Найти тему
Учительская

Святая наука – расслышать друг друга

Интервью, диалог с человеком – вот что сближает, открывает дорогу к взаимопониманию. На обложке книги главного редактора «Учительской газеты» Арслана Хасавова «Диалоги о главном», презентация которой состоялась 4 июня в рамках книжного фестиваля «Красная площадь», – фотографии его собеседников. Глуховский, Проханов, Садовничий, Асмолов, Лимонов, Касперский, Бокерия, Васильева, Степашин, многие другие – разные профессии, разные взгляды на жизнь, разные политические позиции. Но все они одинаково важны и интересны. Все они отражают эпоху.

Презентация книги прошла в Демонстрационном зале ГУМа в формате «паблик-ток». Темой обсуждения стал жанр интервью в цифровую эпоху. Почему именно в наше время этот жанр приобретает особую популярность, разбирались эксперты и гости мероприятия, среди которых было много юных журналистов – учащихся московских медиаклассов. Экспертами выступили декан факультета МГУ имени М.В.Ломоносова академик РАО Елена Леонидовна Вартанова, в режиме видеотрансляции – ординарный профессор НИУ «Высшая школа экономики», писатель и публицист Александр Архангельский, тележурналист, общественный деятель, директор АНО «АртМедиаОбразование», ведущая программы «Десять фотографий» на телеканале «Звезда» Арина Шарапова.

Первый вопрос был задан Елене Леонидовне: «Почему жанр интервью сегодня становится более востребованным по сравнению с другими?» Ее ответ был довольно понятен: технический прогресс принес с собой и так называемую алгоритмическую журналистику – некоторые тексты теперь создаются специальными программами или ботами. Однако если для обработки новостей и сухих фактов из разряда «кто-что-где-когда-как» это существенная оптимизация процесса, то для более индивидуальных вещей (аналитические статьи, репортажи, интервью) электронный алгоритм не может быть полезен: сразу полезет наружу фальшь. Теперь же мир снова поворачивается к живому человеку. Этот живой человек в его ответах, эмоциях, в тембре речи. Равно как и интервьюер, как не менее интересный и достойный внимания персонаж. При этом у каждого интервьюера остается своя специфика, свои, может быть, фирменные вопросы. Кстати, не был обойден вниманием и вопрос-мем Юрия Дудя (признан в РФ иностранным агентом) «Сколько ты зарабатываешь?» в качестве скорее антипримера панибратского отношения журналиста к гостю.

Арина Шарапова на вопрос «Что самое главное в искусстве интервью?» ответила так: «Любить людей, быть заинтересованным в общении. …Если вы молчун и не любите разговаривать, если вы человек в себе, у вас интервью вряд ли получится. И мне кажется, самые интересные интервью получаются у тех, кто ждет гостя».

Евгений Александрович Ямбург, академик РАО, директор школы №109, заслуженный учитель России, заострил внимание на приоритете понятия диалога в контексте встречи, потому что именно встречное движение, диалог – это то, что нужно сегодня человечеству больше всего. Это то, что Окуджава называл «святой наукой – расслышать друг друга». Возможность и желание услышать противоположную точку зрения спасает от фейков, от постправды, от монополии на интерпретацию тех или иных слов или событий.

Директор школы №1409, лауреат Премии Президента России в области образования Ирина Викторовна Ильичева в своем выступлении предложила подарить книгу «Диалоги о главном» каждому сегодняшнему выпускнику 11-го класса и отметила: «Эта книга является напутствием в жизни. Это же наставники, которые не просто оставят след в жизни нашего сегодняшнего поколения, а сотворят еще очень много великих дел».

Рубен Валерьевич Маркарьян, ведущий телеканала НТВ, известный адвокат, задал вопрос, который, по его словам, всегда задает его собственный издатель: «Зачем эта книга? Она уже вышла ранее в «цифре», а печатное издание – это попытка на традиционном бумажном носителе оставить след в истории, когда отключат электричество?»

Эту же мысль продолжила Елена Леонидовна Вартанова уже ближе к концу встречи: при возможном отключении Интернета всегда остаются бумажные носители, поэтому интервью, собранные в книге Арслана Хасавова, при любых обстоятельствах будут представлять собой хранилище сведений о нашем времени для историков далекого будущего. Именно поэтому все сколь бы то ни было значимые интервью, вышедшие в аудио- или видеоформате, отметила декан журфака МГУ, стоило бы расшифровывать и издавать на бумаге, ведь, как показывает многовековая практика, именно библиографические источники самые надежные и долговечные.

Не случайно одной из первых номинаций, которую Арслан Дагирович озвучил на вручении дипломов финалистам конкурса школьных медиакоманд «Первое медиа», состоявшемся в конце встречи, стали «Печатные медиа». Первой премии удостоился школьный редакционный коллектив научно-популярного альманаха «Бозон Хиггса» (школа №1517).

Конкурс «Первое медиа», учрежденный АНО «Школьный пресс-центр» и реализованный при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и «Учительской газеты», проводился среди юных журналистов столицы по пяти номинациям: «Тележурналистика» (победитель – команда детской студии «ТелеИдея» школы №1329), «Печатные медиа», «Фотожурналистика» (победитель – команда школьного медиацентра школы №771), «Новые медиа» (победитель – редакция Телеграм-канала Figure_skating_fun школы №1409), «Радиожурналистика» (победитель – команда детской студии «ТелеИдея» школы №1329).

Кроме того, вручили еще три специальные премии. Несмотря на то что конкурс проводился в Москве, регионы прислали большое количество заявок, и поэтому проигнорировать их, по словам организаторов, было невозможно. Поэтому было решено учредить спецноминацию «Лучшая заявка из региона», где лучшими стали ребята из медиацентра School_Media (муринская СОШ №3, Ленинградская область, Всеволожский район, г. Мурино). Другую спецноминацию – «Я люблю тебя, Москва!» – учредили, как нам рассказал координатор конкурса Иван Коротков, по причине того, что среди проектов было много столичной тематики. Ее вручили команде «МедиаклассTV» (школа №2086). А лучшим руководителем школьного медиа стала Екатерина Эдуардовна Ощепкова, куратор проекта «Медиа­класс в московской школе» (школа №1517).

Энтузиазм и живой интерес в глазах школьников, которые хотят стать профессионалами медиасферы и уже сегодня делают к этому большие шаги, участвуя в серьезных паблик-токах, побеждая в соревнованиях, убеждают в мысли, что, как бы ни развивались технологии, журналистика всегда останется той сферой человеческой деятельности, которую будут делать люди для людей.

Василий СЕЛИВЕРСТОВ, Иван СЕРГЕЕВ, фото Михаила КУЗМИНСКОГО

Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».