Королева Береника печально известна тем, что была любовницей Тита и не поддержала Великое восстание против Рима вместе со своим братом Агриппой II. Но она также была набожной женщиной, которая дала обет назорейства, была привязана к своему Богу и своему народу и даже рисковала своей жизнью, чтобы спасти своих собратьев-евреев от римских солдат.
Береника умоляет спасти свой народ
В 66 году н. э., накануне Великого восстания, Иудея буквально взорвалась от напряжения. Римские солдаты враждовали с местным населением, которое уже начало организовываться в повстанческие отряды.
Прокуратор Иудеи Гессий Флор отказался вмешаться в происходящее, и Береника, дочь царя Агриппы I, решила отправиться к нему с личным обращением. В процессе она была чуть не убита римскими солдатами, и ей пришлось быстро бежать в свой дворец. В конце концов, Флор проигнорировал просьбу Береники, и Беренике посчастливилось сбежать, сохранив свою жизнь. Иосиф Флавий («Иудейская война », 2.15.1) описывает этот инцидент следующим образом:
Его сестра, Береника, находилась как раз в Иерусалиме и была свидетельницей всех ужасов, совершенных солдатами. Проникнутая сожалением, она несколько раз посылала к Флору своих кавалерийских офицеров и телохранителей с просьбой прекратить резню. Но ни огромное число жертв, ни высокое происхождение заступницы не повлияли на него; он только думал о барышах, которые принесли ему грабежи, и не обращал внимания на ее просьбы. Ярость солдат обратилась против самой царицы: они не только мучили и убивали на ее глазах, но и ее саму лишили бы жизни, если бы она поспешно не скрылась в царский дворец, где всю ночь, боясь нападений солдат, провела среди своей стражи.
Назорей
Иосиф Флавий продолжает объяснение, почему Береника посещала Иерусалим в это время:
Целью ее тогдашнего пребывания в Иерусалиме было исполнение данного ею Богу обета. У иудеев существует обычай, что те, которые перенесли болезнь или другое какое-либо несчастье, должны тридцать дней до принесения ими жертвы посвятить себя благочестию, воздержаться от вина и снять волосы с головы. Выполнением такого обета Береника занята была тогда, когда она босая, как просительница, предстала перед трибуналом Флора, не только не встречая при этом почтительного обращения, но подвергая свою жизнь явной опасности.
Тот факт, что Береника подошла к Флору будучи назореем - с остриженными волосами, нестриженными ногтями и с явно нецарственным видом - придает пафоса и величия портрету благочестивой женщины, отчаянно пытающейся спасти свой народ.
Трижды замужем
Муж №1: Марк Юлий Александр
Первый брак Береники был заключен с Марком, еврейским аристократом из Египта, который происходил из одной из самых влиятельных еврейских семей в Александрии. Отец Береники, Агриппа I, который был близким другом и союзником императора Клавдия, вероятно, видел, что семейные отношения с семьей Марка будут очень полезны, и, по-видимому, сам устроил этот брак. Беренике было около 14 лет, когда она вышла замуж за Марка, который умер всего через пару лет брака (44 г. н.э.), оставив Беренику вдовой в 16 лет.
Муж № 2: Ирод V, царь Халкиды.
Затем отец Береники устроил так, чтобы Береника вышла замуж за его брата (ее дядю по отцовской линии) Ирода, «после того, как он попросил [императора] Клавдия дать ему царство Халкиду», город/район на севере Сирии. У них было два сына, Береникиан и Гиркан. Но Ирод Халкидский был пожилым человеком и вскоре умер (48 г. н.э.), оставив Беренику снова вдовой в возрасте 20 лет.
Муж № 3: Полемон II, царь Понта, Колхиды и Киликии.
Береника и Полемон встретились в Иудее через два года после того, как она овдовела, когда ей было 22 года. Согласно Иосифу Флавию, Полемон хотел жениться на ней из-за ее богатства. Она согласилась выйти за него замуж только в том случае, если он обратится и подвергнется обрезанию, что он и сделал. Тем не менее вскоре после этого Береника покинула Полемона и вернулась к своему брату Агриппе II.
Этот последний брак показывает, что Береника явно была привержена своей вере. Кроме того, это отражает то, насколько желанной она была - будь то из-за ее богатства, красоты, социального положения, обаяния или какой-либо комбинации, поскольку даже царь (пусть лишь нескольких небольших городов-государств) был готов пройти обрезание и обратиться в иудаизм, чтобы жениться на ней. Этот брак также показывает, что она была независимой женщиной, поскольку однажды решив, что недовольна Полемоном, оставила его и вернулась в дом своего брата в Иудее и на свое положение римской клиентки, царицы Халкиды.
Королева Халкиды; Сестра царя Халкиды
Береника уже была царицей Халкиды, когда вышла замуж за своего дядю Ирода V, и была принцессой Иудеи с рождения. Она активно восстанавливала эти позиции, служа соправителем Халкиды со своим братом Агриппой II и отправляясь с ним в Иудею, когда он проводил там время, как когда она переехала к нему после смерти своего дяди, так и когда она вернулась в Иудею, после того, как оставила своего третьего мужа Полемона.
В Деяниях апостолов (26:28-31), например, Береника принимает апостола Павла вместе с Агриппой II.
28 Агриппа сказал Павлу: ты немного не убеждаешь меня сделаться Христианином. 29 Павел сказал: молил бы я Бога, чтобы мало ли, много ли, не только ты, но и все, слушающие меня сегодня, сделались такими, как я, кроме этих уз. 30 Когда он сказал это, царь и правитель, Береника и сидевшие с ними встали; 31 и, отойдя в сторону, говорили между собою, что этот человек ничего, достойного смерти или уз, не делает.
Римский историк Кассий Дион (Римская история 65:15) аналогичным образом изображает Беренику правящей вместе со своим братом Агриппой и путешествующей с ним в официальных поездках.
Береника и Агриппа не поддерживают восстание
Великое восстание против Рима вспыхнуло в 67 г. н.э. Годом ранее Береника и ее брат Агриппа II пытались успокоить иудеев, чтобы они не восстали против Рима, но бежали после того, как их дворцы были сожжены дотла. Таким образом, восстание против Рима никогда не имело поддержки семьи Иродиадов. Это были не единственные евреи, не поддержавшие восстание.
Бывший зять Береники, Тиберий Александр (брат ее первого мужа Марка), сделал выдающуюся карьеру в римском правительстве, занимая ряд престижных должностей, в том числе прокуратора Иудеи (при Клавдии) и был вторым после Тита во время завоевания Иерусалима. Несмотря на то, что он был евреем, он не поддержал восстание, хотя и безуспешно пытался сохранить Храм, когда римские солдаты во время боя его подожгли. (Существует версия, что, именно Тиберий Александр отдал приказ поджечь Храм, поскольку, Тиберий представлял египетскую диаспору, враждовавшую за первенство с иудейской общиной).
Наиболее известен тот факт, что Иосиф Флавий, хотя изначально и принимал участие в восстании, быстро сдался римлянам и остался с ними в качестве своего рода репортера. На самом деле, Иосиф Флавий был настолько увлечен главнокомандующим римской армией Веспасианом, который вскоре после этого стал императором, что взял фамилию Веспасиана, Флавий, как свою собственную.
Любовница Тита: роман с человеком, разрушившим Храм
Береника и Тит встретились, когда император Нерон послал отца Тита, Веспасиана, в Иерусалим, чтобы подавить восстание, и Веспасиан привез с собой своего сына. Вскоре после этого Нерон умер, и Веспасиан вернулся в Рим, чтобы участвовать в борьбе за власть, оставив Тита заканчивать подавление восстания. Поскольку Иродиады (Агриппа и Береника) публично поддерживали Флавиев (Веспасиана и Тита), неудивительно, что Тит и Береника оказались в одних и тех же римских социальных кругах в Иудее.
Тит влюбился в женщину постарше (он родился в 39 г. н.э., и, таким образом, ему было всего 30 лет, то есть Беренике в этот момент 41), и эти маловероятные отношения стали источником сплетен и скандалов. Действительно, Береника, должно быть, либо претерпела изменения в своей религиозной идентичности, либо была полностью поражена Титом - или и то, и другое, - чтобы вступить в связь с неевреем; именно Береника, как рассказывает нам Иосиф Флавий, настояла на том, чтобы ее третий муж Полемон был обрезан, прежде чем жениться на ней.
Роман между Береникой и Титом был отложен, когда Тит с триумфом вернулся в Рим, но возобновился через пять лет, когда Агриппа и Береника посетили Рим. Под социальным давлением римского населения Береника покинула Рим якобы по просьбе Тита. Когда он стал императором в 79 г. н.э., она снова приехала, но он не восстановил их отношения, так как намеревался укрепить свою репутацию и доказать, что он будет хорошим правителем. Кассий Дион пишет (Римская история 66.18):
Тит, став правителем, не совершал акта убийства или любовной страсти, но показал себя честным, хотя и замышлялся против него заговор, и держал себя в руках, хотя Береника снова приехала в Рим .
Был ли это кратковременный или постоянный разрыв между ними, неизвестно, поскольку Тит умер вскоре после этого в 81 г. н.э. Что случилось с Береникой после этого, в том числе когда она умерла, неизвестно.
Отношения Береники с Титом были бы неприятны как римлянам, так и евреям: римляне сочли бы роман Тита с еврейкой, членом общины, которую уничтожил Тит, ниже его достоинства. И многие евреи сочли бы это дело не только неподобающим, но и предательским.
Кассий Дион рассказывает эту историю так (Римская история 65:15):
Береника была на пике своего могущества и поэтому прибыла в Рим вместе со своим братом Агриппой. Последнему было присвоено звание претора, а она жила во дворце, сожительствуя с Титом. Она ожидала выйти за него замуж и уже во всех отношениях вела себя так, как будто она его жена; но когда он понял, что римляне недовольны таким положением, он отослал ее.
Следующий сатирический мидраш перекликается с этой взаимосвязью (б. Гиттин 56б):
ואמר אי אלהימו צור חסיו בו – זה טיטוס הרשע שחירף וגידף כלפי מעלה. מה עשה? תפש זונה בידו ונכנס לבית קדשי הקדשים, והציע ספר תורה ועבר עליה עבירה,
«Он скажет: Где их боги, Скала, в которой они искали убежища?» (Второзаконие 32:37) – Это нечестивый Тит, проклявший и оскорбивший небо. Что он делал? Он схватил блудницу в руку, вошел в святая святых, развернул свиток Торы и согрешил [с ней] на нем.
Какой бы несправедливой ни была эта характеристика, вполне возможно, что единственный образ Береники, который сохранили раввины, - это образ предательницы и блудницы, чье поведение унизило Бога и Его Храм и чье имя было навсегда стерто из еврейской истории.
Вспоминая настоящую Беренику
Ненависть евреев к Титу и Риму на протяжении веков и молчаливое признание Великого восстания как объяснимого, хотя и трагического почти навсегда поставили такие фигуры, как Иосиф Флавий, Береника и Агриппа II, в положение предателей. Тит разрушил Храм и убил тысячи евреев, подавляя восстание, а Береника была его любовницей. По этой причине Беренику так и не «простили» за ее отношения с Титом и за то, что она встала на сторону Рима вместе со своим братом во время Великого восстания.
По своему обыкновению древние источники определяют Беренику по отношению к окружающим ее мужчинам. Большая часть того, что мы знаем о ней, связана с тем, за кого она вышла замуж или с кем имела отношения, и римляне особенно критиковали ее за отношения с Титом. Даже ее совместное правление с братом Агриппой было омрачено слухами о том, что эти отношения были не просто отношениями брата и сестры.
Оценивая ее место в истории, мы не должны забывать портрет женщины-назорея, которая, несмотря на свое высокое положение в жизни, была готова унизиться перед римским чиновником Флором, взлохмаченная и плачущая, умоляющая о пощаде для своего народа.