Найти тему

Мысли о войне

Наверное, мои воспоминания о войне начинаются во втором классе. Впервые мы вместе со старшеклассниками идем в гости к ветеранам. Готовим стихи с собой конфеты чай. Встречают нас бабушка и дедушка. Мы торжественно вручаем подарки, громко и с выражением рассказываем стихи, которые в силу возраста не способны понять, только чувствовать. Дальше немного помогаем по хозяйству, старшие классы моют пол, мы вытираем пыль, страшно гордые собой. Затем пьем чай заваренный удивительно ароматный, с принесенными нами же конфетами. Смотрим альбомы медали и слушаем рассказы о войне. Перед уходом, нам говорят спасибо, гладят по голове и желают мирного неба. И мы маленькие дети уносим с собой сокровенную мысль, война это плохо. И даем, наконец, старикам отдохнуть.

Третий класс 9 мая я выступаю на сцене белая блузка черный сарафан огромные белые банты. Я уже со сцены рассказываю стихотворение «Ветеранам»

На улицах шумных и поздно, и рано
Седые встречаются нам ветераны...
Когда-то они, эти люди седые,
В атаки ходили и кровь проливали...
Красивые, сильные и молодые,
Отчизну твою и мою защищали.
Дороги Победы трудны и туманны,
Политы слезами, и потом, и кровью. -
Спасибо за все Вам, мои ветераны, -
За Ленинград, за Кубань, Подмосковье...
Спасибо за радость, за чистое небо,
За ясное небо, степные курганы.
За запах горячего вкусного хлеба, -
Спасибо за все Вам, мои ветераны!

В зале еще много тех, кому я действительно в тот момент говорю спасибо. Слезы на глазах у них. В конце мы еще что-то пели, но стих я помню ярче и глаза тех, кому я его рассказываю. Кто пожертвовал своей молодостью и героически отстоял страну. Я знаю, война это много слез и боли. Мне передали память об этом.

Мой четвертый класс, музыкальная школа. Кажется, на двадцать третье февраля нам дают концерт двое мужчин в военной форме. В конце они поют песню. Я ничего не знаю о войне в Чечне или Афганистане, но строчки западают в мою душу. Одну из песен я запомнила до настоящего времени. Припев из этой песни я процитирую здесь:

Афган, Чечня и Карабах -
За что мы гибли в тех горах?!
Никто, братан, не скажет нам с тобой.
Теперь не в силах мы понять,
Как ты смогла, Россия-мать,
А мы по горло сыты той войной! (Песня сны. Группа Кордон.)

И я вдруг понимаю, что где-то война идет и сейчас и те, кто сейчас поет, видели ее, взрослые плачут. Я пытаюсь осмыслить слишком сложно для ребенка. После выступления мы дарим цветы и долго благодарим солдат, побывавших на далекой и страшной войне. Они уходят, а у меня внутри осталось что-то важное. Война не только давно. Ветераны не только ВОВ, вот только почему-то эти ветераны никому не нужны. Мне грустно и обидно за них. Они ведь тоже герои, наверное.

Мой пятый класс, нам рассказывают о блокаде Ленинграда и Тани Савичевой. Я очень долго плачу. Понимаю, насколько война жестоко и страшно. Голод холод и смерть. Савичевы умерли, умерли все. Осталось одна Таня. Что должен чувствовать ребенок пишущий эти строки? Пусть больше никогда не повториться!

Шестой класс, нам показывают, спектакль из него я помню лишь стих:

Ну что с того, что я там был? Я был давно, я всё забыл.
Не помню дней, не помню дат, ни тех форсированных рек.
Я неопознанный солдат, я рядовой, я имярек.
Я меткой пули недолёт, я лёд кровавый в январе.
Я прочно впаян в этот лёд, я в нём, как мушка в янтаре.
Ну что с того, что я там был? Я всё избыл, я всё забыл.
Не помню дат, не помню дней, названий вспомнить не могу.
Я топот загнанных коней, я хриплый окрик на бегу,
Я миг непрожитого дня, я бой на дальнем рубеже,
Я пламя Вечного огня и пламя гильзы в блиндаже.
Ну что с того, что я там был, в том грозном быть или не быть?
Я это всё почти забыл. Я это всё хочу забыть.
Я не участвую в войне — она участвует во мне.
И отблеск Вечного огня дрожит на скулах у меня.
Уже меня не исключить из этих лет, из той войны,
Уже меня не излечить от тех снегов, от той зимы.
Вдвоём — и с той землёй, и с той зимой уже меня не разлучить,
до тех снегов, где вам уже моих следов не различить.
Ну что с того, что я там был?!"

Я уношу с собой то, что война остается с человеком навсегда. Человек не должен этого переживать, понимаю я отчетливо!

Восьмой класс я помню спектакль « Храни меня любимая» Он остался в моей душе навсегда! Пусть всегда будет мир, и никто никогда не узнает ужасов войны! Разрушение семьи и личные трагедии показанные на сцене потрясли.

Девятый класс, я помогаю организовать юбилей девяностолетней бабушке соседке в деревне. Пока мы готовим, она рассказывает о своей жизни. Потом за столом поет удивительным голосом Тамара Николаевна, я вас помню! Ваш волшебный голос будет в сердце всегда! Как бы могла сложиться ваша жизнь, не потеряй вы молодость, защищая страну!?

В колледже на мероприятии я вдруг осознаю, насколько же мало осталось людей. Что мы, наверное, последние поколение, видевшие живых ветеранов, и нам нести дальше все воспоминания бережно. Чтобы никогда не совершать прошлых ошибок.

И вот я сама готовлю мероприятия для детского сада. Совершенно не понимая, как говорить. Как донести детям, то чего ты сам уже не видел. Но вот включается музыка, читаются стихи. И я вижу лица детей, они еще не способны понять, но очень остро чувствуют. Важнейший день для Петербурга, день снятия блокады. Отправляю детей домой, и слышу «Мама, один хлеб, один хлеб!» И понимаю, есть смысл!

И вот 24.02.2022 я еду на работу и читаю новости. Моя страна объявляет войну! Соседней стране Украине, где у меня множество людей близких мне, талантливых, родных.

Подло ранним утром. Неужели это реальность? Мы действительно росли в этой же стране? Это Россия каждый год проводит парады, бессмертный полк? Как все это объяснять детям? Писать о том, что происходит, начинала несколько раз, но не могу. Мысли разбегаются.
Поэтому решила напомнить, о своем опыте. О том, чему меня учили. Вот только сами учителя похоже Zабыли уроки.

#война #нет войне #мысли #мысли в слух