Видимо, суровые воины Средневековья были не очень воспитанными ребятами, раз им приходилось разъяснять столь очевидные вещи.
Из следующих восьми пунктов состояла клятва, которую с 1023 года приносили D. L. Smail, K. Gibson. Vengeance in Medieval Europe: A Reader / University of Toronto при посвящении в рыцари. Её составил для короля Роберта II Благочестивого епископ Варин из Бове. В той или иной степени эти правила были обязательны для благородных всадников по всей средневековой Европе. Правда, насколько они им следовали — другой вопрос.
1. Не избивать случайно встреченных представителей духовенства
Прежде всего епископ Варин в составленной им присяге позаботился о своих братьях по Церкви. А именно — вынудил D. L. Smail, K. Gibson. Vengeance in Medieval Europe: A Reader / University of Toronto воинов поклясться, что они не будут нападать на безоружных священнослужителей, монахов и их товарищей. Правда, с оговоркой: «Если только они не совершают преступления непосредственно против рыцаря».
Кроме того, оскорблённому дворянину позволялось предъявлять монахам претензии только спустя 15 дней после совершённого ими проступка.
Ну, чтобы дать им время покаяться и извиниться самостоятельно, без напоминания в виде копья в боку.
Варин из Бове, кстати, был не первым монахом, который требовал от аристократов относиться к духовенству поуважительнее. В 989 году архиепископ Ганболд Бордоский на большом Синоде в Шарру официально выпустил постановление предать Peace of God — Synod of Charroux, 989, Internet History Sourcebooks Project / Fordham University анафеме всех, кто «нападает, хватает или бьёт священника, дьякона или любого другого священнослужителя, который не носит оружия — щита, меча, кольчуги или шлема — но мирно гуляет или находится в своём доме».
Отлучение от церкви означало D. L. Smail, K. Gibson. Vengeance in Medieval Europe: A Reader / University of Toronto потерю преступником имущества, штрафы, изгнание, лишение всех достоинств и титулов, а в некоторых случаях и смерть. И главное — потерю надежды на обретение Царствия Божьего в Раю.
Видимо, раз целый архиепископ Бордо ради этого Синод собирал, прецедентов было немало.
2. Не похищать скот и не убивать сельскохозяйственных животных без нужды
Следующий пункт клятвы, утверждённый D. L. Smail, K. Gibson. Vengeance in Medieval Europe: A Reader / University of Toronto епископом Варином, — запрет рыцарям уводить у крестьян быков, коров, свиней, овец, ягнят, коз, ослов, кобыл и жеребят. Да, он скрупулёзно перечислил все эти виды скота.
Что касается других животных, то их рыцарю можно было всё-таки брать без спросу, но только соблюдая рамки приличия. Так, епископ Варин запрещал аристократам «конфисковывать мулов и лошадей, жеребцов, кобыл и жеребят, пасущихся в полях с первого марта до дня поминовения усопших».
Однако он милостиво разрешал воинам убивать чужих животных, если им нечего есть и надо прокормить себя и своих людей. Видимо, его преосвященство понимал, что голод способствует нарушению любых духовных запретов, и решил не бороться с тем, что победить всё равно был не в силах.
3. Не нападать на случайных людей, не грабить, не пытать и не похищать их с целью выкупа
Возможно, вам такое жизненное кредо кажется чем-то самим собой разумеющимся, но Варен из Бове счёл необходимым включить его в рыцарскую присягу.
Высокопреосвященнейший владыка требовал D. L. Smail, K. Gibson. Vengeance in Medieval Europe: A Reader / University of Toronto от своих благородных прихожан, чтоб те поклялись, что не будут скверно обращаться «с сельскими жителями, сержантами стражи, торговцами и паломниками».
Под «скверно обращаться» Бове имел в виду ограбления, порку, физическое нападение, вымогательство и похищение людей с целью их выкупа.
Как вы понимаете, среднестатистическому благородному рыцарю нелегко было сдерживать себя во всех этих маленьких шалостях, но епископ настаивал, что отказ от них необходим для спасения бессмертной души воина.
Отдельно Бове предостерегал дворян от разбоя и краж у бедняков, даже «по вероломному наущению» местных лордов. Как писал R. W. Kaeuper. Holy Warriors: The Religious Ideology of Chivalry французский теолог XII века Алан Лилльский, рыцари достигли «высшей степени подлости», грабя обедневших людей, поэтому Бове решил сделать им внушение.
4. Не сжигать и не разрушать дома людей без веских причин
Устраивать поджоги епископ рыцарям тоже строго-настрого запретил D. L. Smail, K. Gibson. Vengeance in Medieval Europe: A Reader / University of Toronto — так что никаких игр со спичками, дорогие воины.
Тем не менее и у этого правила было одно исключение. Бове делал оговорку, что огонь всё-таки можно было применять в бою, если «вражеский всадник или вор» находится в доме. Но поджигать допускалось только то здание, где засел супостат, а не соседние.
Возможно, вы скажете, что уничтожать целый дом, чтобы только достать оттуда одного вора, слишком расточительно.
Но благородному дворянину не пристало думать о материальных тратах, когда на кону его репутация, а имущество — чужое.
Как писал R. W. Kaeuper. Holy Warriors: The Religious Ideology of Chivalry американский историк-медиевист Ричард Каупер, «хотя для христианина гнев являлся грехом, мщение являлось краеугольным камнем рыцарского духа, справедливой суровой расплатой за умаление драгоценной чести».
В общем, если чувствуете, что честь требует от вас сжечь эту хибару — действуйте. Но только в крайнем случае.
5. Не помогать преступникам
Уже упомянутый богослов Алан Лилльский однажды написал R. W. Kaeuper. Holy Warriors: The Religious Ideology of Chivalry , что у рыцарей «жестокий характер мародёров». Он утверждал: «Воины стали главарями банд грабителей, они стали ворами скота».
Надо было что-то с этим делать, и епископ Варин включил D. L. Smail, K. Gibson. Vengeance in Medieval Europe: A Reader / University of Toronto в рыцарский обет следующий пункт: не укрывать преступников и не помогать им.
Высокопреосвященнейший владыка рассудил так: если злодей обратится к рыцарю за помощью или защитой, дворянин должен заставить его загладить свою вину, или выплатить компенсацию пострадавшим от его злодеяний в течение 15 дней, или отказать криминальному элементу в защите.
Но точно не укрывать его от правосудия и уж, боже упаси, не присоединяться к нему.
6. Не бить женщин, если они этого не заслуживают
Обычно, когда хотят описать очень галантного и куртуазного человека, говорят: «Он настоящий рыцарь!». Собственно, слово «кавалер», обозначающее как обладателя воинских наград, так и дамского угодника, произошло от итальянского cavaliere Cavaliere / ReversoContext.net — «всадник».
Но, видно, у реальных, исторических рыцарей с галантностью всё было неважно, потому что епископу пришлось D. L. Smail, K. Gibson. Vengeance in Medieval Europe: A Reader / University of Toronto включить в клятву запрет нападать на дворянок, путешествующих без мужей. Кроме того, благородному воину не следовало поднимать руку на тех дам, что сопровождали этих леди, а также на вдов и монахинь.
Но рыцарю всё-таки дозволялось D. L. Smail, K. Gibson. Vengeance in Medieval Europe: A Reader / University of Toronto применить силу, если женщина «своим распутным и подлым поведением или жестами» нанесла оскорбление его чести или «злоумышляет против него».
7. Не выкорчёвывать виноградные лозы
Ну, собственно, этим всё сказано. По настоянию его высокопреосвященства епископа Бове король Франции Роберт II Благочестивый включил R. H. Bainton. Christian Attitudes Toward War and Peace в рыцарскую присягу строчку следующего содержания: «Я не буду выкорчёвывать виноградные лозы».
О других сельскохозяйственных культурах ничего не говорилось, из чего можно сделать вывод, что их трогать всё-таки было можно. Если, конечно, сильно не увлекаться.
8. Не нападать на безоружных рыцарей с начала Великого поста до Пасхи
Особенно порицалось D. L. Smail, K. Gibson. Vengeance in Medieval Europe: A Reader / University of Toronto нападение на других рыцарей, если они не захватили с собой меча. И запрет этот действовал «с начала Великого поста до конца Пасхи». В другие дни, видимо, всё-таки было можно ни в чём себе не отказывать.
Однако в 1027 году в Большом соборе в Тулуже высшие иерархи христианства решили C. R. Backman. The Worlds of Medieval Europe внести поправки в это правило. Они объявили о необходимости дворянам следовать уложению Pax et treuga Dei, что переводится с латыни как «Мир и перемирие Божие».
Это выражалось в обязательстве Decree of the Emperor Henry IV Concerning a Truce of God / TheAvalonProject.edu не воевать по четвергам, пятницам, субботам и воскресеньям, в дни апостольских праздников, а также с девятого воскресенья перед Пасхой до восьмого дня после Пятидесятницы.
Правило существовало вплоть до XIII века. Но потом рыцари решили, что все эти тонкости только усложняют жизнь, и от традиций «Мира и перемирия Божьего» постепенно отказались C. R. Backman. The Worlds of Medieval Europe .
В самом деле, куда занятнее рубить друг друга на части, не утруждаясь всякими условностями и не сверяясь поминутно с календарём.
Читайте также 🧐