюжет…
В конце 20-х прошлого столетия Голливуд осваивал звук в кадре, эпоха немого кино стремительно уходила в прошлое. Почти никто не противился переменам – за исключением звезды съёмочных площадок Джоржда Валентайна. Он упрямо отказывался принимать микрофон на съёмках… И стал бы изгоем, бесславно закончив век, если бы не любовь юной девушки.
Дюжарден с любопытством прочитал сценарий Хазанавичуса, и скорее именно из любопытства согласился играть Валентайна. Как ни крути, «Артист» - мелодрама, а в ней нет никакой логики, только чувства. Эта эфемерная материя почти не подвластна современному человеку, и Дюжарден признавался в интервью, что сомневается в результате… Как всегда, лукавил или скромничал. Первый в истории «Оскар» за лучшую мужскую роль среди французских актёров взял Жан.
Потом он рассказывал журналистам, что подготовка к роли была нулевой: нет диалогов, только улыбки и стрельба глазами. Но понемногу выплывала истина: оказывается, пять месяцев учился бить чечётку, носить фрак, осваивал пластику и хореографию.
А когда всё было позади, когда с головой окунулся в признание и славу, Дюжарден вдруг сделал трогательное признание: «Роль Джорджа Валентайна часто влияла на меня удручающе. Моему герою приходилось переживать неудачи, звёздная карьера подходила к концу. Я настолько вжился в роль, что вскоре и меня стали обуревать страхи: а что, если и моя карьера закончится бесславно? Что, если и мне придётся стоять перед кинотеатром в обтрепанных вещах и наблюдать, как мои бывшие коллеги проходят мимо?.. И я понял, что страх - это хорошо! Страх перед концом заставляет нас интенсивнее наслаждаться жизнью, стараться жить достойно, бережно обходиться со временем. Если бы мы жили бесконечно, то вряд ли так часто радовались и так остро ощущали красоту жизни...»
Растрогав публику признанием, Дюжарден развёлся с прежней женой Александрой Лэмми и утешился в объятьях новой пассии – фигуристки Натали Пешала. А потом в очередной раз стал отцом. Что сказать, настоящий мужчина, истинный француз. Умеет наслаждаться жизнью.
Жан - коротышка
Недавно Дюжарден нанёс ещё один удар по сердцам зрительниц. Он сыграл роль архитектора Александра – пленительного, умного, ироничного, заботливого. И всего лишь ростом 1 м 47 см. А у его избранницы с ростом всё в порядке, к тому же в активе – царственная красота и язвительный бывший муж. И тут нате вам – обожатель-низкорослик!
Если бы вы видели, как Александр смотрит на свою Диану, то сами бы влюбились. А если бы видели, как он сидит в кресле, забравшись с ногами, поняли бы мытарства Дианы. Мужчина мечты в теле 10-летнего мальчика – и смех и грех, как говорится. И только романтичным французам удалось сделать из истории конфетку – кстати, без излишней приторности. А вот что сам Дюжарден говорит о своём герое: «Я был вынужден стоять перед партнёршей по фильму на коленях, смотреть на неё снизу вверх, танцевать в одиночку, разговаривать сам с собой - проделывать всё это было трудно, но интересно.
Мне нужен был дублёр, мой рост 182 см, его снимали со спины в разных ракурсах. Каждый день он присутствовал на площадке, мы много общались. Парень здорово помогал советами, поскольку мой герой оказывался в таких ситуациях, в которые дублёр попадал ежедневно. Но создать ленту-путеводитель по жизни «маленьких людей» не было нашей главной задачей. Это была не комедия, а романтическая история про Красавицу и Лягушонка. И кстати, я не считаю, что рост играет какую-то роль в любви».
Не сомневаемся, что мсье Дюжарден нас ещё удивит. Он харизматичен, хорош собой и входит в возраст характерных ролей. Думается, Дюжардену есть что сказать миру: он француз по происхождению и романтик по призванию.