От гуманитарных миссий до проведения королевских медовых месяцев, HMS Britannia имеет удивительную историю, служа британской королевской семье на протяжении более четырех десятилетий. Когда в 1997 году корабль был выведен из эксплуатации, королева Елизавета II прослезилась в редком для нее проявлении чувств. Это событие ознаменовало конец долгой преемственности королевских яхт, берущей начало со времен правления Карла II.
Britannia была спущена на воду в 1953 году
Britannia была заказана королевой Елизаветой II после смерти ее отца и спущена на воду на верфи John Brown & Co. Ltd - верфи, построившей круизные лайнеры Queen Elizabeth и Queen Mary - в 1953 году. Однако традиционного разбивания шампанского о нос корабля не было. В послевоенной Британии шампанское было слишком дорогим, поэтому вместо него для официальной церемонии спуска на воду была выбрана бутылка вина Empire.
Три мачты
В отличие от своих предшественников, Britannia имела более современный профиль с носом клипера и кормой крейсера. Корабль был спроектирован с тремя мачтами: 41-метровой фор-мачтой, 42-метровым грот-мачтой и 36-метровой мизен-мачтой. Последние шесть метров грот-мачты были установлены на шарнире, так, чтобы судно могло проходить под мостами.
Britannia прошла более одного миллиона морских миль
За время семейного отдыха и официальных туров Britannia прошла более миллиона морских миль, что примерно соответствует одному кругосветному путешествию за каждый из 44 лет службы.
Штурвал передавался по наследству
Корабельный штурвал был взят с 37-метровой гафельной яхты короля Эдуарда VII, которая также называлась Britannia. Яхта была практически сестрой яхты Valkyrie II, которая участвовала в борьбе за Кубок Америки 1893 года, и выиграла более 230 гонок за свою историю. В конце жизни с Valkyrie сняли лонжероны и фурнитуру - штурвал был сохранен и установлен на Britannia.
Машинное отделение было идеально чистым
По слухам, машинное отделение на Британии содержалось в таком первозданном состоянии, что посетителей заставляли вытирать ноги о коврик перед входом.
На борту судна проводились королевские медовые месяцы
Многие королевские пары предпочли провести свой медовый месяц на Britannia, учитывая ее приватность и безопасность. Принцесса Маргарет и Антони Армстронг-Джонс начали эту традицию с шестинедельного плавания между Мустиком, Тринидадом и Антигуа, за ними последовали принцесса Анна и капитан Марк Филлипс, а также принцесса Диана и принц Чарльз.
На борту находилось более 200 членов экипажа
Во время королевских туров на Britannia служили 220 моряков, 21 офицер и три сезонных офицера, а также оркестр Королевской морской пехоты из 26 человек. Вплоть до 1970-х годов экипажу ежедневно выдавался ром, и это было последнее судно Королевского флота, на котором команда спала в гамаках.
Готовность к войне
Britannia была спроектирована с возможностью переоборудования в госпитальное судно в военное время. Хотя ее никогда не использовали в этом качестве, она помогала в эвакуации беженцев во время гражданской войны в Южном Йемене. Гостиная использовалась в качестве временного общежития для эвакуированных.
Золотая заклепка
Обычно офицеры отправляли младших членов экипажа на поиски единственной "золотой заклепки". Это стало своеобразным правом на вступление в ряды моряков и вошло в морской фольклор. Во время государственного визита, как гласит история, королева узнала об этой неуловимой заклепке и захотела увидеть ее своими глазами, поэтому команда нашла немного сусального золота и поспешно создала золотую заклепку, чтобы подарить ее величеству.
Списание
Britannia был официально выведена из королевской службы в 1997 году. Сейчас Британия навсегда пришвартована в Эдинбурге и превращена в музей. По сей день все часы на борту корабля остановились на 3:01 - точном времени, когда королева в последний раз сошла с корабля.
Источник - https://shipboard.ru/