Найти в Дзене

МНОГОЗНАЧНЫЙ СИНИЙ. ЦВЕТ НЕБЕС ИЛИ КОЛОРИСТИКА ТРЕВОГИ?

«Чем глубже синий цвет, тем сильнее он зовет человека в бесконечность, будит в нем стремление к чистому и, наконец, к сверхъестественному… возникают краски бешеной силы, в которых совершенно отсутствует дар углубленности. Последний мы находим в синем цвете... То же, когда мы даем синему цвету действовать на душу…Склонность синего к углублению настолько велика, что она делается интенсивной именно в более темных тонах и внутренне проявляется характернее…Это — цвет неба, как мы представляем его себе при звучании слова «небо». Синий — типично небесный цвет…», - так говорил Василий Кандинский, известно, что синий был его любимым цветом. Синий цвет имеет уникальную историю в мире искусства. Это самый «поздний» из цветов, хотя он очень распространен в природе, воспроизводить и использовать синий человечество научилось гораздо позже красного и черного. Например, в настенных рисунках неолитического периода исследователи его не нашли. Античность тоже не любила синий цвет, синие тона относительно
П.Пикассо. Молодая женщина с сигаретой, 1901.
П.Пикассо. Молодая женщина с сигаретой, 1901.

«Чем глубже синий цвет, тем сильнее он зовет человека в бесконечность, будит в нем стремление к чистому и, наконец, к сверхъестественному… возникают краски бешеной силы, в которых совершенно отсутствует дар углубленности. Последний мы находим в синем цвете... То же, когда мы даем синему цвету действовать на душу…Склонность синего к углублению настолько велика, что она делается интенсивной именно в более темных тонах и внутренне проявляется характернее…Это — цвет неба, как мы представляем его себе при звучании слова «небо». Синий — типично небесный цвет…», - так говорил Василий Кандинский, известно, что синий был его любимым цветом. Синий цвет имеет уникальную историю в мире искусства. Это самый «поздний» из цветов, хотя он очень распространен в природе, воспроизводить и использовать синий человечество научилось гораздо позже красного и черного. Например, в настенных рисунках неолитического периода исследователи его не нашли. Античность тоже не любила синий цвет, синие тона относительно редко встречаются в искусстве античности, а главное в лексике древнегреческого и латинского языков, римляне считали синий цвет варварским. В Европе вторичная роль сохранялась за лазурными оттенками практически до Средних веков.

Но в XII веке все резко меняется. Первой изменила свое отношение к синему церковь. Храмы оформляют синими витражами восхитительной красоты, предметы культа украшают сапфирового цвета эмалями, а повседневные богослужения священники проводят в одеждах с элементами в голубой гамме.

Следом за этим отношение к синему меняется и в светских кругах — он становится модным, считается благородным. Знать с удовольствием использует его в своих повседневных и праздничных нарядах, постепенно и в картинах художников синему отводится всё больше места, живописцы выводят его на передний план. Всё чаще синий появляется и на гербах.

В XIII веке художники, наконец, научились получать синюю краску из лазурита, кобальта и индиго. Синий вошел в моду, и аристократия уже не могла без него жить. Красильщики начали изобретать различные оттенки синего. Если раньше живописцы изображали небеса черными или белыми, то теперь небеса стали синими, а прежде зеленое море на гравюрах тоже набрало синевы.

Психологи сегодня говорят, что «синий цвет в человеческом сознании ассоциируется со стихиями воздуха и воды, с бесконечным пространством – от далекой высоты небес до далекой глубины океана. От бесконечности бытия до страха смерти. Потому и восприятие активного синего цветового пятна самое неоднозначное и разнообразное, очень сильно меняющееся в зависимости от места положения этого пятна, от размера пятна и от соседства других цветовых пятен. На подсознательном уровне активное синее цветовое пятно может действовать очень по-разному, не только успокаивать и способствовать медитации, как это говорят сегодня, но и вызывать уныние, меланхолию, грусть, может будоражить и восхищать, а может и ужас вселить.

В наше время синий часто трактуется двояко: светлые тона, такие, как голубой и светло-голубой несут позитивный настрой. Их созерцание приносит покой и расслабление, способствует снятию стресса. Голубой даже считается немного легкомысленным и несерьёзным цветом, взять хотя бы известное выражение «голубая мечта», означающее что-либо маловероятное и несбыточное. Индиго – глубокий, насыщенный синий цвет. Его принято отождествлять с высоким уровнем умственного развития и высшими знаниями. К примеру, одарённых интеллектуально детей называют «дети-индиго».

Теперь о синем в творчестве известных живописцев.

Пабло Пикассо. Голубой период творчества Пикассо принято отсчитывать с осени 1901 года, с конца его второй в жизни поездки в Париж. Длится этот период до 1905 года. Пикассо привез из Барселоны в Париж несколько десятков новых написанных этой весной работ, а в Париже написал ещё столько же - для выставки в галерее Амбруаза Воллара. И хотя почти ничего не было продано, критики отнеслись к его появлению на парижской сцене весьма доброжелательно. Приветствовали его свежесть и профессионализм, однако, отметили отсутствие пока какого-либо индивидуального стиля. Это стало для Пикассо настоящим вызовом – он страстно хотел быть особенным, уникальным. Вообще, как и все провинциалы, он приехал завоевать Париж.

В Париже новый стиль Пикассо рос из его внутреннего самоощущения. Холодная, мрачная колористика его работ, полных трагических персонажей, была совершенно аутентична его восприятию жизни в этот период. Здесь синий явно – цвет тревоги.

П.Пикассо. Любительница абсента, 1901.
П.Пикассо. Любительница абсента, 1901.

Совсем иначе передается настроение в "Синем портрете" Казимира Малевича (я уже говорила, что синий цвет был его любимым, вдохновлял и воодушевлял художника).

К.Малевич. Синий портрет, 1930.
К.Малевич. Синий портрет, 1930.

А я люблю синий, во всех его проявлениях и оттенках. Для меня это "настоящий" цвет, так я его ощущаю, цвет уверенности. А вы как думаете? Пишите в комментариях.