Ситуация, в которой мы живем уже больше двух месяцев, — классический «черный лебедь»: мало кто мог предсказать текущие события. В моменты нестабильности важно поддержать сотрудников, чтобы не только сохранить компанию, но и выйти из ситуации сплоченной и работоспособной командой. В этой статье собраны 5 способов, которые мы рекомендуем клиентам и применяем в своей компании.
1. Усильте внутренние коммуникации
Обычно в кризисных ситуациях топ-менеджмент компаний перестраивается быстрее и начинает разрабатывать стратегию выживания и даже развития компании. Однако линейные сотрудники часто не знают о подобных разработках руководства, из-за чего могут думать, что ничего не происходит, переживать и терять работоспособность. Чтобы избежать этого, важно усилить коммуникацию:
- Проводить регулярные собрания компании, на которых топ-менеджмент будет рассказывать о видении ситуации и предпринимаемых шагах. Некоторые руководители опасаются открыто делиться своим текущим взглядом на ситуацию, чтобы не давать обещаний, которые потом могут быть не выполнены из-за внешних переменчивых условий. Важно понять: в ситуации неопределенности сотрудники не ожидают от вас 100%-ных гарантий. Людям важно понимать, что вы делаете и каким видите будущее компании, пусть даже на совсем короткую перспективу. Открытое общение — это тот мостик, который позволяет поддержать сотрудников и сдержать панику в коллективе.
- Обеспечить единую стратегию коммуникации. Слова топ-менеджмента на общих собраниях и руководителей среднего звена на индивидуальных встречах не должны противоречить друг другу: только так менеджмент совместными усилиями сможет создать ощущение опоры у каждого сотрудника.
Обязательно запрашивайте обратную связь у сотрудников. Это не обязательно должны быть долгие разговоры по душам: для мониторинга общей ситуации отлично подходят пульс-опросы. Например, раз в 2 недели задавайте сотрудникам всего два вопроса:
1. «Оцените по шкале от 0 до 10, насколько вы счастливы на работе?»,
2. «Когда вас что-то тревожит на работе, знаете ли вы, к кому обратиться за помощью?».
Анализируя динамику ответов по подразделениям, можно оперативно отследить изменение настроений сотрудников, разобраться и принять меры. В ситуациях неопределенности ответы на такой простой опрос помогут отследить, достаточно ли информации и поддержки сотрудникам от менеджмента.
2. Создайте условия для заботы о ментальном и физическом здоровье
Нам всем известны правила поддержки здоровья в стрессовых ситуациях:
- увеличить время отдыха — в период стресса стандартного 8-часового сна может не хватать на то, чтобы расслабиться и восстановиться,
- переключаться в течение рабочего дня, делать паузы,
- соблюдать режим питания, в том числе не пропускать обед, питаться сбалансировано,
- выделять время для ежедневных прогулок – даже 30 минут на свежем воздухе помогают нам восстанавливать свои внутренние ресурсы,
- найти в себе силы регулярно заниматься спортом.
Те, кто придерживаются этих банальных правил, справляются со стрессом эффективнее. Конечно, соблюдение рекомендаций — это личная ответственность человека, однако руководителям стоит создавать такие условия, чтобы сотрудники могли найти время для соблюдения этих правил. Например, планировать загрузку сотрудников, чтобы не допускать перегруза. В выходные или после работы организовывать совместный отдых: прогулки, пикники или участие в командных видах спорта. Такие совместные вылазки не всегда требуют бюджета, гораздо важнее проявить инициативу и зарядить идеей коллег.
3. Поддерживать эмоциональную связь с сотрудниками
Индивидуальные встречи с подчиненными — это действенный инструмент для мониторинга состояния команды. Задавайте простые вопросы: «как ты себя чувствуешь?», «что тебя тревожит?» — и честно отвечайте на вопросы сотрудника о ситуации в компании, планируемых действиях. Так вы сможете отследить эмоциональное и физическое состояние подчиненных и при необходимости поддержать их морально, посоветовать обратиться к психологу или отпустить во внеочередной отпуск.
Даже если раньше в вашей команде было не принято делиться личным, стоит уделить этому внимание. Сейчас с каждым человеком происходят масштабные изменения, многие люди находятся в состоянии фрустрации — это тот момент, когда сотрудники будут искать поддержки руководителя, в том числе эмоциональной. Общение позволит сотрудникам опираться только на официальную информацию, пресечет распространение слухов и увольнения из страха перед неопределенностью.
4. Покажите перспективы работы в компании
Несмотря на то, что горизонт планирования во многих компаниях сильно сокращен, сотрудникам важно понимать перспективы своей работы. Поделитесь планами, пусть даже только на квартал: какие стоят задачи, какая будет загрузка. Так вы сможете бороться со страхом сотрудников внезапно оказаться без работы.
Давайте сотрудникам положительную обратную связь: подчеркивайте их успехи, давайте понять, что верите в свою команду и не планируете с ними расставаться. Сейчас особенно важно помогать людям осознавать результаты их работы и верить в собственный профессионализм.
5. Проведите апгрейд программы ДМС
Во многих программах ДМС есть возможность обратиться на горячую линию психологической поддержки или проконсультироваться с психологом или психотерапевтом. Если в ДМС вашей компании входят эти услуги, расскажите об этом вашим сотрудникам. Если же такие опции в программе ДМС не предусмотрены, вы можете пообщаться со страховой компанией и предложить заменить какую-то часть программы помощи на услуги психологической поддержки, чтобы дать возможность сотрудникам получить консультацию специалиста.
Люди — это главный ресурс компании. Позаботьтесь о своих сотрудниках: уверена, что эти старания окупятся сторицей и принесут вашей компании процветание.