Мы поступили в школу рано, а так как день рождения у Мии в октябре, то сейчас она перейдёт во второй класс всего в шесть лет. Многие спрашивают, не рановато ли это. Но в дневнике у нас только пятёрки, и дочери нравится учиться. И когда люди слышат об этом, то перестают давать советы и начинают их спрашивать. Решила рассказать, как у нас это получается.
Некоторые родители понимают слово «заранее» довольно своеобразно. Чуть ли не с пеленок они придумывают для ребенка всевозможные активности. Выискивают новые методики раннего развития, забывая о том, что оно должно идти равномерно. Сплошь и рядом встречаются дети, умеющие в три года читать и считать, но серьезно отстающие в двигательном и эмоциональном плане. Мы не готовили ребёнка к раннему поступлению в школу с пелёнок. Наоборот, мы занимались эмоциональным и просто нормальным развитием. Просто когда сложились обстоятельства, и мы решили, что в эту школу лучше поступить в этом году, Мия оказалась готова.
Но ещё важно понимать, что хоть ребёнок и пошёл в школу, это не значит, что теперь он только школьник. Я думаю, это относится и к более старшим ребятам, но мы делаем на это особенный упор. Дети развиваются, если у них есть материал для развития. Невозможно «отыграть» пространственное и предметное мышление, если сидеть часами перед телевизором.
Дело в том, что высшие психические функции, к которым относится интеллект, значительно обширней, чем просто умение решать задачки и читать. Они включают в себя и воображение, и мышление, которое тоже, кстати, бывает разных видов. Например, предметное. Его недоразвитость напрямую отражается на тех же интеллектуальных способностях и учебных успехах. К примеру, ребенок, который не получил достаточной двигательной активности в раннем возрасте: не лазил на горку или под стол, не вытаскивал содержимое шкафов и не перекладывал формочку одну в другую, – то есть не имел опыта «общения» с предметами, в старшем возрасте плохо усваивает предлоги. В речи и на письме предлоги «над», «под», «внутри» исчезают и путаются. В дальнейшем у такого ребенка тяжело идет геометрия. Так что после школу мы всегда идём гулять: в парк, на детскую площадку. На выходных тоже стараемся устраивать семейные активности.
Кроме интеллектуального, физического, эмоционального и прочего развития, есть еще развитие социальное. А школа – это среда, где очень-очень важны социальные навыки. Годам к трём ребёнок уже осознает свои желания и способен внятно объясниться, а значит, начинает пока маленькую, но собственную социальную жизнь.
Мы видели, как трансформируются игры дочери. Сначала она играла один, потом куколками, предметами, фигурками. Становясь старше, ребенок начинает примерять уже на себя разные социальные роли. Так, появляются игры в дочки-матери, в доктора, продавца или летчика, которые со временем становятся групповыми и начинают включать в себя элементы ответственности. К шести годам Мия «наигралась» и была готова действовать по правилам для достижения результата, который кажется ей самой необходимым.
Школа – это длинная дистанция. Мы не ругаем ребенка за ошибки и не расстраиваемся сами. Ничего страшного не произойдет из-за несделанной домашней работы. Зато семейные конфликты на почве учебы могут дать стойкий эффект тотального отторжения какого-либо образования и взрастить в ребенке ненужные комплексы. В конце концов, наша задача вырастить полноценного, образованного человека, способного самореализоваться в обществе, а это дело не одного дня и даже не одного года.
Мы выделили для себя несколько важных вещей, чтобы точно быть уверенными, что Мии учёба даётся не тяжело. И это не только оценки.
1. Она не устает так, что спит после школы по три часа.
2. Может позволить себе другие занятия и кружки, кроме школы – не всё время занято уроками и домашними заданиями.
3. У неё отличный контакт с одноклассниками, она общается на переменах и вне школы.
4. Хорошая учёба не обеспечивается только мамой: я не контролирую всё, от собранного рюкзака до выполнения домашнего задания.
Сейчас мы думаем о том, чтобы дать Мии выбор, чем бы она сама хотела заниматься, кроме школы: научиться играть в шахматы, начать учить язык или что-то ещё. Уже изучили, что есть в TutGood, и думаю, сейчас самое время, до следующего сентября.
Первое пробное занятие в TutGood бесплатно, попробуйте - возможно и вам понравится. Записаться можно здесь https://clck.ru/pxAx3