Всем привет! С вами подкаст «Феи, роботы, пришельцы», меня зовут Сергей Балашов. Сегодня мы продолжим разговор про русалок, обитательниц рек и озер. Мы уже говорили о морских девах с хвостами, как у рыб. В разных культурах и в разных водоемах живут совсем непохожие друг на друга подводные народы. Но есть одно важное различие. Некоторые из этих существ – живые. С хвостами и плавниками, волшебные или заколдованные, они принадлежат нашему миру. Но есть и другие обитатели глубин. Души тех, кто утонул или был убит на берегу реки. Призраки, ждущие неосторожных путников, чтобы затащить их к себе, в подводное царство мертвых.
Сегодня поговорим о таких, потусторонних, русалках.
Русалки не похожи на нимф
В начале опять нужно напомнить про терминологию. Образ, созданный Гансом Христианом Андресоном, оказался так силен, что его морская дева с хвостом вместо ног вошла в культуру по всему миру. В нашей стране для перевода названия mermaid использовали слово, которое уже было в фольклоре, «русалка». Хотя между этими двумя девушками больше различий, чем сходства.
Русалочка Андерсона, морская дева, происходит от океанид и нимф античности. На протяжении всей своей истории эти обитательницы моря были то добрыми, то злыми, но всегда – живыми, относились к нашему миру.
Русалки же славянские – это существа потусторонние. Отражение страха людей перед глубинами и страшной смертью. Наша русалка похожа на фейри ирландской мифологии. Некоторые ученые классифицировали ее как злого и агрессивного духа. Увы, на самом деле, попытки классифицировать мифических созданий всегда упираются в принципы их группировки, что является предметом постоянных споров.
По месту обитания русалок можно отнести к водным существам, но они совсем не походят на духов воды, какими были речные нимфы в греческой мифологии. Если нимфы и нереиды – это воплощение всего доброго и ласкового, что есть в воде, то славянские – это существа мира мертвых, которые отражают страх людей перед темными глубинами.
Русалок можно отнести к вампирам, призракам или феям.
Образ славянской русалки
Нужно подчеркнуть, что образ русалок сильно меняется в зависимости от региона. На севере России, на Урале и в Сибири, существуют не такие русалки, как у южных и западных славян. До XXвека слово «русалка» воспринимали как книжное, «учёное», а в народе этого персонажа называли водяниха, водяница, шутовка, щекотиха, мавка.
Есть две версии происхождения слова «русалка». По одной версии это слово произошло от названия древнеримского праздника поминовения предков — Розалии («праздник роз, посвящённый умершим»).
По мнению других исследователей, образ русалки является исконно славянским, сложился в глубокой древности и название происходит от слов «русый» или названия рек Руса, Рось и так далее.
Согласно народным поверьям русалки – это души девушек, умерших без крещения, или жестоко убитых, как правило, утопленных. Из-за этого их принято считать мстительными и проклятыми существами, излучающими темную энергию в том месте, где они умерли. Места, где они обитают, становятся недобрыми, проклятыми. Хотя есть поверье, что если кто-то придет к русалке на смерть, дух наконец-то сможет упокоиться с миром.
Внешний вид и способности русалок менялись в зависимости от региона. На юге они сохраняют свой прижизненный облик, физические черты юных дев. В северных районах России русалки имеют гротескный и отталкивающий вид, со спутанными косматыми волосами, острыми когтями и с длинной висячей грудью.
Но в целом русалки в народной традиции – это прекрасные девы, наделенные непреодолимой обольстительной силой, одетые в простой сарафан или платье, с нежными и бледными лицами, мечтательными глазами серовато-голубых или черных тонов, обрамленными длинными ресницами и с полупрозрачной кожей. Северные русалки всегда были нагими и с бледным лицом, как у утопленников, и в их глаза часто сияли злым зеленым светом. Русалки в Восточной Европе пели мелодичные песни, которых не знали их сородичи из северных озер и рек.
У речных и озерных обитательниц волосы, светлые, темные и даже зеленые, всегда распущенные по спине и доходят до колен. Это очень важно в славянской культуре. Длинные распущенные волосы у славян всегда ассоциировали со сверхъестественным, потому что с распущенными Простоволосость недопустима в обычной жизни для крестьянской девушки . С незаплетенными волосами женщины появляются на людях только в день свадьбы, а также на смертном одре. Поэтому женщина с распущенными волосами воспринимается как дух, гуляющий в мире живых.
Верования про русалок
Волосы русалок являются источником нескольких верований. Например, что их влага обладает сильной магической силой и если волосы остричь, русалка также умрет. Русалки умирают, если их волосы высыхают, именно поэтому они связаны с реками и озерами, в которых погибли. Всякий раз, когда они удаляются от воды, входя в лес или поле, они носят с собой гребешок, из которого при расчесывании капает струйка воды, так что их волосы остаются влажными.
Обителью русалок обычно были глубины рек и прудов, где, по слухам, они жили в великолепных хрустальных дворцах, сверкающих золотом, серебром и жемчугами разных размеров. Но есть и другая версия, что они жили в скромных гнездах на поверхности озер, сделанных из пера и соломы.
В летние ночи, в полнолуние они купались в водной глади, играя с волнами и пеной, иногда выходя на берег, чтобы плести себе на голову венки из полевых цветов, осоки и древесных ветвей.
Часто они стремятся завлечь людей в свои воды, чтобы поиграть и погубить. Русалки из южных областей очаровывают путников своей красотой и сладким зовом; северные помышляют только о том, чтобы жестоко схватить того, кто приблизится ночью к берегу, будь то мужчина или женщина, бросить их в воду и утопить. Южные русалки просто утягивали к себе в глубины, даруя мирную смерть своим жертвам, в то время как в северных районах их жертвы умирали мучительно и гротескно, например страшилища могли защекотать их до смерти.
Здесь русалка может быть схожа с сиреной или суккубом, она желает соблазнять мужчин, чтобы убить их. Иногда в народных историях упоминается, что они завлекали путников физической близостью, крадя молодость и жизненную энергию у человека, занимаясь с ним любовью. Те немногие, кому удалось пережить этот опыт, говорили, что ради такого это удовольствия не жалко умереть.
Несмотря на это, в разных легендах и рассказах иногда русалки влюбляются в смертных, и даже заводят с ними детей. Но судьба, которая ждет ее и ребенка, обычно печальна. Говорят, что иногда русалки крали детей и уносили их в свои подводные дома не со злыми намерениями, а просто хотели иметь ребенка.
Хотя русалки могут нападать и на женщин, топя их в своих водах. В некоторых легендах русалки могут жить только в воде, в других они могут выходить на берег и жить в прибрежных рощах. Весной и летом, до праздника Ивана Купала, они выходили на сушу и жили в лесах, селясь в плакучих ивах или в березах, желательно у воды. В сумерках они качались на ветвях дерева, привлекая незадачливых селян, или танцевали и пели на полянах в лесах и на лужайках. Говорят, что если кто-то застанет танец русалок, то впадет в транс, и будет вынужден повторять все движения пляски, даже те, которые человек не может повторить, так что несчастный может остаться инвалидом на всю жизнь или даже погибнуть.
В южной России считали, что в тех местах, где русалки выходят на траву, пшеница растет быстрее. Их считали некими феями леса, покровителями посевов. Но также они могли творить и злые дела – ломать колеса водяных мельниц или рвать рыбацкие сети. Чтобы задобрить русалку, ей могли делать подношения. Часто дарили одежду, поскольку в большинстве описаний они были голыми. Полагали, что им должно быть холодно зимой. По другому поверью, при встрече с русалкой можно защитить себя, держа в руке лист полыни, которую считали волшебной травой. Еще при нечаянной встрече с ними, нужно бросить платок или что-нибудь из одежды, например рукав от платья.
Русальная неделя
Переплетаясь с христианством, традиционные славянские верования создали уникальную, сложную систему верований и традиций. Для нас будет интересна Русальная, или Троицкая неделя. Праздник Троицы, воскресенье на пятидесятый день после Пасхи, приходится на начало лета. Неделя после Троицы у южных и восточных славян является ядром цикла ритуалов, связанных со сменой сезона, поворотом года на лето. В мифологии в весенний период на земле, среди живых, могут жить души предков. В духовскую субботу отмечаются общие для всех православных славян поминки по умершим, символизирующие уход душ в места их вечного пристанища. На Русальной неделе обычно совершались обряды, связанные с прощанием с весной.
От Вознесения до Троицы по суше ходят русалки, неупокоенные души «нечистых» покойников (утонувших девушек и малолетних детей). По завершении Русальной недели русалки покидают землю и возвращаются на «тот свет», что кое-где отмечается обрядом «проводов русалки».
В некоторых областях четверг на Троицкой неделе назывался «сухим». В этот день нельзя было делать работы, связанные с землёй: сеять, пахать и полоть. На юге четверг на русальной неделе называли мавской или навской Пасхой.
Троица являлась своеобразным разделом между весной и летом. К Троице заканчивались все весенние сельскохозяйственные работы. Как и в другие пограничные дни, в это время особенно сильны были все потусторонние силы
Чтобы защитить свои дома от нечистой силы, крестьяне рисовали кресты над оконными и дверными притолоками, а по дворам ходили ряженые, олицетворяя нечисть.
В ночь на Троицу люди опасались ходить по одному за околицей. Всю неделю русалки рыщут по полям и берегам, завлекая неосторожных путников, чтобы защекотать их до смерти и увлечь за собой в подводное царство «дедушки Водяного». В некоторых местах в троицкую ночь с берёзками в руках парни и девушки бегают по полям, гоняя русалок, а на восходе все вместе купаются в водах, уже безопасных от водяниц.
Никому не хочется, чтобы их родных постигла участь стать русалкой. В народе были известны советы, как успокоить дух умершего, чтобы он не возвращался в виде мстительного существа. Родственники должны сделать определенные подношения на могилу во время русальной недели: налить браги, разбить несколько пасхальных яиц и оставить блинов, спеченных дома. Мы видим, как опять переплетаются в общении с русалками каноны православия и языческие верования славян. Существует легенда о том, как отец умершей девушки-невесты привязал её тело к столбу и таким образом «повенчал» её, чтобы она не стала русалкой.
Есть такое толкование русалок с позиций язычества. Русалка изначально была богиней плодородия и влаги, хранительницей и защитницей женщин. С приходом христианства древние боги превратились в бесов, проклятых злых духов. Отсюда и идея, что участь стать русалкой угрожает в первую очередь некрещенным – как лишний стимул обратить славянское население в новую веру.
Русалки в культуре
Раз мы говорим о славянской культуре, то разве можно обойтись без упоминания Александра Сергеевича «Наше Все» Пушкина?
Пушкин в русалках разбирался. В его библиографии есть несколько сказок на основе славянских мифов, самая известная из них – «Руслан и Людмила». В 1830 году Пушкин написал драму в стихах «Русалка», которая осталась незаконченной. Главная героиня в ней становится именно такой русалкой, о которой мы и говорили.
Действие происходит в деревеньке на берегу Днепра. Дочь мельника Наташа ждет страстно любимого ею Князя. Она слушает наскучившие поучения отца-старика о том, что ничего хорошего из мезальянса не получится, и нужно извлечь выгоду из благосклонности Князя. Тут появляется Князь. Но он приехал лишь для того, чтобы навсегда проститься: он женится на девушке знатного происхождения. Князь пытается откупиться роскошными подарками Наташе и её отцу. Потрясённая Наташа признаётся Князю, что ждет от него ребенка. После того, как князь все-таки уезжает, девушка горько упрекает отца и в отчаянии кидается в реку.
Проходит 12 лет. Князь печален и много времени проводит в одиночестве на берегу Днепра.
Однажды ночью он приходит к разрушенной мельнице и встречает там потерявшего рассудок мельника, отца девушки.
В это время в подводном тереме на дне реки русалки водят хороводы. Утопленница Наташа стала среди них главной русалкой. Она посылает свою дочь на берег и поручает ей заманить в воду Князя. Оставшись одна, она торжествует и радуется скорой мести.
Маленькая Русалочка выходит навстречу Князю и зовёт его на дно реки, уверяя, что там его ожидает прежняя любовь. Охваченный воспоминаниями о Наташе Князь готов последовать за дочкой.
...На этом месте рукопись Пушкина обрывается. По одной версии, окончание должно было быть счастливым: русалки воскрешают утопленницу, и она спасает Князя от кручины. Но для театральной постановки в опере финал сделали все же драматичным. Девочка увлекает Князя, а подоспевший Мельник сталкивает его в воду. Раздаётся зловещий хохот русалок, которые волокут труп Князя к ногам подводной царицы.
Теперь, вооруженные этим знанием, вспомним самые известные строки Пушкина про русалку, начало поэмы «Руслан и Людмила».
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит.
Что же такое Лукоморье?
Слово «лукоморье» происходит от словосочетания «лука моря» и означает «изгиб морского берега».
В мифологии восточных славян Лукоморье — это заповедное место на окраине вселенной, там, где стоит мировое древо — ось мира, по которому можно попасть в другие миры. Его вершина упирается в небеса, а корни достигают преисподней. По мировому древу спускаются и поднимаются боги.
Там, на стыке и перекрестке миров, живет Баба Яга, сторож Нави, загробного мира. В ее избушке нет ни окон, ни дверей, потому что это – символ гроба. Рядом с ней властвует Кащей Бессмертный, главная нежить в славянской мифологии, так похожий на некромантов из фэнтези. Ну а на ветвях мирового древа сидит русалка, неупокоенная душа, ненадолго пришедшая в наш мир из мира теней, чтобы спеть свою песню и, может быть, заманить в пучину неосторожного путника.
Да, в более поздних иллюстрациях у русалки появился хвост. Образ смешался с морской девой из западных сказок. Если задуматься, ну как как хвостатое существо из моря могло попасть на ветви дерева у излучины реки?
Классификация русалок
Если почитать про разновидности славянских русалок на тематических сайтах, можно узнать много интересного про их подвиды.
Болотницы – самые красивые из водных существ. Эти девы живут в трясине и сидят на кувшинках. У них белоснежная кожа, блестящая на солнце, тёмные распущенные волосы, в которые вплетены стебли осоки и незабудки. Но при этом Болотницы – зловредные и коварные существа, любят заманивать в топи путников на погибель.
Наоборот, Бродницы в некоторых рассказах – это добрые духи воды, охранительницы бродов. Они помогают путникам и следят за детьми, играющими у воды, в том числе защищают их от другой нечисти.
Среди русалок старшинство принадлежит Лобасте, русалке в образе косматой старухи. Выходя из воды, Лобаста может вырастать высотой с дерево. На Севере рассказывают, что видели Лобасту, великаншу с оскаленными клыками и скрюченными пальцами, огромными грудями, которые она закидывает через плечи за спину. Она командует остальными водяницами.
Впрочем, все эти классификации и иерархии относятся скорее к области славянского фэнтези, а не мифологии. Устное народное творчество тем и отличается, что каждый рассказывает историю немного по-своему, без оглядки на справочники.
Мы привыкли к тому, что у каждого мифического существа есть определенный набор «каноничных» признаков и способностей, про каждого можно почитать статью в энциклопедии.
В народе вряд ли назовут такую точную классификацию русалок, как можно найти в справочниках. Очень часто ученые, собирая фольклор и проводя культурные параллели, дописывают и додумывают структуру там, где ее могло и не быть.
Если мы посмотрим даже мифы Древней Греции, куда более задокументированные, даже в самых известных (например, в истории Минотавра), мы найдем много версий и разночтений. Это не значит, что какой-то вариант изложения правильный, а какой-то ошибочный. Просто мифические существа – это в первую очередь символы, отражение веры и восприятия отдельных людей и целых народов.
Когда истории рассказывают из поколения в поколение, от одного рода в другой, детали и подробности будут меняться. Но останется дух рассказа, та мораль, которую следует запомнить из предания.
Славянские реки и озера могучи и опасны. Даже в тихой заводи может притаиться мстительный дух. Но если соблюдать правила, уважать живых и ушедших, чтить окружающий тебя мир, то даже русалки из голодных чудовищ станут духами-покровителями, живущими бок о бок с людьми.
Ну или просто героями красивых сказок и преданий!
Заключение
Вот такие они, славянские русалки. То ли злые духи, то ли водяные чудовища, то ли несчастные, лишенные покоя призраки. Надеюсь, я не слишком вас напугал такими рассказами.
На сегодня это всё. Спасибо, что слушали!
Канал «Феи / Роботы / Пришельцы» можно читать на Яндекс.Дзен, в Телеграме и ВКонтакте. Аудиоверсия подкаста доступна на сервисах Яндекс.Музыка, Apple Podcasts, Google Podcasts и в подкастах ВКонтакте. Видео-версию смотрите на канале YouTube.
Поддержать канал можно на сервисе Boosty по ссылке в описании.
Оставляйте комментарии и ставьте оценки. Не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить новые выпуски. Скоро увидимся!