Найти в Дзене

Правда и ложь о Григории Распутине

Вся человеческая история состоит из мифов, легенд и сказок. Одни из них появились в седой древности, другие – недавно, третьи складываются прямо на глазах наших изумленных и растерянных современников. Опровергнутые стереотипы на редкость живучи, и имеют широкое распространение. Например, не только светская, но даже и церковная общественность никак не желает расстаться со стереотипами, порочащими Григория Распутина, а через него – Царя Николая II, несмотря на то, что эти стереотипы противоречат фактам, и в соответствии с научными принципами должны быть отметены на свалку псевдоисторических мифов. Непримиримая позиция противников Распутина из церковной общественности, уцепившейся мёртвой хваткой в опровергнутые научными фактами, более всего удивляет, ибо Царь Николай канонизирован обще-Церковно. Его Семью называют «малой Церковью» и тут же говорят, что Друг Царской Семьи – «малой Церкви» – такой непутёвый развратник, пьяница и сектант-хлыст, компрометировавший Августейшую Семью. При этом

Вся человеческая история состоит из мифов, легенд и сказок. Одни из них появились в седой древности, другие – недавно, третьи складываются прямо на глазах наших изумленных и растерянных современников. Опровергнутые стереотипы на редкость живучи, и имеют широкое распространение. Например, не только светская, но даже и церковная общественность никак не желает расстаться со стереотипами, порочащими Григория Распутина, а через него – Царя Николая II, несмотря на то, что эти стереотипы противоречат фактам, и в соответствии с научными принципами должны быть отметены на свалку псевдоисторических мифов. Непримиримая позиция противников Распутина из церковной общественности, уцепившейся мёртвой хваткой в опровергнутые научными фактами, более всего удивляет, ибо Царь Николай канонизирован обще-Церковно. Его Семью называют «малой Церковью» и тут же говорят, что Друг Царской Семьи – «малой Церкви» – такой непутёвый развратник, пьяница и сектант-хлыст, компрометировавший Августейшую Семью. При этом никто никогда не отрицал, что Распутин своим даром молитвы мог спасать жизнь безнадёжно больному Наследнику Престола, страдавшему гемофилией. В образе Распутина, в его отношениях с Царской Семьёй пытаются совместить несовместимое – с одной стороны, великий молитвенник перед Богом, с другой – пьяница, развратник, сектант. И Святая Семья – «малая Церковь» – не делала даже по-отечески никаких замечаний Распутину, если пороки, приписываемые ему, действительно имели место. Выходит, что к Святой Семье прилипала всякая грязь, и тем самым противники Распутина из Церковной среды проявляют неуважения к тем, кого канонизировали обще-Церковно, повторяя опровергнутые стереотипы об их Друге.

Не пришло ли время расставить всё по своим местам, убрать завалы грязи и мифов вокруг имени Распутина, проанализировать непредвзято, освободившись от накопленных советских (и не только) стереотипов?

Григорий Ефимович Распутин (Новый) (9 (21) января 1869 — 16 (29) декабря 1916) — крестьянин села Покровское Тобольской губернии. Был крещён в день памяти Святителя Григория Нисского, в честь которого был назван. Фамилия происходит от слов «распутье», «перепутье». В молодости Распутин много болел. После паломничества в Верхотурский монастырь, где он был год послушником, навсегда перестал курить и пить. Очень усерден был в молитвенном деле, порой уходил в лес для уединённой молитвы. По благословению своего Духовника Старца Симеона отправился странствовать на богомолье, по Святым местам России. В 1893 году Распутин побывал в таком намоленном месте как Афон (Греция), потом в Иерусалиме. Переносил скорби с терпением, смирением, никогда не оставлял молитвы и поста. За что получил от Господа дары исцеления молитвой, прозорливости и экзорцизма (изгнания бесов). Например, он изгнал бесов из одержимой монахини Акилины из Октайского монастыря (недалеко от Екатеринбурга).

Встречался и завязывал контакты со многими представителями Православного духовенства.

В 1890 женился на Прасковье Фёдоровне Дубровиной, такой же паломнице-крестьянке. У них родилось трое детей: Матрёна, Варвара и Димитрий.

В 1903 г. инспектор Санкт-Петербургской Академии архимандрит Феофан (Быстров) знакомится с Распутиным, представляет его епископу Гермогену (Долганову), которые помогают ему переехать в Петербург, где он станет Другом Царской Семьи.

Когда Царевич Алексей впервые увидел Распутина, то радостно воскликнул «Новый!», т.е. новый человек в Царском Дворце. С тех пор Распутин стал сам себя называть так, и даже попросил разрешение на двойную фамилию – Распутин-Новый.

Незадолго до смерти Распутин предсказал Царской Семье, что та переживёт его не более чем на два года. И действительно: Распутин был убит в 1916, а Царская Семья – в 1918. Также Распутин предсказал, что в течение 25 лет не смогут «бояре и дворяне» омыть рук своих от крови Распутина. И действительно: Распутина убили в 1916 г., а через 25 лет, в 1941 г. было совершено вероломное нападение нацистской Германии на нашу страну, давшее начало войне, унесшей 27 миллионов жизней наших соотечественников.

Неизлечимая наследственная болезнь – гемофилия, обнаруженная у Царевича вскоре после рождения, постоянно угрожала его жизни. Этот недуг потребовал от Семьи огромного напряжения душевных и физических сил, безграничной веры и смирения. И если бы не появление в Петербурге на момент рождения Царевича единственного человека, облегчавшего страдания Наследника и умевшего молитвами прекращать Его припадки гемофилии Григория Распутина, то Царская Семья очень скоро бы лишилась своего единственного Наследника. Каждый раз Распутин вымаливал Царевича, когда медицина была безсильна – по молитвам Старца останавливались кровотечения, например, полученные Царевичем в результате падений. Тем самым Распутин неоднократно не только облегчал страдания, но и спасал жизнь безнадёжно больному Наследнику. Например, во время обострения болезни в 1912 году врачи вынесли мальчику безнадежный приговор, и Царевич фактически умирал, однако Государь на вопросы о здоровье Царевича смиренно отвечал: «Надеемся на Бога».

Фрейлина А. А. Вырубова пишет в своих воспоминаниях: “Я вернулась обратно во дворец в 11 час. вечера; вошли Их Величества в полном отчаянии. Государыня повторяла, что Ей не верится, чтобы Господь Их оставил. Они приказали мне послать телеграмму Распутину. Он ответил: “Болезнь не опасна, как это кажется. Пусть доктора Его не мучают”[1]. И, действительно, на следующее утро по молитвам Распутина кровоизлияние остановилось и Наследнику стало легче. Доктора были в недоумении, считали это явление с медицинской точки зрения необъяснимым, и признали это исцеление чудесным. Один из позднейших американских исследователей, далёкий от Православия, писал: “Роль телеграммы Распутина в выздоровлении Алексея Николаевича в Спале считается одним из самых таинственных эпизодов всей легенды о Распутине”[2].

Также по молитвам Распутина были исцелены Императрица Александра Феодоровна, фрейлина А.А. Вырубова, Великий Князь Павел Александрович, дочь П.А. Столыпина и мн. др.

Убийство Григория Распутина занимало особое место в подготовке государственного переворота. Долгое время бытовали различные версии этого убийства. По одной из них Распутин был убит монархистами, так как якобы компрометировал Царскую династию, по другой – он был убит из-за того, что сильно влиял на Царя и мог убедить его заключить сепаратный мир с Германией. Следует признать, что ни одна из этих версий не имеет под собой никаких оснований. Доподлинно установлено, что все рассказы о «похождениях» Распутина относятся, говоря сегодняшним языком, к чёрному пиару. Этот пиар вокруг имени Распутина создавался исключительно для того, чтобы скомпрометировать Царскую Семью[3]. К таким же легендам следует отнести и якобы безграничное влияние Распутина на Николая II. Беспристрастное исследование этого вопроса убедительно доказывает – Распутин не имел никакого влияния на политические решения Императора.

Например, 6 апреля 1915 года Распутин пытался отговорить Царя от поездки в Галицию, но она всё-таки состоялась. Одиннадцатью днями позже Распутин выступает против созыва Госдумы, однако Государь созывает её. А вот 15 ноября Распутин, наоборот, рекомендует созвать Госдуму, но Николай II откладывает её созыв аж до февраля будущего года.

Историк С.С. Ольденбург (1888—1940), автор фундаментального и наиболее объективного исторического исследования о жизни и деятельности Императора Николая II, довольно точно заметил, что у Государя была железная рука, многих только обманывает надетая на неё бархатная перчатка. И нет ничего нелепее, чем приписывать Николаю IIзависимость от разных посторонних влияний. Многих, опять-таки, вводило в заблуждение то обстоятельство, что Император не любил резко возражать своим оппонентам, хотя поступал именно так, как считал нужным. Некоторые принимали это спокойствие, сдержанность и отказ от резкого тона за некоторую слабость. А потом недоумевали, когда сталкивались с Императорской непреклонностью. В результате рождались весьма противоречивые оценки.

Возникает вопрос: если бы Распутин был пьяницей, развратником (каким его преподносят) – он не был бы великим Молитвенником и Подвижником Благочестия. Не приписывают ли ему все эти пороки?

О духовно-нравственном облике подлинного Распутина свидетельствуют:

1) Император Николай II: «Я нахожу в нём то, чего не могу найти ни в одном из наших священнослужителей», «Он простой религиозный Русский человек. В минуты сомнений и душевной тревоги Я люблю с ним беседовать, и после такой беседы Мне всегда на душе становится легко и спокойно», «Если бы не молитвы Григория Ефимовича, Меня давно бы убили».

2) Митрополит Санкт-Петербургский Питирим (Окнов) относился к Распутину с таким почтением, что не только звал его к себе обедать, но и сажал на почётное место рядом с собой.

3) Духовник Царской Семьи, протоиерей Александр Васильев:

«Распутин – вполне богобоязненный и верующий человек, безвредный и даже скорее полезный для Царской Семьи... Он с Ними беседует о Боге, о вере».

4) Лейб-медик Царской Семьи доктор Евгений Боткин:

«Если бы не было Распутина, то противники Царской Семьи и подготовители революции создали бы его своими разговорами из Вырубовой, не будь Вырубовой, из меня, из кого хочешь».

Так откуда же сложился совершенно иной образ Распутина? Были силы, заинтересованные в создании демонического образа Распутина, далёкого от реальности.

У Распутина был двойник, фотографии которого выдают вместо подлинного Распутина. Двойник – масонский агент, цель которого дискредитировать подлинного Старца Григория. Именно двойник постоянно был в публичных местах (например, ресторанах, трактирах, публичных домах), где пьянствовал, развратничал и т.д. И когда спрашивали: "Что это за мужик так пьянствует, развратничает?" – подставные лица отвечали: «Григорий Распутин». Поэтому-то в умах народа сложился стереотип о Распутине как о пьянице, развратнике и т.д.!

Близкая Императрице княгиня Ю.А. Дэн писала:

«Доходило до того, будто бы Распутин развратничает в столице, в то время как на самом деле он находился в Сибири»[4].

Но СМИ, как тогда, так и сейчас не желали выяснить истину. Весьма показательно, как следственная комиссия Временного правительства свято верила в блудную связь Распутина с фрейлиной Анной Танеевой-Вырубовой, и когда медицинское освидетельствование показало девственность Вырубовой, то комиссия Временного правительства никак не хотела верить этому факту, и несколько раз повторяла освидетельствование.

А фотографии двойника смешивают и путают с фотографиями подлинного Распутина, а в учебниках истории и популярной литературе под фотографией с двойником стоит подпись «Григорий Распутин». Но различия между подлинным Распутиным и его двойником видны налицо. И они приведены на следующих рядах фотографий.

В 1913 году в Харькове собрался целый «съезд» аж из 13-ти двойников Распутина (по данным Царских спецслужб).

Подлинный Распутин – Благочестивый Старец, Молитвенник, был около Царской Семьи,

всегда молитвами облегчая, а порой спасая жизнь неизлечимо больному гемофилией Наследнику Престола Алексею Николаевичу. Эту способность Распутина к исцелению молитвами не отрицали (и не отрицают) даже его недоброжелатели и враги. Поэтому убийство Распутина было призвано устранить от смертельно больного Наследника единственного человека, который мог его излечивать от тяжёлых приступов. Причины, по которым это устранение Распутина было необходимо организаторам заговора, мы рассмотрим чуть ниже. Здесь же отметим, что в убийстве Распутина была замешана английская разведка. Организатор этого убийства был, не князь Феликс Юсупов, а офицер Скотланд-Ярда Освальд Райнер. В декабре 1916 года Райнер находился в Петербурге и состоял в близкой дружбе с князем Феликсом Юсуповым, в роскошном дворце которого и был убит Распутин. По мнению ряда исследователей, именно Райнер, а не монархист В.М. Пуришкевич, выстрелил Распутину в голову и убил его[5]. Знал о грядущем убийстве и посол Бьюкенен. Об этом он писал сам в своих воспоминаниях: «За неделю до убийства Распутина я слышал о предстоящем покушении на его жизнь».

Когда Царевич узнал о зверском убийстве Григория, он горько плакал, и вся подушка была мокрой от слёз. Утверждение современных представителей Православной общественности, враждебно относящихся к Распутину, о том, что он якобы порочил Семью, канонизированную обще-Церковно – это утверждение есть проявление неуважения к канонизированной обще-Церковно Семье и занятия позиции убийц Распутина и Царской Семьи.

На убитых Царице и Царских детях были надеты медальоны с изображением Григория Распутина. Однажды ещё в заточении в Тобольске Царь попросил доктора Деревенко незаметно от стражи вынести шкатулку, в которой находится, как он выразился, «самое ценное для них». Рискуя жизнью, доктор Деревенко выполнил просьбу Царя. Передавая шкатулку Николаю Александровичу, доктор спросил (думая, что там лучшие драгоценности) о её содержимом. “Здесь самое ценное для нас — письма Григория”, — ответил Царь.

Одного этого факта достаточно, чтобы рассыпался в прах миф о том, что Распутин якобы был хлыстом. Православные люди не могут носить на себе изображение сектанта, развратника, пьяницы – это всё равно, что носить на себе что-нибудь языческое или сатанинское. Царская Семья не была суеверной – разве могли бы суеверные люди стать Святыми? К тому же ещё при жизни Распутина и Царской Семьи дело о хлыстовстве (1907, 1912) так и не нашло подтверждений.

Таким образом, факт ношения медальонов с изображением Распутина свидетельствует о благочестии Распутина. Не мог сектант, развратник, пьяница, экстрасенс и т.д. (как рисуют Распутина) быть Другом Святой Семьи. К Святой Царской Семье не может прилипнуть грязь, у Святой Царской Семьи не было непутёвых друзей, но Благочестивый Друг Григорий Распутин – чистота к чистоте тянется, Святость к Святости...

Отметим, что ложь и клевета, возводимая на Распутина, в своё время возводилась и на Св. Праведного Иоанна Кронштадтского, которому тоже приписывали ересь, разврат и пьянство. В Петербургском обществе его со злобой называли «Распутин для Александра Третьего».

В обоих случаях (Александр III – Иоанн Кронштадтский; Николай II – Григорий Распутин) всё делалось для того, чтобы уничтожить духовный союз Царей – Помазанников Божиих, и Угодников Божиих – союз, который вставал непреодолимой стеной перед разрушителями Православной Самодержавной Монархии.

После Февральской революции захоронение Распутина было спешно найдено, и Керенский приказал генералу Л.Г. Корнилову организовать уничтожение тела. Тело Григория благоухало!.. О нетленности тела Распутина писали общероссийские газеты "Русское слово", "Новое время", "Русская Воля" и др. от 10–12 марта 1917 года.

Несколько дней гроб с мощами простоял в специальном вагоне. Тело Распутина было несколько дней поругаемо, а ночью 11 марта сожжено в топке парового котла Политехнического института. Был составлен официальный акт о сожжении тела Распутина. Здесь мы видим два нарушения уголовного законодательства: надругательство над трупом и нарушение воли родственников. Воли родственников на поругание и тем более сожжение тела Распутина не было.

Через три месяца после смерти Распутина его могила была осквернена. На месте сожжения начертаны на берёзе две надписи, одна из которых на немецком языке: «Hier ist der Hund begraben» («Здесь погребена собака») и далее «Тут сожжён труп Распутина Григория в ночь с 10 на 11-е марта 1917 года».

Любопытно, что ровно через год с генералом Л.Г. Корниловым случилось то же самое, что он сделал с телом Распутина – его тело было несколько дней поругаемо, а потом сожжено. Здесь ясно видна кара Господня за кощунство над Другом Царской Семьи Новомучеником Григорием.

В заключение хотелось бы привести цитаты:

1) из личного письма Духовника покойного Патриарха Алексия II (1929–2008) и Троице-Сергиевой Лавры Св. Прав. Старца Кирилла (Павлова) (1919–2017) одной из духовных чад (Ирине Евсиной) в 1998 году:

«Досточтимая Ирина!
В Вашем ко мне письме содержится вопрос – моё мнение о личности Рапутина Г. Скажу прямо – сейчас положительное. Раньше я, ПОД ВЛИЯНИЕМ ВСЯКОЙ КЛЕВЕТЫ И ЛЖИ, ДУМАЛ О НЁМ ОТРИЦАТЕЛЬНО».

Письмо Св. Прав. Старца Кирилла (Павлова) о Григории Распутине
Письмо Св. Прав. Старца Кирилла (Павлова) о Григории Распутине

1) Схиигумена Иеронима (Верендякина):

«Распутин был Божий человек, молитвенник за Царя, страдалец за Росиию».

2) Стихотворение монаха Оптиной Пустыни Лазаря (Афанасьева):

Дымится труба парохода,

В тиши раздаются гудки,

Бурлят под колесами воды

Холодной уральской реки.

На палубе Царь и Царица

Пославшей их в ссылку страны.

Печальны их светлые лица,

Смиренья их души полны.

Им видится церковь на взгорье

Средь сельских избушек простых—

Здесь Друг их, Распутин Григорий,

Усердно молился за них.

Сердца их наполнили грустью

Родные для старца места —

Христовой он был для них Русью,

Убитой врагами Христа.

Был вечер... И двигалось трудно,

Навек уходя в темноту,

Везущее Узников судно

С названием "Русь" на борту.

[1] А. А. Танеева (Вырубова), Страницы из моей жизни, стр. 59

[2] Robert К. Massie, ibidem, р. 185

[3] Roullier Alain. Raspoutine est innocent. Paris, 1998. p. 516.

[4] Дэн Ю.А. Подлинная Царица. М. 1998, с. 95.

[5] Шишкин О. Распутин. История преступления., Издательство «Эксмо», М., 2004

Авторский текст Николая Журавлёва.