Подобно многим политикам более поздних времён, Юлий Цезарь понял, что один из лучших путей к политической власти-военная карьера. Поэтому он ещё в молодости постарался оказаться на переднем крае пограничных войн с кельтами. Первый опыт войны он получил, сражаясь с кельтами в Испании, но его целью стала самая крупная добыча, которую можно было захватить в борьбе с кельтами, -богатые земли Галлии, как тогда называлась территория современной Франции.
Разделяй и властвуй
В отличие от Александра Македонского, считавшего себя богом и верившего, что победу в сражении ему принесёт его божественная сила, Цезарь был куда более прагматически мыслящим человеком. Он понимал, на сколько призрачной бывает удача.
"Судьба,-писал он,- от которой в огромной степени зависит успех любого дела вообще и на войне в особенности, небольшим нарушением равновесия вызывает важные перемены в человеческих делах".
Зная об этом, Цезарь делал всё возможное, чтобы подготовить предстоящую компанию, в том числе подготовить её политически. Когда они впервые ввели войска в Галлию, он позаботился о том, чтобы это стало ответом на просьбу одного кельтского племени о защите от вторгшихся германских племён. Появившись здесь в качестве спасателя, а не агрессора, Цезарь таким образом продвинулся ещё дальше в галльские земли и сумел сделать так, чтобы галлы сражались на его стороне против других кельтских племён с которыми у них были территориальные споры. Используя принцип "разделяй и властвуй", Цезарь быстро добился господства в Галлии, хотя не всех кельтов оказалось так легко провести. В центральных областях Франции Цезарю пришлось столкнуться с одним галльским вождём, обладавшим сходным военным и политическим мастерством.
Верцингеториг был вождём арвернов, кельтского племени, населявшего земли в центре современной Франции. Будучи сильной личностью, он подчинил своих воинов жёсткой дисциплине. Верцингеториг обложил данью соседние племена, карая смертью за неподчинение. Цезарь пока что ограничил своё вторжение в Галлию удержанием завоёванных укреплённых пунктов, окружавших кольцом центральные области Галлии, но неподчинение арвернов заставило его двинуться внутрь этого кольца.
Цезарь преследовал кельтов до крепости на вершине холма в Герговии, столице арвернов. Цезарь полагался на испытанную им и оказавшуюся успешной систему ведения войны, в которой римские легионеры сражались на флангах конницы его кельтских союзников, но на этот раз всё пошло не по плану. Его римские солдаты были удивлены подходом союзной конницы, выглядевшей неотличимой от вражеских всадников. Согласно мемуарам Цезаря, кельтские союзники обычно "оставляли правые плечи неприкрытыми в знак согласия ", но в даном случае этого почему-то не произошло. Верцингеториг позаботился о том, чтобы вызвать неразбериху на поле сражения. Как бы то ни было, римляне были серьёзно разбиты и оттеснены от стен крепости. Последствия оказались катастрофическими для политического господства Цезаря. Миф о го непобедимости был развеян, и кельтские племена по всей Галлии присоединились к Верцингеторигу. Даже самые лояльные галльские союзники Цезаря, племя эдуев, присоединилось к арвернам.
Вместо того чтобы бежать от этого вызова, Цезарь методично принялся восстанавливать и укреплять свою армию. Он пригласил германцев, традиционных врагов галлов, поддержать его своей конницей. Знал, подобно Александру, что тот служит исключительно ключевой фигурой всей военной компании. Цезарь обнаружил галльского вождя в крепости Алезия, построенной на возвышенном скальном плато, ныне известном как Оксуа, примерно в 50 км к западу от нынешнего города Дижона в провинции Бургундия. Окружённый с трёх сторон речными долинами с крутыми берегами, сидя в крепости, обнесённой частоколом из брёвен и земляными валами, вместе с десятками тысяч воинов, Верцингеториг ничуть не спешил выйти навстречу римскому полководцу. Он поджидал, когда ему на подмогу прибудет многочисленная галльская армия, чтобы совместно сокрушить этого римского авантюриста.
Римская логика
Теперь, когда Верцингеториг был заперт в своей непреступной крепости, Цезарь начал осуществлять замысел, который мог показаться оправданным лишь римлянину, обладавшему свойственной ему методичной непреклонностью. У Цезаря в подчинении находилось почти 50 000, в том числе 10 легионов римских солдат, несколько тысяч всадников варварской конницы и многочисленные наёмные работники, обслуживающие армию. Вместо того чтобы начинать бессмысленную атаку на крепость, как сделал бы какой нибудь тиран, Цезарь приказал всем начать рыть укрепления. Огромная рабочая сила начала создавать кольцо укреплений вокруг крепости на холме. Задача была грандиозной. Вокруг Алезии был вырыт кольцевой ров глубиной 2,5 м, шириной 4,5 м и длинной 17,6 км. Грунт изо рва был насыпан в виде вала с внешней стороны, и поверх этого рва были устроены деревянные заграждения, дополнительные 23 небольшими фортами, построенными через равные промежутки по периметру кольца.
Удивлённый столь тщательной подготовкой, Верцингеториг осознал, что его запасов провианта хватит лишь на месяц осады. Прежде чем кольцо укреплений сомкнулось, он поспешно выслал отряд всадников поторопить своих союзников прийти ему на выручку. Но Цезарь всегда был на шаг впереди него. Зная, что кельтское войско может напасть на него сзади, Цезарь приказал своим людям возвести второе, ещё более широкое кольцо укреплений вокруг крепости. Для этого были вырыты новые рвы, некоторые из которых были утыканы заострёнными кольями, а другие заполнены водой из протекающих поблизости рек. Это решение было принято как нельзя вовремя, так как призыв Верцингеторига о помощи не остался без ответа. Около 43 галльских племён прислали ему десятки тысяч воинов, и эта могучая орда пошла на приступ укреплений Цезаря.
Силу кельтского войска составляла конница, в которую входили лучшие всадники древнего мира. Они сражались копьями, прикреплёнными к сёдлам, и длинными мечами, которые могли поражать пехотинцев. Римляне на протяжении столетий пользовались их услугами в качестве наёмников, и Цезарь знал, что он не может противостоять этой угрозе вне своих оборонительных сооружений. Тысячные массы конницы теперь вступили в жестокий бой на равнине у подножья холма. Это было яростное столкновение, полное межэтнической ненависти, так как германская конница сражалась с кельтской. несмотря на численное превосходство, германцы в конце концов сплотились и отрезали их нападение, отбросив кельтов обратно в их лагерь. Не сумев сокрушить римлян в открытом бою, кельты теперь прибегли к военной хитрости. Под покровом ночи кельтские воины подтащили связки прутьев и лестницы к внешнему кольцу укреплений. Забросав рвы связками прутьев, они переправились через них и приставили лестницы к бревенчатому частоколу. Римские часовые подняли тревогу и вскоре стали биться с галлами, чтобы не дать им прорваться сквозь заграждения, применяя метательные орудия вроде баллисты, тяжёлой машины метающей копья. Крики нападающих вдохновили Верцингеторига присоединиться к штурму со своей стороны и попытаться прорвать внутреннее кольцо, что существенно истощило оборону римлян.Но темнота привела к неразберихе, и многие кельты свалились в рвы, заполненные водой и утыканные врытыми в дно заострёнными кольями. Несмотря на нападение с обеих сторон, солдаты Цезаря держали оборону на укреплениях, не позволяя ни одной из двух атакующих армий прорваться в пространство между внешним и внутренним кольцом. К рассвету кельты, штурмовавшие внешнее кольцо, устали и стали опасаться контратаки. Они отступили в свой лагерь, а Верцингеториг вернулся в свою крепость. В некоторых местах заграждения были повалены, но вновь и вновь Цезарь затыкал бреши своими резервами. Вспоминая впоследствии об этой компании, цезарь описал, насколько жестоки были эти схватки: "Обе стороны поняли, что именно сейчас, как никогда прежде, нужно предельно напрячь силы. Галлы знали, что если они не прорвутся сквозь оборонительные порядки, то будут полностью разбиты. Римляне могли ожидать, что если им удастся сдержать этот натиск, то все их тяготы останутся позади".
слишком много писать. поэтому только фото.
СТАВЬТЕ ЛАЙКИ👍, ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ И ПРИЯТНОГО ЧТЕНИЯ
Материал взят из книги " Великие битвы вчера и сегодня"