Найти тему
Учительская

Жизнь монархов как увлекательный триллер

Мы привыкли воспринимать Александру Маринину как автора «умных», философских детективов, и тем удивительнее, что ее новая книжка не имеет отношения не только к детективному жанру, но и к жанру художественной литературы вообще. На этот раз писательница обратилась к исторической документалистике. Из-под ее пера вышел томик с названием «Шпаргалка для ленивых любителей истории. Короли и королевы Англии».

Перед нами разворачивается история английской монархии от Вильгельма Завоевателя до Елизаветы II. Причем автор умышленно не загружает читателя серьезными политико-экономическими вопросами. Несколько раз Маринина повторяет, что в данном случае ее интересуют только вопросы престолонаследия и личной жизни монархов.

А рассказать тут действительно есть о чем. Жизнь средневековых королевских дворов порой напоминала самый настоящий увлекательный триллер: убийства, отравления, перевороты, загадочные любовные истории… Скажем, исследователи до сих пор мучаются вопросом: что случилось с двумя подростками – сыновьями короля Эдуарда IV? От нежелательных претендентов на английский трон явно избавились, но кто конкретно? Уильям Шекспир был уверен, что мальчиков убили в Тауэре по приказу их родного дяди, будущего короля Ричарда III. А вот романистка Филиппа Грегори считает, что заказчиком убийства стал французский принц Джаспер Тюдор. В 1674 году во время ремонтных работ в Белой башне Тауэра под лестницей, ведущей в часовню, были найдены два скелета, но вот анализ ДНК провести не удалось, так что неизвестно, принадлежат ли эти останки убиенным принцам…

Разумеется, в книге подробно описана и биография Генриха VIII, который мало того что был женат шесть раз и отлучен от Церкви, да еще и имел привычку казнить своих жен «за государственную измену» и объявил незаконнорожденными собственных дочерей Марию и Елизавету просто так, из вредности. Что, впрочем, не помешало дочкам впоследствии занять королевский трон.

Многие из нас судят о прошедших исторических событиях по прочитанным художественным книгам и просмотренным фильмам. Те, кто желает более глубоко разобраться в вопросе, читают документальную литературу или заглядывают в справочники. Но мало у кого есть время штудировать разные источники, чтобы составить более-менее объективную картину событий. Маринина как раз это и сделала. При работе над книгой она опиралась на массу источников – от серьезной исторической литературы (например, «История Англии» Питера Акройда) до драм Шекспира и романов Вальтера Скотта, Александра Дюма и Мориса Дрюона. Не забыла и о кино. И где-то смогла докопаться до исторической истины, а где-то предложила читателям самостоятельно выбрать понравившуюся версию.

Так, известно, что королю Эдуарду II приписывали связи с мужчинами, а у незамужней королевы Елизаветы I и вдовой королевы Виктории якобы были любовники. Но Маринина выяснила, что наверняка этого утверждать нельзя. Да, у этих монархов имелись тесные дружеские отношения с определенными личностями, но вот были ли романы – это тайна, покрытая мраком. И, конечно, измышления беллетристов и кинематографистов.

А теперь вполне логичный вопрос: зачем вообще писалась эта книга? Маринина во вступительной статье дает вполне логичный ответ: «…Некоторое число людей с удовольствием смотрят костюмированные фильмы и сериалы, наслаждаются историями из жизни средневековых рыцарей и королей, но… Но не все понимают. И иногда это непонимание сильно тормозит и восприятие прочитанного (увиденного), и получение удовольствия. Слишком много каких-то непонятных дяденек и тетенек с какими-то странными претензиями и обидами, и из-за чего они постоянно ссорятся и воюют?»

Действительно, рядовому читателю или зрителю не всегда ясны предпосылки тех или иных событий. Зачем, к примеру, кого-то убили или казнили? Почему каких-то персонажей взяли и посадили в тюрьму? Почему влюбленные не смогли пожениться и вступили в брак не с теми, кто им по душе?

В основе всех этих драм лежат такие вещи, как разность религий, политические амбиции, экономические кризисы, династические соображения… И автор по возможности пытается растолковать нам эти причины.

Например, Англия много лет была парламентским государством, и монархам приходилось практически все важные вопросы обсуждать с парламентом, вплоть до того что именно тот коллективно решал, выделять ли средства из казны на разные королевские «хотелки». Могли дать, а могли и не дать. Парламент мог даже свергнуть короля, как случилось с Карлом I, у которого отняли власть и казнили за отстаивание абсолютистских взглядов.

Похоже, «Короли и королевы Англии» – это лишь первая книга из серии «Шпаргалок…». Но почему именно Англия, почему автор не начал, скажем, с французских монархов, которые как-то ближе российской душе благодаря «Трем мушкетерам» и «Королеве Марго», не говоря уж о «Проклятых королях»? Вероятно, как раз потому, что английскую историю даже в самом популярном формате наши соотечественники знают куда хуже, чем французскую. На эту тему в России выходило меньше художественных книг, если не считать шекспировских пьес, которые представляют нам очень уж «авторский» взгляд на события.

Вот и ответ по поводу аудитории книги. Она может быть самой широкой. От школьников до профессиональных историков, которые могут использовать такие «Шпаргалки…» как вспомогательный источник благодаря емкому, компактному и информативному изложению материала.

Надо добавить, что именно сейчас такие книги обретают актуальность. Прочитав «Шпаргалку…», мы поймем, что нет ничего нового под луной, что кровопролитные войны, политические интриги, борьба за власть и умы людей существовали еще много веков назад, причем порой даже в более жестком варианте, чем в наши дни. И в конце концов все приходило в равновесие…

Александра Маринина. Шпаргалка для ленивых любителей истории. Короли и королевы Англии. – М. : Эксмо, 2022. – 448 с.

Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».