Наутро, как и было решено накануне, я отправился в дорогу. Путь мой лежал на Юг, к границам древнего Черниговского княжества, в поселок Случевск Погарского района. Именно там обосновался отряд археологов нашего курса. Добрался я только к вечеру.
Картина, представшая моим глазам, совсем не обрадовала. Руководители практики отсутствовали. Ребята, самые старшие на курсе, отслужившие в СА и год проучившиеся на подготовительном, взялись руководить остальными по типу армейской "дедовщины". Сами загорали в теньке, а на раскопе копошились только девчонки. Они неумело отваливали грунт лопатами.
Я был в ужасе от увиденного. Несколько дней, проведенных в Новгород Северском, многому научили и я уже чувствовал себя заправским археологом. Стал показывать девчонкам как правильно снимать слои и тщательно просеивать грунт.
Они очень удивились, потому что им этого не объяснили. А ведь если не соблюдать эти правила, то можно было повредить ценные находки.
Однокурсницы с возмущением стали рассказывать какие странные порядки здесь установились: молодые преподы постоянно пили вместе с парнями, на раскопе почти не появлялись, оставляя вместо себя "дедов". Деньги на питание, выделенные институтом, уходили "налево", скорее всего на эти пьянки. А продукты они вынуждены были покупать на свои.
Парни приняли меня настороженно. Я был их сверстник, тоже отслуживший, но сторонился этих гуляк и прохиндеев, вечно пропускающих занятия и живущих за счет чужих конспектов.
И вот я со своими понятиями о морали. Не пьющий, не курящий, не компанейский. «Чего припёрся?» - наверное, подумали они. У них тут свои порядки, а меня подмять вряд ли получится.
Группа расквартировалась в здании школы-интерната. Для практикантов-археологов выделили пару классов. Нашли старые кровати, столы и стулья. В одном классе спали девчонки, в другом два препода и ребята, а из третьего сделали столовую.
Мы сразу почувствовали взаимную неприязнь, и может поэтому мне не нашлось места в "мужской" комнате. Типа, приехал я внепланово, лишней кровати нет - живи где хочешь.
Дождавшись руководителей, я сообщил им безапелляционно, что отныне буду проходить практику именно в этом отряде. И добавил, что это вопрос согласован с руководством факультета (приврал, конечно, но что не сделаешь, чтобы провести месяц с со своей девушкой).
И до того уверенно это было сказано, что никто даже и не попытался что-то выяснять. Тем более, что оба руководителя тоже были навеселе.
Я обшарил всю школу. Нашел в какой-то кладовке стулья и соорудил подобие кровати. Первое время так и спал в коридоре.
Девчонки шепотом попросили меня, чтобы я спал у них, так как "деды" после выпивки начинают ломиться к ним в комнату и приставать.
Я всю жизнь собирался защищать слабых и осуждал пьянство, так как в детстве насмотрелся на вечно пьяного отца.
Согласился быть у них "охранником" и обосновался в комнате у девчонок, поближе к двери, которую они вынуждены были запирать на стул, так как щеколды не было.
Для «дедов» это оказалось полной неожиданностью. Попытки прорваться к девчонкам еще предпринимались пару раз, но "воевать" со мной им почему-то не захотелось. Так началось негласное противостояние.
Однако, я был рад, что дошел и что мы опять вместе с моей девушкой. Я старался добросовестно выполнять указания руководителей практики, хотя мне трудно было скрыть свой негатив к их "крепкой мужской компании". Но мне нужен был зачет, и поэтому приходилось идти на компромисс.
Девчонки позвали меня не только "на охрану", но и на "охоту". Дело в том, что по их комнате ночью бегала большущая крыса, и они очень боялись засыпать - вдруг на кровать заберется. Я сделался своеобразным сторожем и от крысы и от пьяных "приставал".
И вот однажды мы нашли в школьном саду ежа. Принесли к себе, напоили молоком и решили оставить в надежде, что он прогонит крысу.
Но вскоре мы поняли, что они вовсе не враждуют, а даже, наоборот, вместе «орудуют» по ночам.
Ночью я практически не спал- на стульях неудобно, да и пьяные крики за стеной не давали расслабиться. А тут еще живность "шалит". Утром с тяжелой головой от недосыпа брел на раскоп.
Но, в конце концов крысе надоело у нас, поживиться у девчонок особо нечем. Неожиданно крыса исчезла, видимо, нашла более сытное место.
Ежа мы тоже выпустили в сад. "Ночная" жизнь у него начиналась сразу после отбоя и спать он совсем не давал своим топотом и фырканьем. Только когда избавились от всей живности, ночи стали спокойнее.
И парни тоже усвоили, что их "ночная" охота уже не прокатит. Потом и кровать отыскалась для меня.
Вот так жизнь и налаживается, если не ждать всего сразу, а терпеливо и целенаправленно решать свои проблемы.
"Бог никогда не дает испытаний больше, чем человек может выдержать" - золотые слова!