Найти тему

Психология видеоигр

Как на нас влияют видеоигры?

"Что может быть серьезнее наркомании и алкоголизма? Наверное только ИГРОмания".
"По мнению многих экспертов, именно компьютерные игры провоцируют подростков на насилие и убийства"
"Это не террористы, это поколение геймеров"
Gaming
Gaming

Когда происходит очередная трагедия, в которой участвует подросток, обвиняют видеоигры и возвращается дискуссия о их влиянии. Учёные не отрицают, что игры влияют на психику людей, но продолжают спорить позитивно или негативно и объясняют это по разному. Чтобы начать разговор о влиянии видеоигр, нужно выделить как именно они могут воздействовать на людей. Специалист в области психологии развития и сторонник того, что игры могут вызывать агрессию Дуглас Джентил, решил разделить влияние видеоигр на 5 категорий.

  • Время
  • Контент
  • Контекст
  • Структура
  • Механика

Его критерии в разной форме встречаются во всех исследованиях, поэтому стоит отметить, на что учёные обращают внимание. Влияние времени, его сложно отделить от остальных четырёх. Без выделенного на игру времени, не будет самого гейминга дискуссии о нём. Не тратите время на игра, значит нет и влияния. Учёные сходятся во мнении, что большое количество проведённого времени в играх, само по себе, ни о чем не говорит. Можно провести такой пример: киберспортсмены, тоже много и ежедневно играют и гораздо больше обычных геймеров. Но это не делает их агрессивными или ленивыми людьми. Затраченное время необходимо для поддержания формы, чтобы участвовать в турнирах, получать зарплату и выигрывать денежные призы.

Турнир по видеоигре
Турнир по видеоигре

Влияние контента игры, по вышеуказанному специалисту Дугласу, контент-это игровые сценарии или скрипты по-другому: содержание игры. Обычно и подразумевают контент, когда говорят, что насилие в играх вызывает агрессию. Влияние контента объясняют, через теорию социального научения Альберта Бандуры. Согласно ей, человек сначала учится поведению у других людей и персонажей визуальной культуры: игр, фильмов, пьес. Особенно хорошо запоминается поощряемая поведение, например в играх вознаграждаемая достижениями или наградами. Затем сформированные таким образом сценарии, могут работать автоматически. То есть, кода человек окажется в знакомой из игры ситуации, он может переложить характеристики из виртуального мира в реальный, выбрав сценарий поведения за который в игре поощряли. И не всегда этот процесс происходит осознанно. Другие исследователи не считают геймеров "пассивными губками", которые впитывают модели поведения и не различают реальность и игровые условности. По их мнению, если в игре показано, как террористы убивают мирных граждан в аэропорту, это не значит, что геймер будет способен совершить ужасное преступление.

Level Up
Level Up

Влияние контекста. Один и тот же игровой контекст, может подаваться по-разному и значительно менять его влияние, усиливая или наоборот уменьшая его по смыслу. Например разный контекст механики боя, кровавое насилие из Manhunt или The Hatred не похожи на перестрелки в Fortnite или Apex Legends. А одиночная или кооперативная игра, против искусственного интеллекта, отличается от игры, против людей в мультиплеере.

Confrontation
Confrontation

Влияние структуры. Структура- это то, как информация подаётся. Оформление и визуальное повествование. Одна и та же история, может быть показана в деталях, а может скрыться за чёрным экраном и блюром.

Влияние механики. Механика здесь это не то, что подразумевается под этим словом в гейминдустрии. По Дугласу Джентилу, это характеристики игрового пространства, консоль, компьютер, телефон или виртуальная реальность. Большинство когнитивных изменений от игры, связанны именно со структурой игры и тем, как её используют. Гоночная игра с рулём, имеет больше возможностей повлиять на реальные навыки или особенности вождения, чем та же игра, под управлением мыши и клавиатуры. Есть вероятность, что человек перенесёт навыки полученные в игре, ЗА пределы игрового мира. И чем ближе способы взаимодействия с игрой, к тем, которые человек использует в реальности, тем более вероятно, что связанные с игрой изменения в его психике будут иметь, какое-либо значение в реальной жизни. Важный аспект, которого нет у Дугласа, это мотивации игрока. Или зачем человек вообще играет, чтобы пообщаться с друзьями в любимой онлайн игре, чтобы провести время потупив в телефон за игрой, чтобы самоутвердиться за счёт игровых достижений или чтобы стать участником запутанной истории. Причин много, мотивация с которой человек приходит в игру, может влиять на геймера, но учитывать этот фактор в исследованиях сложно.

Мотивация быть первым
Мотивация быть первым

Сейчас мы разобрались с методологией, теперь можно разобрать конкретные примеры влияния видеоигр на человека. А именно:

  • Когнитивные функции
  • Эмоции
  • Склонность к насилию
  • Зависимость
  • Влияние на мозг

Начнём с когнитивных функций, с того, как человек воспринимает и анализирует информацию. К когнитивным особенностям геймеров, посвящено большое количество исследований. И они показывают, что игроки справляются лучше со зрительным поиском вещей, меньше отвлекаются, лучше справляются с отслеживанием движущихся целей, чем не играющие люди. При этом большая часть этих данных, получена на игроках в экшены и шутеры. Видеоигры так же позитивно влияют на пространственное мышление. Например, помогают решать задачи на мысленное вращение. С ними мы встречаемся, каждый раз, когда в голове нужно перевернуть игровую карту так, чтобы представить себя на ней. Достоверно показано, что с помощью сеансов компьютерной игры, можно развить у прежде никогда не игравших людей, более высокие показатели когнитивной гибкости.

-6

Видеоигры влияют на эмоциональное состояние геймера и многие используют виртуальное пространство, чтобы добиться какого-то состояния, успокоиться или наоборот зарядиться. Такие люди выбирают игры, под эмоцию, которую хотят испытать. Например, победа в сложной битве ведёт к переживанию гордости. Для большинства игроков, видеоигры обладают собственными смыслом и ценностями, игра для них мотивирована несколькими причинами и для людей без игровой зависимости, на передний план обычно выходит внутренние игровые мотивы. Ещё игры могут создавать особое состояние вовлечённости и погружения, которое называют- состоянием потока. Его можно сравнить с ощущением вдохновения. Одно из последних исследований в котором игроки давали оценку своему состоянию после пройденной игры, выявило слабую, но позитивную связь, между проведённым временем в игре и положительными эмоциями. Это значит, что видеоигры делают игроков более счастливыми, если в них играют для удовольствия и с интересом, а не под влиянием каких-то внешних факторов.

-7

Главный вопрос этой статьи: Делают ли жестокие игры людей агрессивными? У учёных и неравнодушных людей сложилось 2 мнения.

1) Насилие в играх МОЖЕТ делать людей агрессивней, безразличней и эгоистичней по отношению других, особенно среди детей и подростков. Это мнение основано на теориях, что желание причинить вред другим людям, появляется из опыта и обучения.

2) Влияние игр и других медиа, никак не усугубляет агрессию в реальном мире. Мнение основано на том, что некоторые люди биологически более предрасположены к совершению насилия и что неблагоприятная среда в семье влияет на человека, гораздо больше, чем любые другие факторы среды. При этом более агрессивный человек, может выбирать в предпочтение более агрессивные жанры игр, например, как шутеры или экшн игры. Потому что, ищет активность, которая соответствует его влечению. Важно выделить несколько пунктов, во первых, понимание агрессивных игр, как основного и единственного источника насильственных преступлений и агрессивного поведения молодёжи, ошибочно. Во-вторых видеоигры с насилием, могут использоваться людьми, как совладание с негативными эмоциями и депрессией. Однако, не для всех это может быть полезным и итог может завесить от множества факторов. И в-третьих, даже если воздействие видеоигр на агрессивность существует, то эффекты слабые, не отменяющие остальных внешних факторов, оказывающих гораздо больше влияние на формирование личности людей.

-8

А теперь, к выводам! Видеоигры влияют на психику по-разному. Могут развить когнитивные функции, эмпатию, навыки применимые в реальной жизни. Они дарят эмоции и удовлетворяют важные потребности, повышают самооценку , привносят новых знакомых и дают управление над собственными эмоциями. Всё это приятные эффекты. Но если игры становятся плохим фактором, они могут забирать время от других значимых видов деятельности, перерастать в зависимость и усугублять психологическое состояние человека, тогда результаты влияния будут противоположным. Ухудшится жизненный опыт и потеряются социальные связи. Учёные пока не дают однозначного ответа на влияние видеоигр, но та информация которая есть, позволяет нам сказать: если очередное медийное лицо утверждает, что все проблемы подростков из-за игр, оно заблуждается или намеренно искажает реальность.

Работу выполнила: Соловых Ольга