В предыдущей статье мы дали обещание рассказать более подробно о монетизации творчества, и мы свое слово сдержали! Сегодня мы ответим на ваши самые любопытные вопросы, бизнесмены: как устроена монетизация у нас в России, какую на самом деле долю имеет исполнитель, как артист может зарабатывать на своем имени и… где деньги, Лебовски?
Из чего состоят доходы артиста
Давайте сперва определим из чего состоят основные доходы артиста.
Как можно заметить по схеме выше, исполнители имеют множество каналов для заработка со своего творчества, но обо всём по порядку, и начнём с терминологии:
Краудфандинг (тоже самое что и донат) — оффлайн или онлайн сбор средств от аудитории для каких-либо творческих целей. При помощи краудфандинга музыканты могут собрать средства на запись, съемку клипа или организацию концертов. Также, можно сказать, таким видом заработка придерживаются и уличные музыканты.
Синхронизация — это продажа музыки в фильмы, игры, сериалы, видеоролики и рекламу.
Аудиобрендинг — подразумевает использование трека для придания уникального звучания бренду, простыми словами, это музыка в рекламе, заевшая мелодия в голове клиента, это отдельное направление в маркетинге.
Амбассадорство — тесное сотрудничество и представительство брендов. Чаще всего крупные артисты заключают контракты с брендами, не связанными с музыкальной индустрией.
Эндорсмент — сотрудничество артиста с производителями музыкальной продукции.
Продакт-плейсмент — это показ или упоминание конкретного продукта или бренда в клипе, видеоролике, на обложке или в посте.
Если с терминологией немного разобрались, тогда начнём разбор монетизации от музыкальных платформ.
Как устроена монетизация с цифровых площадок
Пусть X — некая цифровая площадка, в которой условно 100 пользователей. И мы допустим, что цена подписки в месяц стоит 50 рублей, то в этом случае 100 пользователей в месяц приносят платформе 5 000 рублей. Конечно же, платформа должна себя окупать и забирает свои «условные» 10% от этой доли, то есть 500 рублей. Оставшиеся 4 500 рублей будут распределены по количеству прослушиваний (стримов). И за этот месяц 100 пользователей прослушивали суммарно весь материал на этой платформе на 22 500 стримов. И вот эти 4 500 рублей будут распределены на это количество, то есть один стрим будет приносить 0,2 рубля агрегатору, то есть 20 копеек.
Cash rules everything around me
C.R.E.A.M., get the money…
Тут вы должны были понять, что деньги приносят пользователи цифровых площадок, которые оформляют подписки на таких платформах, как VK Музыка, Яндекс.Музыка, Apple Music, Spotify и др. Проще говоря, слушатели и фанаты артистов.
Идем дальше. Агрегатор получил отчет от X площадки и видит, что материал дистрибьютора принес 2 000 рублей, ведь его релиз прослушали 10 000 раз. Агрегатор точно также забирает свою долю, но уже «условно» 30%, то есть 600 рублей, ведь у него с дистрибутором были именно такие договоренности. Дистрибьютор получает от агрегатора 1 400 рублей, но не забываем про артиста, который заключил с ним договор 70/30 в свою пользу. Соответственно, дистрибьютор забирает лишь 420 рублей, а артисту вместе с отчетом отправляет его долгожданную прибыль в размере 980 рублей.
Вот и получается, что артист подписывая с дистрибьютором лицензионный договор 70/30 на самом деле получает далеко не 70% от всей прибыли своего творчества.
Распределение долей
На самом деле, финансовый пирог в музыкальной индустрии устроен таким образом, что каждый забирает лишь долю от другого дольщика, т.е. цифровая площадка делит долю с агрегатором, агрегатор с дистрибьютором, а дистрибьютор с артистом.
В доли артиста также часто могут влезть и авторы музыки, и продюсеры с менеджерами, а если это музыкальная группа, то доли, как правило, делятся между всеми участниками.
Не стоит забывать еще о том, что на сегодняшний день есть дистрибьюторы, у которых функция отгрузки релиза является платной для артистов, помимо того, что они также остаются участниками долей. Но мы однозначно пользоваться подобными услугами не рекомендуем, даже если дистрибьютор жертвует своей частью процентов и ставит условия 80/20 или 90/10.
Ответим сразу на пару интересных вопросов: Как на самом деле распределены доли между компаниями? И как артисты распределяют доли между авторами и подрядчиками?
Очевидно свои коммерческие тайны ни одна компания вам не раскроет, однако мы можем сообщить примерный диапазон процентов между ними:
- Цифровые площадки забирают 5-15% от доли агрегатора
- Агрегаторы забирают 15-30% от доли дистрибьютора
- Дистрибьюторы забирают 20-40% от доли артиста (зачастую, в случае продюсерского контракта, лейблы забирают и большую долю артиста, процент может быть увеличен до 80% в сторону компании).
Продолжаем дальше, отвечаем на второй вопрос:
- Продюсеры забирают 30-70% от доли артиста (конечно, это зависит от типа контракта)
- Менеджеры забирают 10-20% от доли артиста
- Артисты, в случаях совместной работы, чаще всего, делят между собой равные доли (но бывает, что один артист другому отчуждает свои права, то есть полностью отказывается от доли)
- Автор музыки, аранжировщик или битмейкер, т.е. тот, кто написал инструментал, либо делает полное отчуждение прав за n-ную сумму либо забирает 10-20% от доли артиста за тот трек, на котором принимал участие.
С цифровой дистрибуцией всё понятно: чем больше артист выпустил своего материала и чем больше его слушают, тем больше он зарабатывает на своей музыке.
Заработком с публичных выступлений и воспроизведений, продажей лицензий (для создания кавер-версий, ремиксов, караоке и пр.), синхронизацией и аудиобрендингом также занимается выпускающий лейбл, так как он обладает необходимыми для этого правами. Как правило, подобные активности сразу включены в отчёты от дистрибьютора.
Заработок с концертов
Концерты — самый старый, проверенный десятилетиями, заработок артистов.
Концертами занимаются букинг агенство или лейбл артиста. Доход идет с прямой продажи билетов. Формула следующая: доходы минус расходы на аренду площадки, оборудование, специалистов, рекламу и прочего, равно прибыль артиста и агенства.
Сюда же отнесем и выступления на клаб-шоу, фестивалях, корпоративах и на прочих мероприятиях. За подобные выступления артист получает гонорар, иными словами: вознаграждение за свое выступление.
Продажа мерча
Слово «мерч» - это разговорное сокращение от английского merchandise, что означает «товар». В музыкальной сфере так называют любую продукцию от артистов. Мерч продается на концертах, на мероприятиях, где присутствует артист, а также в офлайн и онлайн магазинах.
Артисты занимаются своим мерчем либо самостоятельно, либо через компании, например как с «Мам,купи!», либо через свой выпускающий лейбл.
Рекламные интеграции
Очень размытый пункт, ведь за любое участие артиста, за любое его упоминание на стороне или упоминание рекламируемого продукта от него, можно получать деньги.
Многие исполнители имеют огромную аудиторию в своих социальных сетях, и они являются отличной площадкой для размещения сторонней рекламы. Также площадкой для размещения рекламы является контент артиста, например видеоклипы.
Кстати, прием рекламы продукта в видеоработе, особенно если она является неявной (скрытой) или интегрированной в контент, называется продакт-плейсмент (product placement). И многие компании нанимают себе в команду такого специалиста, который занимается поиском рекламщиков, которые хотят разместить свой брендированный продукт в клипы и иные видео работы артистов.
Не забываем про современное модное слово «Амбассадор», которое вы могли слышать от многих компаний и артистов, но что это значит?
Амбассадор, то есть посол бренда — это человек, нанятый организацией или компанией, чтобы представлять бренд в позитивном свете и тем самым способствовать повышению узнаваемости бренда и росту продаж. Иными словами, компании заключают долгосрочные отношения с артистами для того, чтобы их бренд представляло популярное и узнаваемое лицо.
У нас в России такие имеются: Елена Темникова является рекламным лицом (и телом) бренда Calzedonia, Oxxxymiron абмассадор Reebok, а Ирина Шейк — Intimissimi.
Артист — безусловно интересная профессия. Однако это все же профессия, то есть, в первую очередь, работа. И зарабатывают исключительно те артисты, которые работают не покладая рук над своим творчеством, как бизнесмены над своим проектом. Хотя в современных реалиях быть артистом — значит быть бизнес проектом. А музыканта ли этот бизнес проект, продюсера или лейбла — не столь важно, главное то, какую миссию этот артист несет в себе.