Найти тему
Учительская

Игра – не потеха

Почти каждый подросток оказывается после окончания школы, словно витязь на распутье. К сожалению, многие не готовы к осознанному выбору дальнейшего жизненного пути: где учиться, где работать. Хотя для того, чтобы подобного не случилось, делается сегодня немало. Уже не новость ранняя профориентация школьников начиная с десяти лет, создаются и уже действуют специальные центры, где ребята не только знакомятся, но и пробуют себя на том или ином поприще. Появляется направление, пока мало изученное психологами и педагогами, – профориентация дошкольников. Так, например, в детском саду №76 города Ангарска уже используется специальная программа ранней профориентации детей.

Малыши обычно во многом подражают взрослым, представляя себя в их ролях. Трудно найти человека, который бы в детстве не играл в магазин, школу, поликлинику и т. д. Дети в этой, другой и третьей ситуации обычно воспроизводят то, что наблюдают вокруг. Это расширяет, обогащает их представления об окружающем мире. Родители, естественно, поощряют это, а то и сами участвуют в подобных играх, что вызывает особое удовольствие у детей.

В детском саду решили использовать эту детскую привычку играть в реальную жизнь. Мальчикам и девочкам предлагают игровые сюжеты, в которых они могут попробовать себя в различных ролях: врача, медсестры, менеджера, бухгалтера, работника банка, телеведущего, журналиста, инспектора дорожного движения. И особенно любимой многими питомцами роли повара. Для этого была оборудована мини-кухня – комната для занятий с детьми. В настоящей жизни работа повара не для дилетантов, поэтому воспитатели приглашают для занятий с детьми профессиональных поваров, кондитеров, кулинаров. Они проводят с детьми настоящие мастер-классы, малыши смотрят на их работу не только для развлечения, но постигают правила приготовления пищи. Дети переимчивы и азартны, у них возникает желание поиграть в кухню, но к этой игре не понарошку они относятся серьезно. И вот они уже сами готовят разные блюда, к ним нередко присоединяются воспитатели, родители, всем хочется попробовать себя в настоящем поварском искусстве. Детям, научившимся готовить разные кушанья на занятиях в садике, доверяют и домашнюю кухню. А еще им интересно, что приобретенное умение можно продемонстрировать на конкурсах, что они и делают с удовольствием.

Не впервые детский сад участвует в таком престижном в России чемпионате профессионалов, как BabySkills. В прошлом году его воспитанник занял первое место на региональном этапе конкурса. Мальчик приготовил салат – вкусный и правильный – и уложился в отведенное время.

Игры во взрослые профессии в этом детском саду очень популярны у всех малышей. Они не просто спешат в свою мини-кухню – бегут с радостью. С другими профессиями детей знакомят тоже специалисты. Заключены по-настоящему деловые договоры с детской поликлиникой и станцией скорой помощи, а еще с медицинским колледжем.

Малышам нравится примерять на себя профессии медсестры, врача, инспектора ГАИ. С особенностями работы менеджера, банковского специалиста маленьких студентов знакомят работники Сбербанка и страховых компаний. Они в форме игры показывают эти профессии и одновременно обучают детей финансовой грамотности.

В музыкальном зале оборудована собственная телестудия. Маленькие тележурналисты снимают фильмы о своем житье-бытье в любимом садике, а затем телесюжеты показывают по своему телевидению. Родители и воспитатели помогают мотивировать ребят на создание роликов. Словом, учат профессии взаправду.

А для подготовки будущих автоинспекторов открыт автогородок. Все здесь проходит очень серьезно, ребята напоминают настоящих студентов, заинтересованных в знаниях.

Любознательные малыши с интересом поглощают эти знания. При этом личики самых шаловливых и вертлявых непосед становятся сосредоточенными и внимательными.

Конечно, вовсе не обязательно, что в будущем они станут поварами, врачами или телеведущими. А пока пусть попробуют эти специальности «на вкус». Хорошо, что для них это очень увлекательно и познавательно. Это расширяет их кругозор, формирует умение делать полезное и необходимое, дает прививку от бездельничанья.

Для любознательных и трудолюбивых всегда найдется дело. Дружно все готовились к встрече весны, провели акцию «Каждой пичужке – кормушка». И опять родители, в основном папы, сначала дома с детьми пилили, сверлили, прибивали, клеили кормушки, домики для птиц. А потом принесли их на выставку в детский сад. Получилась целая улица из домов для пернатых. Их развесили в лесу на деревьях.

Такие совместные дела приятны всем, особенно детям. Им нравятся живое общение с родителями, обучение разным видам труда. Известно, что ручной труд благотворно влияет на психику ребенка. Нет ничего более полезного (особенно сегодня), чем что-то создавать своими руками. Так педагоги и родители, воспитывая малышей, готовят их к жизни.

Жизнь детей в детском саду №76 наполнена самыми разными событиями. Весной прошла неделя «Озеро Байкал» – часть большой программы «Байкал – жемчужина России». В мероприятиях участвовали и дети, и папы, и мамы. Особенно понравилось малышам рисовать пейзажи, лепить из соленого теста рыб, нерп, слушать легенды об озере.

В детском саду серьезно относятся к ранней профориентации дошкольников, изучают проблему, разрабатывают инновационные программы. На одном из педагогических советов обсуждалась тема «Развитие инженерных навыков у детей дошкольного возраста через конструирование и мультипликацию». На первый взгляд тема слишком серьезная и непонятная, даже не очень пригодная для 6-7-летних воспитанников. Однако мальчики и девочки старшей группы попробовали себя и в роли конструкторов. Они делали проекты моста через сибирскую реку Китой и, конечно, отнеслись к делу серьезно и с увлечением.

А еще питомцы ангарского детского сада №76 с удовольствием плавают в бассейне, ставят спектакли по сказкам, танцуют, занимаются спортом и, конечно, играют. Профориентация для них тоже игра – интересная и, по всему видно, полезная.

Маргарита КУРГАНОВА, фото автора

Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».