Даже несмотря на объявленный США и их союзниками бойкот московской Олимпиады 1980 года, та стала знаковым событием для нашей страны. Разумеется, советское руководство не могло не предпринять беспрецедентные (я бы сказал - исключительные) меры по обеспечению безопасности её участников и гостей: из Москвы в массовом порядке были удалены асоциальные и неблагонадёжные элементы - криминал, тунеядцы, пьяницы, дебоширы, диссиденты; школьников и студентов (не задействованных в обслуживании Игр) раскидали по пионерским и студенческим лагерям; прочим гражданам существенно ограничили въезд в столичный регион (под это дело даже отменили ряд электричек), и т.д. В те дни в народе в ходу была притча: вместо обещанного Хрущёвым к 1980 году коммунизма Брежнев подарил народу Олимпиаду.
Задолго до начала московской летней Олимпиады 1980 года в системе МВД, где я тогда проходил службу, началась интенсивная подготовка к обеспечению правопорядка на олимпийских объектах.
В этих целях из числа сотрудников милиции в большинстве территориальных органов Москвы и Московской области были сформированы сводные групп и отряды, призванные охранять общественный порядок в местах проведения соревнований и дислоцирования участников. Отбирали и направляли только самых лучших - надёжных и проверенных! Сводному отряду из Дубны,Талдома и Дмитрова, в который был включен и я (всего около 15 человек), предстояло выполнять свою миссию на олимпийской базе «Озеро Круглое» (что в Дмитровском районе Московской области)...
Из Википедии:
База построена в 1953 году и изначально служила лыжной базой Московского института физкультуры. В рамках подготовки к Олимпийским играм 1980 года была модернизирована. Спортивный комплекс расположен в экологически чистом районе Подмосковья в окрестностях живописного озера Круглое.
На территории существовавшей лыжной базы института физкультуры были построены первые спортивные сооружения: плавательный бассейн (1979 год), мужской (1975 год) и женский (1976 год) гимнастические залы, в которых впервые проводили централизованную подготовку к Олимпиаде 1980 года сильнейшие пловцы и гимнасты СССР. С того времени «Озеро Круглое» является основным центром подготовки сборных команд страны по спортивной гимнастике и плаванию.
Около года шла наша подготовка, в ходе которой помимо чисто милицейской тематики (тактико-специальная, боевая и общефизическая подготовка, профессиональная этика поведения) мы интенсивно отрабатывали практические навыки общения на основных иностранных языках. На сей счёт даже были разработаны специальные милицейские разговорники, которые мы были обязаны постоянно иметь при себе в дни Олимпиады. До сих пор иногда для хохмы употребляю на превосходном немецком (в школе и ВУЗе был отличником по этому предмету): «Зи ферлетцен ди оффентлихе орднунг, их битте зи ауфцухерен!». Если при этом присутствуют иностранцы, те просто раскрывают рты от изумления... Особое внимание, конечно, уделялось тактике действий при возникновении нештатных ситуаций, в первую очередь - угрозе теракта или захвате заложников (ещё свежи были воспоминания о событиях мюнхенской Олимпиады).
За месяц до открытия Олимпийских игр нас отправили на объект - изучать местные особенности и «вживаться в образ». Само собой, как и все прочие олимпийские объекты, база находилась под неусыпным контролем спецслужб. Одновременно с сотрудниками МВД круглосуточную службу несли работники пожарной охраны и закреплённые за объектом сотрудники КГБ. Последние редко оказывались в нашем поле зрения, поскольку обычно находились внутри зданий и спортсооружений (куда нам вход был заказан) и сопровождали спортсменов при выезде на соревнования.
Двойной контрольно-пропускной режим практически исключал появление на территории базы посторонних лиц. По ходу Олимпиады была пресечена единственная попытка проникновения неаккредитованного японского журналиста, которому каким-то образом всё же удалось преодолеть первый контрольно-пропускной рубеж. Но на втором засветившегося японца уже ожидали люди в штатском.
Спортсменам (а на базе дислоцировались сборные СССР по спортивной гимнастике, плаванию и фехтованию) был создан режим наибольшего благоприятствования, дабы ничто не мешало завоеванию ими олимпийских медалей.
Безусловно, особой любовью обслуживающего персонала (в том числе и сотрудников милиции) пользовались наши замечательные звёздные девочки-гимнастки: Давыдова, Шапошникова, Ким, Захарова, Наймушина… А вот наиболее обожаемой была самая маленькая и непосредственная Машенька Филатова, единственная из всех выезжавшая на соревнования не в общем автобусе, а в гаишной машине сопровождения. По счастливому стечению обстоятельств в дни Олимпиады она отметила свой очередной день рождения. Зная об этом, мы, милиционеры, обошли все окрестности и собрали огромнейший цветочный букет. Местные жители, узнав, кому он предназначен, не скупились на роскошные цветы и просили передать Машеньке пожелания победы. Вечером по возвращении гимнастической сборной из Москвы необъятный букет был нами торжественно вручен приятно удивлённой имениннице. На память об этом событии у меня сохранилось её фото с автографом. А потом была их и наша Победа!
Никогда не забуду ещё один забавный момент: как мы втайне от тренеров подкармливали наших «куколок» чёрным хлебом, получая в знак благодарности от тех недоступные для большинства советских граждан экзотичные фрукты…
В отличие от миниатюрных девочек-гимнасток светловолосые широкоплечие пловчихи не вызывали у нас мужского интереса, от них веяло таким снобизмом! А на фоне феноменального выступления Владимира Сальникова (напомню - в его активе три золота и мировой рекорд) постепенно вообще отошли на третий план…
Чем ещё запомнилась мне Олимпиада-80? В один из июльских вечеров из числа сводного отряда было отобрано пятеро сотрудников для усиления милицейских подразделений в Москве (как нам пояснил человек в штатском). Дело обычное и привычное, поэтому лишних вопросов не последовало. На следующий день рано утром нас погрузили в «рафик» и привезли в район Ваганьковского кладбища, где уже было не протолкнуться, повсюду мелькали фотографии Народного Певца и из магнитофонов звучал его хрипловатый голос. Только тут стало понятно, к кому мы приехали…
В нашу задачу входило перекрытие несанкционированного движения многочисленной толпы на территории кладбища (проводить народного любимца в последний путь собралось более 100 тыс.человек). А поскольку для артиста были вырыты две могилы (никто толком не знал, где власти разрешат его захоронить), эта задача сильно осложнялась, в связи с чем пришлось задействовать на мероприятии значительное количество милиции. По счастью, всё прошло без особых эксцессов.
В свободное от службы время нам не возбранялись поездки в Москву с целью посещения олимпийских соревнований, но достать билет на популярные виды спорта было практически нереально (с рук можно было приобрести за червонец при номинальной стоимости около трёх рублей), а на прочие было малоинтересно.
Обращаюсь к милицейским ветеранам, которым посчастливилось принимать участие в обеспечении правопорядка на олимпийских объектах в 1980 году: поделитесь в комментариях своими воспоминаниями об этом знаковом событии в вашей жизни!
Читайте мои последние публикации на канале:
Подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях (буду блокировать)!