Найти тему
InFocus

«КАКАЯ-ТО В ДЕРЖАВЕ ДАТСКОЙ ГНИЛЬ…»

На печальные мысли наводит картина разгоревшихся «боев» в среде нашей так называемой интеллигенции. Эти словесные баталии, которые, в основном,  происходят в сетях, невозможно назвать полемикой. Столько в них декларируемой  предвзятости и невежества, интеллектуального и творческого оскудения, личной, почти зоологической неприязни к оппонентам. Желания их растоптать.

Парадоксально, но факт —  особой непримиримостью к иным взглядам, вплоть до оскорбительных, а то и площадных  определений, отличаются те, кого у нас принято называть «либералами», «западниками», «вхожденцами» (по С. Кургиняну). То есть, та самая часть общества, которая в конце 80-х начинала «перестройку» с провозглашения приписываемого Вольтеру  принципа: «Я не разделяю ваших убеждений, но готов умереть за ваше право их высказывать». Ныне в рядах считающих себя интеллектуалами  ожил девиз «братков» из «святых» 90-х: «умри ты сегодня…» и т.д.

Разумеется, никого не сравнивая, масштабы личностей не те, но если вспомнить, на каком уровне велась знаменитая,  непримиримая и ожесточенная,  полемика между В.  Белинским и Н. Гоголем, всколыхнувшая в свое время  все образованное русское общество, сегодня  у нас очевидно общее интеллектуальное падение, как бы кто ни старался встать в позу «властителя дум», выразителя «единственно верной» позиции.

Все потуги либеральных саамоназначенных «лидеров мнений», даже при некоторых справедливых критических суждениях, сводит на нет нескрываемая ненависть к России, к «русне». Это прямо сквозит  в «открытых письмах» и обращениях тех же М. Барышникова,  А. Макаревича, Б. Акунина, А. Роднянского, Ч. Хаматовой, Ю. Шевчука, бывшего гендиректора премии «Большая книга» Г. Урушадзе, высокомерно и лживо рассуждающего из Берлина о «двух Россиях»…  К сожалению,  много таких…

Работа с выставки в Центре Вознесенского.
Работа с выставки в Центре Вознесенского.

Долгие годы они «проталкивали» на «теплые места» и премии только «своих», идеологически близких, а теперь рассуждают:  что в их России – были таланты,  а во второй – «серая масса, бездарное быдло,  дефицит идей».  Хотя были, конечно, идеи, яркие имена, интересные публикации в малотиражных изданиях. Только « бенефициары 91 года» «отменяли» других на старте или  устраивали «заговоры молчания» вокруг тех, кому все же удавалось пробиться к читателю или зрителю.

Чуть ли не со слезами пишет о рассыпавшейся в одночасье тусовке «своих» некая журналистка А. Монгайт.  Ну, как же!  Бывало,  проходя по Большой Никитской в Москве, в модных кафе и барах сплошь встречали ее близкие «все», «закружат», «поднимут самооценку»… Теперь и утешить некому.  Россия – кормушка! А в целом – чужая страна.

В том же духе высказалась и актриса И. Дапкунайте.  В феврале, поддержав Украину, ничего не понимая в происходящем, поспешно уехала с семьей в Брюссель, выразив сожаление, что не сделала этого в 2014 году. Как говорится, сделала выбор, ее право. Однако апломба хватило ненадолго.  По сообщениям СМИ, Дапкунайте (в базе юрлиц значится: «Гражданство — Великобритания»)  без лишнего шума вернулась недавно в Москву для того, чтобы попросту «срубить бабла» из бюджета так ненавидимой ею страны. Актриса приехала на международный фестиваль «Вдохновение», который пройдет на ВДНХ за государственные деньги, и где она числится арт-директором, куратором и художественным руководителем.  «В 2017 году, к примеру, на концерт в его рамках ушло 3 миллиона рублей, на оформление и декорации — 20 миллионов, на мультимедийное шоу, примерно, 50 миллионов», — сообщает Teleprogramma.pro.

Как  выяснили журналисты, за 3 года на фестивали «Вдохновение» потрачено ПОЧТИ ПОЛМИЛЛИАРДА бюджетных рублей, тендеры выигрывали фирмы с офшорными учредителями.

Нужны здесь мораль, вывод, гнев, призыв, сожаление? Но зачем что-то объяснять, когда нечего и незачем объяснять?

А вот еще один всплеск истеричных эмоций. «Эх, Костя-Костя, Ростов папа… — с фамильярным презрением пишет из прекрасного «европейского далёка» неудавшаяся актриса, многолетняя ведущая на радио, признанного иноагентом, обращаясь к  замечательному актеру и при этом походя перечеркивая его как самостоятельную творческую величину. Мол, как же ты мог принять «неправильное решение», оказался не на нашей стороне, тебя ведь «вернул в профессию» Звягинцев, «подарил новую жизнь», если бы не «Андрей, не было бы никакого Лавроненко, не было Венецианского Золотого Льва, не было бы Каннской ветви за лучшую мужскую роль…».  А виной всему – «буква Z», которая, мол,  лишила тебя «зрения, слуха, обоняния, да и ума…».  Но при этом  та же журналистка с упоением прославляет пропагандистское постановочное видео про боевиков «Азова», которые в подвалах «Азовстали» « два с лишним месяца находятся в блокаде, умирая и воскресая вновь… лица этих людей — это уже лики. На них печать мученичества и героизма. Смотреть в их глаза и не чувствовать при этом ни сострадания, ни восхищения могут только моральные уроды».

Ринат Волигамси «Лес»
Ринат Волигамси «Лес»

Ничего, что мы все, «моральные уроды», смогли увидеть и оценить по достоинству в беспристрастной хронике военкоров эти «лики», татуированные свастиками и бафометами тела,  когда они «эвакуировались» из подвальных нор прямиком в плен?  Ни на ком из этих «умирающих и воскресающих» не видно было креста…

Однако дело не ограничивается только персональными выпадами. Наблюдатели в ТГ-каналах с тревогой пишут о развернувшейся политической травле частью студентов своих преподавателей, посмевших выразить патриотическую позицию. Подобное отмечается, в частности, в  Высшей школе экономике, в РАНХиГС при Президенте России (!!!), на факультете журналистики МГУ им. Ломоносова, в МГИМО. Называются фамилии   доктора исторических наук Н. П. Таньшиной, доктора философских наук Д. В. Винника, безусловного профессионала в журналистике Э. Г. Мацкявичуса…

Впрочем, сегодня беспрецедентной травле подвергается вся Россия, великую культуру которой пытаются не просто «отменить». В нашей истории, в нашем менталитете стремятся найти корни такого чисто западного явления как фашизм и для этого в ход идет все: многословные экспертные заключения, сделанные по заказу связанных со спецслужбами институтов и фондов, проталкиваемые на московскую сцену сомнительные постановки вроде «Семейного альбома» в театре Маяковского (реж. Миндаугас Карбаускис), «навязывающий созвучия определенного рода». Здесь семья отмечает в качестве главного торжества «день рождения Гиммлера». И «откровенно фашистские выпады, провозглашаемые героем в парадном эсесовском мундире, против американцев, демократии и т.п., автоматически вызывают, по мнению  благожелательно настроенного критика,  «вполне оправданные ассоциации».

Уже без всяких ассоциаций, обозреватель «Медузы» (признана иноагентом, базируется в Риге) Галина Юзефович демонстрирует в своем ТГ-канале с Красной площади, где проходит книжная ярмарка, книгу С. Хафнера «История одного немца» (издана в Москве при поддержке Гете-института), называя ее «главной для нашего времени».  Что же здесь главного,  по мнению Юзефович? Догадаться не трудно,  намек прозрачен —  Россия  сегодня движется по тому же пути, на каком Германия впустила в себя «чудовище нацизма». Неважно, что эта мысль притянута за уши. Заигравшиеся в граждан мира все равно ничего не поймут, но охотно подхватят и распространят далее.

«Гамлет и Призрак», Фредерик Джеймс Шилдс, 1901, Галерея Манчестера,
«Гамлет и Призрак», Фредерик Джеймс Шилдс, 1901, Галерея Манчестера,

А нам пора бы понять: все это технологии управления обществом. Картинно одинокий азовец среди руин, Анджелина Джоли в львовском кафе, а потом бегущая под вой сирены воздушной тревоги — это кино. Стивен Кинг и Джоан Роулинг, которые славаукраинят — это пиар.   Артисты играют. Работа идет…

Как никогда актуальна реплика из первого акта «Гамлета»: «какая-то в державе датской гниль».

Людмила Лаврова

Читайте больше материалов на нашем сайте