Итоги конституционного референдума в Казахстане означают окончательную перезагрузку политической системы страны после завершения транзита власти от первого президента страны Нурсултана Назарбаева к действующему Касым-Жомарту Токаеву, и фактически полную легитимизацию получения последним всей полноты власти в Казахстане.
Вечером 5 января в разгар массовых протестов, охвативших как минимум 8 крупнейших городов Казахстана, Касым-Жомарт Токаев в обращении нации объявил, что с этого момента он занимает пост председателя Совета безопасности вместо первого президента Нурсултана Назарбаева. Таким образом, в условиях жесточайшего кризиса глава государства собственноручно завершил транзит власти, запущенный в марте 2019 года, и сосредоточил в своих руках ключевые властные полномочия даже те, которые первый президент оставил за собой для подстраховки. Через несколько дней в телеобращении Назарбаев подтвердил свое согласие с решением Токаева и признал его полномочия.
С помощью миротворческой миссии союзников по ОДКБ, о помощи которой запросил также президент Токаев, властям Казахстана в считанные дни удалось навести порядок в стране. То есть, к середине января новому президенту удалось и стабилизировать ситуацию в стране, и получить всю полноту власти. Но такой позитивный результат был промежуточным. Во-первых, массовые протесты в стране возникни не на ровном месте, а стали следствием накопившихся социально-экономических проблем у заметной части казахстанцев, что было вне фокуса внимание властей. Это в свою очередь поставило для команды Токаева задачу запуска пакета реформ по кардинальной перестройке жизни страны. Во-вторых, возник запрос на легитимизацию нового расклада сил во власти. Дело в том, что Касым-Жомарт Токаев как преемник Нурсултана Назарбаева благодаря этому статусу получил заметную часть поддержки со стороны казахстанского общества в июне 2019 года во время президентских выборов. Теперь же с уходом первого президента с политической арены важно было подтвердить мандат и поддержку от общества.
Именно запуск реформы Конституции стал первым шагом решения этих задач. Максимально уверенная общественная поддержка инициативы главы государства о внесении поправок в основном закон, «за» проголосовали 77.2% населения при явке 68%, в первую очередь означает однозначную победу главы Казахстана Касым-Жомарта Токаева и его команды. Президент не только получил полный карт-бланш от населения на проведение конституционной и других реформ, сделав это не без досрочных выборов, как делал его предшественник.
Действующему президенту удалось сломить скрытое сопротивление части политической элиты, которые настроена к нему скорее оппозиционно. По сути, ни одна из информационных кампаний против референдума не стала мейнстримом в Казахстане. А интервью Назарбаева и его публичная поддержка и участие в голосовании за поправки лишь усилила эффект от победы Токаева.
Таким образом, команде президента на сегодняшний день удалось максимально консолидировать в своих руках ключевые командные посты и контроль на основными информационными потоками. Это в свою очередь заставляет отставленных или оппозиционных политиков, богатейших бизнесменов встраиваться уже в новую политическую реальность. Сложнее пока выглядит задача оправдания завышенных ожиданий населения от пакета заявленных реформ. Не настолько они фундаментальны и эффект от них не быстрый и не настолько масштабный, чтобы казахстанское общество ощутило позитивные изменения в стране. Так что можно констатировать, что основные риски для новой правящей команды в Казахстане исходят от населения страны, которое ждет реальных, а не номинальных реформ.