Ысыах (ыһыах) – праздник лета и возрождающейся природы в национальном якутском календаре. А ещё это Новый год народа саха и главный праздник республики. Отмечая Ысыах, поклоняются небесным духам Айыы, сопровождая моления танцами, песнями, напутствиями Алгыс, угощением традиционными блюдами и кумысом. Кумыс, сделанный из молока кобылиц, во время торжества становится и основным гастрономическим продуктом праздника, и частью ритуала, выступающего кульминационным событием – обрядом окропления. Основными составляющими праздника является якутский героический эпос Олонхо, народное творчество и игры – мужские соревнования и конные скачки.
Праздник Ысыах, как и другие традиционные праздничные события якутов, уходит своими корнями в глубокое прошлое. Он связан с солярным культом, с почитанием Солнца и солнцеворотом, поэтому проводится в день летнего солнцестояния, выпадая на 21 или 22 июня. Символом праздника является свет, природа и огонь. Кстати, второе название Якутии – Саха происходит от корня «сах», который можно перевести на русский язык как «свет» (свет солнечный, свет огня) или «высекание огня».
Ысыах, наиважнейший праздник, проходящий по всей территории Саха, является частью Олонхо – якутского героического эпоса, признанного ЮНЕСКО шедевром устного нематериального наследия человечества. С 2006 года в республике стали выделять основной (главный национальный праздник), состоящий из трёх частей –Ысыах Туймаады, Ысыах Олонхо и Ысыах Манчаары, имеющий спортивный уклон. Главное праздничное событие проводят по очереди в одном из районов Якутии. Так, например, первый Ысыах Олонхо 2006 года состоялся в Сунтарском улусе, … в 2016 году Аал Луук Мас (древо мира) вырос на территории Хоптолоох Верхоянского улуса, в 2017 году Ысыах Олонхо проходил в Вилюйском районе, в 2018 году – в Алданском районе, в 2019 году – в Намском улусе, в 2020 году – был запланирован в Олекминском, но отменён из-за коронавирусной инфекции, но проведён в 2021 году – в Аанньах хочото (Олекминский район).
В 2022 году национальный праздник Ысыах Олонхо состоится 20-21 июня в Верхневилюйском районе, а 25-26 июня в Якутске торжественно отметят юбилейный Ысыах Туймаады, который ежегодно проводят в столице Якутии, но иногда организуют и в других районах Саха.
В Ысыах стараются соблюсти все семейные и обрядовые традиции, бережно передаваемые от поколения к поколению. Солнечные божества Айыы –Юрюнг Айыы Тойона, Аар Айыы Тангара, Тенгри спускаются с неба на огненных конях в день празднования. Для прибывших на Землю долгожданных гостей заблаговременно устанавливаются ритуальные столбы – божественная коновязь Айыы Сэргэ.
Сэргэ – священный охранный неприкосновенный столб, который запрещается убирать или разрушать. Сэргэ выступает также символом дерева жизни. Считается, что «пока стоит сэргэ – семья жива», поэтому его устанавливают у ворот дома или рядом с жилищем. Помимо культа Солнца и огня, в Саха существует и культ лошади (коня), поэтому на сэргэ вырезаны три углубления для привязи лошадей. Эти три углубления-канавки вокруг столба создают не только с целью удобства фиксации коней, но и как символ объединение трёх миров в мировом древе – божественный (верхний, небесный мир), земной (средний мир, люди) и загробный (нижний, подземный). Соответственно, верхняя коновязь предназначена для лошадей небожителей (божеств и духов), средняя – для людских коней, а нижняя – для питомцев умерших предков и жителей подземного мира.
Обряд шанар (посвящение шамана) и места захоронения шаманов также требуют установки сэргэ, потому что в древней религии народа саха Небо, Земля и человек составляют одно целое; они неотделимы и пронизаны единым дыханием верховного бога.
«Изобилие», «кропить» или «окроплять» – именно так можно перевести слово «Ысыах». Обряд окропления растительности и огня традиционным кисломолочным напитком якутов кумысом, является обязательным элементом праздника. Сам же праздник единения божеств, природы и человека проходит в атмосфере веселья, творческих и спортивных соревнований, конкурсах (сказителей осуохай, мастеров якутской национальной одежды, исполнителей игры на кырыымпа, умельцев резьбы по дереву с мотивами народного эпоса, а также шуточные: кто больше съест или выпьет кумыса и др.).
Ысыах Олонхо
Эпос народа Саха Олонхо, охватывающий огромнейший пласт пространства и времени, находится в неразрывной связи с традициями празднования Ысыах. Эпос повествует, что Верховный Бог, Юрюҥ Айыы Тойон, сотворил других богов, мир духов, природу, царство животных и человека, которому был дарован Срединный мир. Все люди – родственники небесных божеств айыы. Айыы помогают в трудных ситуациях и направляют людей по правильному пути через поводья и уздечки, которые держат в своих руках.
Олонхо – это собрание поэм, в которых рассказывается о судьбе племени Айыы аймага. Из Верхнего мира (Үөhээ Дойду) племя людей было послано в мир Средний (Орто Дойду), где героически сражалось с племенем Абасы из Нижнего мира (Аллараа Дойду). Как племя противостояло трудностям, как происходило заселение и с какими препятствиями пришлось столкнуться героям племени Айыы аймага, передается в поэмах народного эпоса саха. Следуя традициям, Олонхо исполняется без музыкального сопровождения. Олонхосуты (сказители) используют особую тональность и речитатив, проговаривая стихотворные строфы или напевая.
Олонхо – послание древних предков и пропитано духом старейшей этнической религии тюрко-монгольских кочевников европейских и азиатских степей. В тенгрианстве основным способом передачи информации были не сами стихи, а их символизм и вытекающие из него ритуалы, замененные со временем на театрализацию с элементами фольклора: чтение стихов, хореография, шаманские кормления кумысом Солнца, Неба, Огня и Природы (растительности).
Сакральная часть обрядово-ритуального комплекса Ысыах, наполненная только якутскими культовыми обрядами, несколько непривычна для жителей Якутии других национальностей и вероисповеданий. Именно по этой причине общенародный праздник решено было отмечать повсеместно, а культурное наследие якутов выделить в отдельное мероприятие, реализуемое в форме массового фестиваля. На красочно оформленный фестиваль съезжаются гости и участники культурной программы со всех уголков Республики Саха. Одними из крупнейших мероприятий Ысыах Олонха являются марафон художественного чтения олонхо «Нюргун Боотур Стремительный», представленный сотней декламаторов со всех улусов Якутии, и Большой Осуохай, запевалами которого становятся победители конкурса осуохаев прошлого сезона.
Осуохай – единение всех празднующих в одном хороводе, движущемся по ходу движения Солнца размеренными движениями. Роль ведущего исполняет олонхосут, непрерывно исполняющий песни, возносящие хвалу происходящему. Осуохай длительный танец, который может продолжаться до трёх суток подряд (три дня и три ночи). Несмотря на то, что танец непрерывны, его участники имеют право меняться. Продолжительность хоровода, энергетический обмен, коллективная молитва, медитация и единение людей – основная задумка Осуохай, но испытывать свою выносливость в хороводе не следует, поэтому позволяется свободно выходить или присоединяться к процессии.
Богатая программа фестиваля также представлена другими конкурсами, как, например, «Саха талба – мааны таҥаһа» – конкурс костюмов национальной одежды, «Айыы аһа» (Божественный напиток) – конкурс кумыса, традиционный конкурс сказителей осуохай, конкурсы мастеров народных художественных промыслов, декоративно-прикладного искусства, ремёсел и кузнечных дел, конкурсы исполнительского искусства на народных инструментах, конкурс конского убранства, конкурс красоты, спортивный конкурс на лучшего ездока «Аhастаах киhи», состязания боотуров из разных улусов в «Играх Олонхо» – спортивные соревнования по национальным видам спорта: якутские прыжки 3х7, мас-рестлинг, хапсагай и др.
Ысыах Туймаады
Действие праздника начинается на специально подготовленной праздничной территории тюсюлгэ с торжественного театрализованного представления и песни-тойук «Дуораан». Далее с помощью 27 юношей и такого же количества чаш-дымокуров происходит традиционное очищение дымом, после которого следует обряд разбрасывания свежескошенной травы на место проведения Ысыаха. Обряд исполняют 27 женщин, 27 мальчиков и 27 девочек. Дети выстилают травой дорогу алгысчытам.
Олонхосуты пением встречают трех молодых алгысчытов, которым предстоит развести огонь для обряда поклонения девяти божествам Айыы. Участники театрализованного действия выходят в костюмах, изображающих стерхов и чаек, а вместе с ними появляется в образе известного олонхосута Верхоянья Дарьи Чайки.
Совершается обряд поклонения покровителю, дарующему лошадей Дьөһөгөй Айыы. После кумысопития боотуры проносят перед участниками праздника Ытык Дуоҕа и передают главе улуса (района), в котором проводят праздник. Глава водружает Ытык дуоҕа на почетный постамент и возвещает о начале Ысыаха. В рамках праздника проводится более 40 мероприятий, в том числе фестиваль «Олонхо и театр».
При подготовке статьи использованы материалы Сетевого издания «Якутское-Саха Информационное Агентство» - ЯСИА , YakutiaMedia и других СМИ Республики Саха.
#традиция #культура #народы россии #Россия