Найти в Дзене
Музграмота на досуге

Каково работать сегодня в музыкальном театре. Развлекательно. Познавательно. Философски.

Застряла я тут со статьями. Готовились на работе к премьере. Ну очень современного спектакля в психоделическом стиле, который шëл около часа. А билеты стоили ох как прилично. Но, даже при всëм при этом... У проекта были спонсоры. И не один. Находясь внутри репетиционного процесса, даже не представляешь, сколько в него надо вложить, чтобы он окупился. И всë равно не выйдет. Одной только рекламы. А ещë: штатные и приглашëнные артисты, аренда многочисленной звуковой и световой аппаратуры с риском поломки и перегорания, костюмов, прочего реквизита. У кого-то и аренда здания для репетиций и выступления. Давно доказано, что затратнее, чем поставить спектакль только...вывезти спектакль на гастроли. Особенно, если это классическая опера с оркестром. 

Работа над спектаклем - процесс целостный, командный. Плохо, если долгое время в составе и репертуаре нет никаких изменений (тогда труппа замыливается и деградирует), и тоже нехорошо, если, наоборот, наспех собирают составы из непривыкших друг к другу людей, не образующих команду. В спектакле все друг от друга зависят. Один косяк - и полетела вся цепочка. Из этого следует, что график у артистов ненормированный, планируется за три дня, бывают рабочие дни с утра до ночи, особенно перед премьерой. Часто выходной в неделю один - и это понедельник. Такая работа больше всего подходит одиноким людям. И часто по оплате труда бывает выгоднее иметь две маленькие работы, чем одну такую большую. Но ощущения, которые получаешь, работая в театре, больше не получишь нигде. Обычно после премьеры спектакля есть "послевкусие", с которым ты живëшь несколько дней. 

Естественно, в любом театре своя микроатмосфера, в которую ты погружаешься. По максимуму из тебя выбиваются комплексы и закостенелые привычки. Интересно, вот если бы в офисе солидной фирмы три сорокалетние тëтки за ручку скакали, и пели бы песни про ëжика, а вокруг у всех была реакция как в порядке вещей? 

Качество и глубина твоей актëрской игры, особенно если это психологический театр, зависит не только от твоего мастерства, но и от жизненного и эмоционального опыта. А театральный опыт, в свою очередь переносится в жизнь. Это многогранное утверждение. Кто-то этим пользуется для манипуляций, научившись имитировать сердечный приступ.. Кто-то для более благородных манипуляций с воспитанием детей (а воспитатели в садах попадаются такие, что по ним МХАТ плачет). Одинаково важно,когда надо,уметь абстрагироваться (особенно,если спектакль морально тяжëлый или кто-либо из его руководителей "душный", так и наоборот втягиваться. Кто-то, менее чуткий по природе, учится понимать различных людей. А чисто технически: человек тренирует предельную концентрацию внимания и многозадачность, а кто-то получает навыки работы с реквизитом. 

Например, мне досталась капсульная кофемашина. Изготовить и разнести напиток в первый ряд следовало точно по хронометражу, при этом пою свою партию по тому же хронометражу с подсказками и кликом в левое ухо (вообще это обычная форма работы в мюзиклах), но здесь музыка была расплывчатая и неквадратная. Времени по секундам было в обрез, а на репетициях я тренировалась на простой воде, изготовив всего пару капсул, дабы на спектакле не получились помои. Стаканы не должны были летать,а вода в ковшике сзади - заканчиваться. У коллег были: спички, лобзик, принтер, тостер, шрëдер и те же задачи, только без "челночного бега". В общем, кофе эспрессо марки tchibo был правда матëрым (сама пробовала, не сочтите за рекламу), в одиннадцатом часу вечера - не лучший напиток, и при этом тихонько тяну фразу " Я смееееерть". С кофейным хронометражом справилась почти на отлично, на первом спектакле вид имела очень серьëзный, а на втором чуть не пробило на хи-хи (отделалась лëгкой ухмылкой), и вот тут самое время поговорить о... 

"Серьëзе". Вот сидит группа молодых ребят в опере Равеля " Дитя и волшебство", и изображает лягушачье болото. Надо не петь по нотам степенное "ква-ква", а реально квакать. Петь невозможно, особенно когда квакают другие. А актëр-комик сам-то смеяться не должен. Хормейстер сказала, что просто прохихикаетесь, а через месяц-полтора пройдëт. А как же быть, если наоборот, у тебя трагическая, душераздирающая задача? Точно не знаю, но думаю, что принцип тот же. Клин клином. Что касается более усреднëнных эмоциональных состояний, то здесь подойдëт термин "сценическая наивность". Если в первом действии ты любящая жена, а во втором тебе муж изменит, то не выходи на сцену сразу с мстительной физиономией, если это не распоряжение режиссëра. Научись жить настоящим мгновеньем. Это и в жизни очень важно. 

Сейчас многие говорят про постмодерн, который характеризуется тем, что "уже всë давно написано", поэтому дальнейшее творчество - всего лишь пережëвывание и перекомбинирование прошлого опыта. Но мне всë же кажется, что есть и другая причина - коммерческая... Создатели опасаются, что истинное новаторство не принесëт должной кассы, и, к сожалению, часто так оно и бывает. К тому же, иногда "новаторство" - не самоцель, а продиктовано практичными соображениями. Например, диковинка - акробатические номера в современной опере, если не учитывать того, что один из руководителей постановки раньше руководил цирком, и тут уж грех кого-нибудь оттуда не позвать... 

Игра на сцене - это процесс достаточно энергозатратный. Даже если нужно просто красиво статуарно стоять или сидеть. Если роль молчаливая - как максимум нужно прожить образ внутри, как минимум - скрыть на лице следы своей усталости, или настроения, противоречащего образу. Часто бывает, что артисты к моменту премьеры уже бывают изрядно измотаны постановочными прогонами. Поэтому у режиссëров есть традиция - перед премьерой собраться, взяться за руки (или соединить кулачки, что чревато вывихом плеча или растяжением шейной мышцы, если труппа человек шестьдесят), и прокричать ритуальную "кричалку". А текст кричалки уже у каждого свой. Это то, что помогает коллективу собраться, но не отменяет индивидуальной ответственности каждого артиста.