Ромашкин Кирилл Александрович,
студент группы ИП-21-3,
специальность информационные технологии и программирования
ПКГХ, Санкт-Петербург
Вступление
Здравствуй, дорогой читатель моей первой статьи. Сегодня мы разберем такую древне-японскую стратегическую игру как Сёги или как её еще называют "игра генералов".
В современном мире, многим интересна тема: «Как начать играть в Сеги?». Так как многие смотрят аниме, видео на различных сайтах или в живую натыкаются на довольно странную “плоско-фишечную” настольную игру под именем Сёги. А так как игра выглядит довольно сложной и не структурированной по внешнему виду, в основном из-за своих фишек, то многие бросают затею начать играть в Шоги или если и начинают, то бросают, не успев начать (знаю, есть исключения). Но на деле Шоги довольно простая игра и намного увлекательней своих родителей Шахматов и ряда современных настольных игр, которые порой берут скелет-основу как-раз из коллекции классических настольных игр Японии (в коллекцию входят Го и Риичи-Маджонг и многие другие).
История
Шоги- это отличная классическая игра Японии, которая хорошо разнообразит вашу жизнь и улучшит работу вашего мозга.
Игра появилась в Японии где-то в 8 веке, когда индийская игра Чатуранга через торговые пути пошла в страны Европы и Средиземного моря (шахматы), затем Россия (таврели) и через Китай (сянци), и наконец в Японию, где они стали мутировать под влиянием культуры страны и ее жителей, а также идеи «создать что-то свое, но, чтобы не слишком сложное», впоследствии был создан прототип сёги.
С 8 и до 16 века Шоги существовали в Японии "тихо-мирно", пока в эпоху Хэйан не появились сёги, которые уже были близки к современному их виду, такие как Хэйан сеги, у них есть 2 версии- маленькие и большие:
-Первые сеги располагались на доске размером 9х8 и было 18 игровых фигурок, все остальное было примерно, как и сейчас.
-Вторые же имели поле размером 13х13 и 34 игровых фигурки.
И начиная с этого времени идет мания на все больших размеров, и как результат игра “генералов” пополняется новыми гигантскими видами:
-Тай Сеги 25х25 клеток и 354 фигурки.
-Тайкёку-Сеги (конечные) 36 на 36 клеток по 402 фигурок с каждой стороны и 209 типов фишек используется в игре.
Это не могло продолжаться долго и потому проходит реформа Шоги:
- Нельзя бесконечно увеличивать размер сегибана и кол-ва фигурок (по ряду причин). Потому в 16 веке император эпохи «Нара» Го-Нара упраздняет Сеги и теперь фигур всего 40, то есть по 20 с каждой стороны, и соперник, когда рубит фигуру, то она не выбывает из игры, а может быть выставлена на поле на сторону нового владельца или в нейтральной зоне во время хода этого игрока.
- Создание должности «Сегидокоро» (министр сеги). Это был самый сильный игрок в Шоги, и он ведал распределял денежные пособия школам сеги, редактировал ранги и звания и учил сегунов тактики ведения реального боя через многочисленные партии игр в Сеги.
- Появляется титул «Мэйдзин»- титул великого мастера игры. Первый владелец этого титула- Сокэй Охаси.
- Появляется система профессионального обучения была Иэмото (основа семьи) была основой обучения юных игроков до середины 19 века, после она режим кланов с семейным укладом обучения на современный. И систему Иэмото чтили как богатые, так и бедные сословия.
Благодаря этим реформам игра стала более компактной и увлекательной, а также партии теперь занимают около 30 минут, а не недели. И ещё теперь она брала не количеством фигурок, а способами их взаимодействия друг с другом, но из-за этого появляется бесчисленное множество разнообразных фигур: наследные принцы, посредники, собаки, огненные демоны, дьяволицы, медные, железные и каменные генералы, фениксы, небесные тетрархи, пьяные слоны и т.д..
Шло время и взаимодействие Японии с зарубежными странами восстанавливалось и шла активная торговля с 1855 года со странами запада. Потому в 18-19 веке народ Японии боялся, что потеряют свою игру.
Но оказалось все наоборот запад положительно встретил сёги и в 1924 году создается NSR (Nihon Shogi Renmei), используется также аббревиатура JSA (Japan Shogi Association)- Японская ассоциация сёги.
А в 1985 году создается Федерация европейских ассоциаций сёги, ФЕСА (англ. Federation of European Shogi Associations, FESA)
Задачей популяризации и повышения уровня и проверки мастерства игры сегистов поставила на себя ассоциации Сеги JSA. Она нужна для официального проведения турниров, публикацией и разрешения публикации литературных и мультимедийных произведений про Сеги.
Всем участникам в странах НАТО и СНГ, которые входят в членство Международных форумов сеги, разряды выдают участникам по системе Эло федерацией европейской ассоциацией сёги (ФЕСА), которую контролирует JSA.
Вот такая вот история "плоско-фишечной" игры Японии.
И так вот и пришло время для понимания “ А зачем вообще играть в эту игру?”
● Улучшение память (так учите все правила как ходят фигуры и как они могут между собой взаимодействовать).
● Улучшение внимательности (так как надо следить за ситуацией на доске, чтоб выследить незащищенные фишки противника, о которых говорится в поговорке о сеги “Укигома-о нэраэ”- целься в незащищенные фигуры, а их ведь ещё надо найти).
● Также надо уметь правильно просчитывать ходы, чтобы не вышло такого, что пол твоей армии уже выставлена против тебя самого.
● Вы в повседневной жизни станете лучше, так как уже сами того не замечая будете планировать и выполнять цепочки рутинных дел куда быстрее, так действия будут логично выстроены и ничего лишнего просто не успеет влезть в этот ряд действий. И ученые Саймон и Гоби назвали тип мышления такой “Доступ к памяти через распознавание ключей”-(ДПРК) создание и поиск шаблонных действий в движениях противника. И, следовательно, вы получаете развитие: памяти, и контроля времени.
● Вы научитесь читать людей так, надо ответить на вопрос во время партии в “игру генералов”: “зачем?” и “почему?” кто-то как-то походил.
Подводя итоги данных пунктов можно сказать, что игра в настольные стратегические игры вживую (желательно) вы становитесь как-бы компьютером, который на шаг впереди своих оппонентов и построит такой маршрут действий, что он займет минимальное кол-во времени и сил и выдаст 80% результата.
А приехав в Японию 17 ноября в город Тэндо можно посетить фестиваль в честь Сеги под названием "День Миширо сёги".
Длиться он 2 недели:
- первую неделю идут соревнования среди девушек:
- вторую неделю соревнуются мужчины.
Что же касается самих Шоги и насколько они сложны?
В сёги фишки не делятся, как в шахматах на белых и черных (но черный король- это Гёоку (драгоценный камень), а белый король-это Осё(Император). А принадлежность фигуры определяют по направлению клина бангомы (клин смотрит на противника, тупая сторона фишки обращена к владельцу).
Список 8 видов фигур, используемых для классической игры с их обозначением, есть сокращенное (один иероглиф) и полное название типа фишки (два иероглифа). Мы будем рассматривать только сокращенное название (верхний иероглиф используется как основной, а нижний добавочный):
1) Гёкусё/Осё- “драгоценный камень”/ “Император”. Ходит он в любом направлении, но на одну клетку. Можно запомнить иероглиф, как рисунок английской буквы “I”.
2) Хи- ладья.. Ходит она на любое кол-во клеток по горизонтали и вертикали. Можно запомнить иероглиф, как рисунок чайника, который готов пролить кипящую воду. Ее перевернутое состояние- Рюо-дракон/” королевский дракон”. Ходит он, как ладья и король вместе. Можно запомнить иероглиф, как рисунок льва.
3) Каку- слон. Ходит он на любое кол-во клеток по диагонали. Можно запомнить иероглиф, как рисунок лошади.
Его перевернутое состояние Ма- лошадь.
Ходит он, как слон и король. Можно запомнить иероглиф, как рисунок медузы.
4) Кин- золото. Ходит он на любую клетку около себя, кроме 2 клеток сзади по диагонали.
Можно запомнить иероглиф, как рисунок английской буквы “I” с касей (соломенная шляпа).
5) Гин- серебро. Ходит он на любую клетку около себя, кроме клеток справа, слева и снизу. Можно запомнить иероглиф, как рисунок английской буквы “R”.
Его перевернутое состояние Нари-гин-” перевернутое серебро” и ходит, как золото. Можно запомнить иероглиф, как рисунок английской буквы “I” с катаной и с касей.
6) Кэйкей- конь. Ходит он буквой” Г” (или вправо или влево). Можно запомнить иероглиф, как рисунок двух крестов около пугала.
Его перевернутое состояние Нари-кей-” Перевернутый конь” и ходит он, как золото. Можно запомнить иероглиф, как рисунок двух крестов.
7) Кё- стрелка. Ходит на любое кол-во клеток вперед. Можно запомнить иероглиф, как рисунок паука.
Ее перевернутое состояние Нари-кё- “перевернутая стрелка” и ходит, как золото. Можно запомнить иероглиф, как рисунок муравья.
8) Фу- пешка. И ходит на одну клетку вперед и рубит также. Можно запомнить иероглиф, как рисунок сноубордиста.
Ее перевернутое состояние Токин/“как золото” и ходит, как золото. Можно запомнить иероглиф, как рисунок пламени.
Ладья и слон- это старшие фигуры в Сёги.
Копьё, конь, пешка, серебряный генерал и золотой генерал- это младшие фигуры.
Правила игры
Начало партии Шоги:
1) Начиная с начала доски до третьего ряда — это зона игрока и зона переворота фигурок противника, следующие 3 ряда нейтральная зона, а последние 3 ряда- это зона переворота фишек игрока и зона противника.
2) Пешки расположены на третьем ряду от начала игрового поля от тебя, за ними стоит слева, отступив одну клетку от края, слон, а справа ладья, также отступив от края одну клетку. За ними слева направо: стрелка, конь, серебро, золото, император, золото, серебро, конь и стрелка.
3) Чтобы выяснить кто первый ходит подкидывают 5 пешек, и если пешек лицевой стороной вверх больше, то первый ход за тем, кто бросил фигурки (обычно это более опытный и старший игрок). Если выпало больше Токинов, чем пешек, то начинает тот, кто не бросал.
Правила переворота фишки на поле:
- Превращение происходит в зоне противника всех фигур, кроме императора, золота.
- Если фишка вышла из зоны противника и не была перевернута, то пока она вне зоны противника переворачивать нельзя.
- Пешка, стрелка и конь при невозможности чистого хода, их надо обязательно перевернуть. Все остальные переворачиваются, если по свойствам могут, по желанию игрока.
- Если фигура была перевёрнута, то в обратное состояние она вернется, только если её срубит противник и потом снова выставит на игровое поле.
- При перевороте пешки, коня, стрелки, серебра фишки начинают ходить, как золото. А ладья и слон при перевороте не теряют свои ходы, но получают возможность ходить ещё и, как император.
Сбросы
- Съеденная фигура в сёги не выбывает из игры, а переходит «в руку» захватившего её игрока, который далее может любой свой ход потратить на её сброс (выставление) на игровое поле на любую пустую клетку.
- Правило нифу: запрещается сбрасывать пешку на вертикаль, на которой уже есть своя не перевёрнутая пешка.
- Нельзя сбрасывать фишки на доску, с которого они не могут ходить.
-Правило утифудзумэ: запрещено ставить мат сбросом пешки.
3.4 Сброс — фишки- это отдельный ход.
Дополнительные правила
-Если игрок сделал ход с нарушением правил и противник на это указал, то игрок проиграл (даже если прошло с момента совершения ошибки несколько ходов, но доказательство на сегибане есть, то ошибка считается).
-Если позиции фишек повторяются 4 раза подряд, то по правилам на 5 раз игра начинается с начала со сменой первоходящего.
- Но если повторяющаяся последовательность состоит из непрерывных шахов ("вечный шах") в кол-ве 4 ходов подряд, то шахующая сторона считается проигравшей.
Примечание: сброс фигуры может прервать цепочку повторных ходов.
И напоследок:
Советы для успешной игры:
1.-Хитри. Так как-это не шахматы и выиграть соперника за счет срубания всей защиты короля не выйдет, т.к. в течение всей партии кол-во не меняется.
2.-Не недооценивай пешки. Так как при перевороте она, как и остальные младшие фигуры превращается в "золотого генерала". Но при переходе её на сторону противника, пешка становится обычной. И вот такие "ловушки" приближают твою победу над противником.
3.-Играй чаще и желательно с тем, кто опытней тебя. Так как опытный игрок сможет сказать, что ты совершил ошибку в партии.
4.- Не переставай совершенствовать свое мастерство. Так как иначе ты можешь, из-за застоя на одном уровне, потерять интерес к игре.
Удачи в игре и в жизни.
А если ты уверен в своем мастерстве, то можешь зайти на 81dojo.com или brainking.com или скачать приложение shogiwars и получить свой любительские разряды с 15 кю до 1 кю (“кю” в переводе с японского означает степень). Но помни в отличии живых соревнований здесь могут и понижать разряды.
Все до новой встречи! Пока!
Для тех кто хочет почитать дополнительно:
-Больше чем игра: чему учат шахматы (theoryandpractice.ru)
https://theoryandpractice.ru/posts/18768-chemu-uchat-shakhmaty?
-Знаете ли Вы? Каждую весну в городе.. | Японская мифология и искусство (日本の神話と芸術)
https://vk.com/wall-31054699_42447?ysclid=l47s9azxnz907790211
- История шахмат ч.10: Сеги.
https://skyruk.livejournal.com
- История японских шахмат сёги
http://www.gambiter.ru/chess/item/134-history-shogi.html?
- Правила игры в сеги (японские шахматы)
http://shogi.ru/htm/rules/rules.htm
-Разряды в Сеги
https://ru.wikipedia.org/wiki/Разряды_в_сёги
- Словарик сёги (shogi.ru)
http://shogi.ru/htm/shojiten.htm
- Японские шахматы Сёги дань культуре - дань традициям
https://zen.yandex.ru/media/vishmat/iaponskie-shahmaty-segi-dan-kulture-dan-tradiciiam