Найти тему
REPLAY

Какими функциями обладают лейблы

Если теоретическая часть про дистрибьюторов нам ясна из первой статьи про дистрибуцию, то как обстоят дела на практике, и чем же все-таки дистрибьюторы занимаются? И для этого мы разберем их основные функции, ведь подобные познания позволят выбрать того дистрибьютора, что подойдет именно вам.

1. Отгрузка релиза

Для того, чтобы отгрузить релиз на цифровые площадки, дистрибьютор использует свой личный кабинет, который ему выдает агрегатор при заключении с ним партнерства. Очень важно, чтобы лейбл правильно загрузил релиз на цифровые площадки, иначе он рискует потерять доверие со стороны артистов.

В кабинете достаточно много различного функционала, но разберем только саму отгрузку. Взглянем на примеры таких кабинетов.

Пример страницы с функцией отгрузки в кабинете на Believe
Пример страницы с функцией отгрузки в кабинете на Believe
Пример страницы с функцией отгрузки в кабинете на НЦА
Пример страницы с функцией отгрузки в кабинете на НЦА
Пример страницы с функцией отгрузки в кабинете на Zvonko Digital
Пример страницы с функцией отгрузки в кабинете на Zvonko Digital

Как вы можете заметить, здесь заполняется самая основная информация по релизу, однако на примерах выше отображена лишь малая часть заполнения этих данных. И чтобы эти данные внести корректно и именно так, как необходимо артисту, дистрибьюторы просят заполнить исполнителей метаданные самостоятельно.

Пример шаблона метаданных от REPLAY
Пример шаблона метаданных от REPLAY

После того, как дистрибьютор заполняет все необходимые данные при отгрузке, он отправляет релиз на модерацию. Модератор агрегатора проверяет релиз на правильность заполнения данных по всем требованиям цифровых площадок. Если релиз заполнен неверно, то дистрибьютора просят исправить недочеты. Если же релиз принят, то он отправляется на цифровые площадки и приобретает уникальный код — UPC (на весь релиз) и ISRC (на определенный контент внутри релиза), это уникальный цифровой код товара, благодаря которому мы победили в войне с пиратством. Теперь ваш релиз лежит у дистрибьютора в общем каталоге в кабинете. Любые изменения в релизе дистрибьютор может вносить в любое время и для этого он отправляет запросы (апдейты) агрегатору через кабинет либо через электронную почту.

Пример отправки релиза на модерацию на Zvonko Digital
Пример отправки релиза на модерацию на Zvonko Digital
Пример релиза (проверенного), который находится в общем каталоге на Zvonko Digital
Пример релиза (проверенного), который находится в общем каталоге на Zvonko Digital

Подытожим: если кратко описать процесс отгрузи релиза, то инструкция выглядит следующим образом:
1) артист заполняет метаданные по релизу, собирает архив на отгрузку и отправляет дистрибьютору;
2) дистрибьютор отгружает материал через кабинет агрегатора, заполняя все те данные, что указал артист, и отправляет на модерацию;
3) агрегатор проверяет релиз на правильность заполнения данных по требованию площадок, присваивает код релизу и разносит его на необходимые цифровые площадки.

2. Монетизация релиза

Вторая по значимости функция у лейблов заключается в том, чтобы полностью монетизировать творчество исполнителей. Компании делают все возможное, чтобы творчество артистов не было подвержено пиратскому распространению, ведь каждое прослушивание должно приносить свою копеечку. И всем этим заниматься исключительно дистрибьюторы.

Более подробно о монетизации творчества, как она устроена у нас в России и какую на самом деле долю имеет исполнитель, мы поговорим в следующей статье.

Самое главное, о чем стоит поговорить, так это о том, каким образом данная функция монетизации влияет на выбор артистов, сотрудничать с той или иной компанией, или нет. И здесь отдельным пунктом хочется вынести слово отчетность.

-8

По договору артист вправе запрашивать отчеты по стримам и финансам за свое творчество, что было отгружено дистрибьютором. В большинстве случаев, компания обязуется присылать отчеты раз в квартал (т.е. раз в три месяца), раз в полугодие или раз в год.

Наверное, возникает вопрос: почему не каждый месяц? Ответ: так отчитываются цифровые площадки агрегатору, а агрегатор дистрибьютору или артисту напрямую.

В такие отчеты от агрегатора входит, как правило, эксель табличка со всеми необходимыми данными, а дистрибьютор приводит эту табличку в порядок и вписывает из нее данные в документ, т.е. уже в свой отчет.

Сам отчет дистрибьютора выглядит уже как официальный документ, в нем просуммированы доходы, расходы, подсчитана прибыль дистрибьютора и артиста. Такой документ отдается артисту под подпись. Подписав документ, две стороны выполняют условия договора, и компания производит оплату на реквизиты артиста, что указаны в документах. Также стоит отметить, что многие компании делают выплаты только от определенной суммы прибыли, это связано с тем, что компании просто не могут сделать вывод средств с юридического лица ниже той суммы, что указана в договоре, а если кто-то и может, то такой перевод осуществляется вместе с большой комиссией и налогом.

Пример отчета от дистрибьютора
Пример отчета от дистрибьютора

То, в каком виде должен быть отчет, это решает компания, четких регламентов нет, главное — грамотно посчитать стримы и финансы.

Соответственно, зная как устроена отчетность в компаниях, многие артисты подбирают себе того дистрибьютора, кто удобнее и чаще расплачивается или более грамотен и прозрачен в своих отчетах. А дистрибьюторов, которые имеют недоверчивую репутацию, обходят стороной.

3. Продвижение релиза

Это пожалуй самая размытая функция у дистрибьютора, потому что продвижением релиза занимаются практически все: сам артист со своей активностью как онлайн, так и офлайн, таргетологи, маркетологи, продюсеры, менеджеры, редакторы цифровых площадок и т.д.

Сейчас хорошего дистрибьютора от плохого принято отличать по тому, как они «выбивают» промо на цифровых площадках, а конкретнее речь об размещении релиза в редакторских плейлистах, на витринах платформ на билбордах в городах. Чем выше позиции и чаще встречается релиз в плейлистах, тем лучше поддержку оказал дистрибьютор.

Пример промо поддержки релизов в VK Музыка
Пример промо поддержки релизов в VK Музыка

Более подробно о продвижении релизов, каким оно бывает и какие ресурсы для этого используется мы разберем чуть позже в одной из последующих статьях.

Но каких дистрибьюторов выбирают артисты, если речь идет о продвижении?

Есть дистрибьюторы, что просто отгружают релизы и на этом все. Есть дистрибьюторы, что подают рекламу на промо и их артисты получают поддержку на цифровых площадках. Но есть также те, кто делают рекламу релиза в интернете, и, как правило, этим занимаются лейблы, которые имеют свой капитал, штат сотрудников и подрядчиков. Зачем они делают рекламу релиза, отвечать, надеюсь, не надо, однако важно понимать, что, чаще всего, реклама делается за счет бюджета компании, но заносится в общие траты артиста и лейбла в отчетах. Ну и, конечно же, есть дистрибьюторы, которые владеют крупными сообществами в соц.сетях (например Rhymes Music имеет сообщество Рифмы и Панчи), которые используются в качестве продвижения собственных релизов.

Многие из артистов не доверяют штатным сотрудникам или подрядчикам лейблов, поэтому берут ответственность за рекламу на себя или на свою команду, при этом минимизируя траты компании на артиста, чтобы получать лишь чистую прибыль.

4. Юридическая безопасность

Нельзя забывать о том, что артист и дистрибьютор несут ответственность за материалы, которые размещают, распространяют и монетизируют. Соответственно, на каждый релиз дистрибьютор должен иметь на руках бумаги на каждый релиз, что передал ему исполнитель. Без этого дистрибьютор попросту не имеет права заниматься этими релизами. Также очень важно пресекать пиратское распространение контента (если вы являетесь артистом, который не хочет терять свои деньги).

-11

Очень важно, чтобы документы были составлены юридически правильно, чтобы были соблюдены все пункты и не было неких «условий со звездочкой». Многие артисты избегают сотрудничества с такими компания, что злоупотребляют своими договорными полномочиями, несмотря на качественное выполнение всех остальных функций.

Также музыканты обращают свое внимание на пункты штрафов в договорах и контрактах, что может кардинально изменить их решение о сотрудничестве. Да, пункты штрафов есть практически в любом договоре, мы согласны, однако для артистов те суммы, что прописаны на бумагах, могут казаться весьма большим финансовым давлением.

5. Авансирование

Раз мы заговорили о деньгах, то поговорим и об авансировании. Здесь все очень просто: либо лейбл его дает, либо нет. Многие артисты выбирают дистрибьютора исключительно по этой функции, но и многие из них упускают тот момент, что это деньги не за то, чтобы «выпуститься» на этом лейбле. Эти суммы идут именно в аванс артисту. Они будут вычтены из артистов в дальнейших отчетах.

ВАЖНО! В случаях, когда артист является минусовым проектом у дистрибьютора (а это может случиться как из-за авансирования, так и из-за больших трат на рекламу релизов артиста, а, в большинстве случае, из-за того и другого одновременно), то компания имеет полное право запросить с артиста всю ту сумму, которая покроет этот минус перед компанией.

-12

Серьезно?!

Да, серьезно. А вы договора читали? Нигде не написано о том, что компания берет на себя какие-либо риски, если материал не отбивается. Предмет договора на бумагах только о прибыли. Запомните, дистрибьюторы — не инвесторы.

Спешу обрадовать! У нас в России подобных громких случаев, когда с артистов требуют возврат средств, еще не было (но случаи без огласки бывают, и о некоторых мы знаем лично).

Но обязан огорчить! Дистрибуция в России имеет достаточно маленький возраст. Те, кто подписывал договор с лейблом еще в далеком 2017 году, до сих пор монетизируют свое творчество у них, ведь стандартный срок в обычном договоре — 5 лет. А сегодня какой год, напомните? Точно же, 2022! Так что ждем интересных новостей.

Артисты, что не отбились и находятся в минусе, что потеряли свою актуальность или просто являются якорем для дистрибьютора — они все имеют огромные риски. Все эти моменты будут регулироваться судебно. В таких договорах даже прописано, где будут проходить судебные разбирательства, в случае чего. Проще говоря, прочтите в таком договоре раздел Порядок разрешения споров.

6. Обратная связь и оказание сервиса

Выносим данную функцию отдельным пунктом, так как у нас в России с этим проблемы. Зачастую от дистрибьюторов не получить нужного и своевременного ответа, а долгая обратная связь влияет буквально на все: на дату релиза, на правки в релизе, на получение документов, на рекламу, на получение аванса и многое другое.

На рынке ценятся те компании, что отвечают артистам быстро и своевременно решают их задачи. Некачественное оказание сервиса очень сильно влияет на дальнейшее сотрудничество с дистрибьютором. Многие компании даже уделяют этому слишком большое значение.

-13

Например, для подписания контракта с артистом, лейблы покупают билеты и привозят исполнителя в свой офис для переговоров. Здорово! Не правда ли?

Многие дистрибьюторы поздравляют артистов с праздниками, проводят с ними время, дарят подарки, вручают сертификации с дисками, зовут на корпоративы и т.п. И это все делается для того, чтобы артист был максимально лоялен, т.е. предрасположен к компании, чтобы сотрудничество было долгим, качественны и продуктивным, а репутация дистрибьюторы росла семимильными шагами.

7. Прочие функции

Сюда относиться все остальное, что нельзя вынести отдельным пунктом. Однако мы знаем, что артисты при выборе дистрибьютора также обращают свое внимание на следующее:

  • ресурсы и стабильность дистрибьютора;
  • известность и актуальность дистрибьютора;
  • репутация компании и ее отзывы;
  • артисты, что выпускаются у дистрибьютора
  • и многое другое.

Видите, как все неоднозначно, поэтому при выборе дистрибьютора необходимо обращать на все его функции разом.

Уважаемые артисты, будьте внимательны, не сотрудничайте с компаниями, что имеют дурную репутацию. Только вы вправе решать, с кем сотрудничать, где отгрузить свои релизы и как сохранить при этом свои деньги.