Найти тему
Пермская судоверфь

Почему именно в Перми впервые в мире построили нефтерудовоз смешанного «река‒море» плавания

С окончанием войны, в январе 1947 года началась реконструкция Пермского судостроительного завода. Все существующие на заводе здания производственных цехов были построены после войны, сменив временные деревянные здания барачного типа. 1 октября 1947 года завод приступил к выпуску буксирных пароходов мощностью в 400 л. сил, выпустив буксир "Грозный" проекта ЛК-7, а в июне 1948 года со стапелей сошел первый буксирный пароход "Александр Невский" проекта 732.

Архивное фото. Буксирный пароход "Александр Невский" проекта 732
Архивное фото. Буксирный пароход "Александр Невский" проекта 732

Буксиры были предназначены для буксировки несамоходных судов и плотов, часть из них была оборудована носовыми упорами и сцепными устройствами для использования в качестве толкачей. Всего было выпущено около 80 судов, то есть более 10 судов в год, для Камского и Печорского бассейнов, а также для бассейна реки Обь.

С 1953 и до 1959 года завод серийно выпускал однопалубный двухвинтовой буксир типа Бор проектов 574 и 757 (первым был "Академик Обручев"). Буксир предназначался для буксировки несамоходных судов и плотов в течение всей навигации, включая период осеннего и весеннего ледоходов. Всего было построено около 40 буксиров этого типа для Волжско-Камского и Донского бассейнов.

Архивное фото. Буксир типа Бор "Содружество"
Архивное фото. Буксир типа Бор "Содружество"

30 июня 1958 года был спущен на воду "50 лет профсоюзов" первый буксир ОТ-800, получивший название от предназначения - О (озерный) Т (толкач), впоследствии модифицированный как проект 758. Всех модификаций типа ОТ-800 было выпущено до 1981 года около 165 судов для всех рек России от Невы и Москвы до Байкала и Амура.

Архивное фото. Буксир ОТ-800 "50 лет профсоюзов"
Архивное фото. Буксир ОТ-800 "50 лет профсоюзов"

В 1962 году на заводе достраивался спущенный на воду в Лейпциге (Германская Демократическая республика ГДР) СК-9 -самоходный стреловой полноповоротный дизельный плавучий кран грузоподъемностью 15 тонн. Ровно через 6 лет после выпуска первого буксира ОТ-800 был спущен на воду 30 июня 1964 года буксир "Речной-1", по имени которого и стали называться и все последующие суда типа Речной (Московский) проект 908. Это были двухвинтовые толкачи-буксиры мощностью 330 кВт. Предназначены они были для толкания и буксировки судов, допускалась буксировка плотов и несамоходных судов с нефтепродуктами I класса. Всего за 1964-65 годы для рек России от Вологды до Благовещенска был выпущен 21 буксир данного типа.

Буксир Речной (Московский) проект 908
Буксир Речной (Московский) проект 908

В 1966 году для ВМФ СССР были выпущены два десантных катера проекта 1785 (Монастырский-1 и Монастырский-3) с возможностью перевозки одного среднего танка или 20 человек десанта.

Десантный катер проекта 1785 "Монастырский-1"
Десантный катер проекта 1785 "Монастырский-1"

В 1968 году был спущен на воду первый нефтерудовоз под названием "Нефтерудовоз-1", давший название целой серии судов типа Нефтерудовоз проект 1553, 1570. Нефтерудовозы были представителями совсем нового типа судов, они были спроектированы для перевозки нефтегрузов из Волжско-Камского бассейна в порты Белого моря и в обратном направлении руды с Кольского полуострова в Череповец. Первые нефтерудовозы были построены на класс М Речного Регистра РСФСР. Однако в связи с необходимостью освоения перевозок в смешанном река-море сообщении нефтерудовоз был модифицирован (проект № 1570). Смешанный тип судна позволял полностью исключить перегрузку груза из морского судна в речное (или наоборот). В результате значительно сократилось время оборота транспортных средств и повысилась их производительность.

Нефтерудовозы представляли собой гибридный пароход: однопалубный двухвинтовой сухогруз-наливной с сухогрузным трюмом в корпусе судна и танками для перевозки нефтепродуктов, расположенными вдоль бортов, Предназначались они для перевозки руды, угля, других сыпучих грузов, а также светлых нефтепродуктов II, III и IV классов с температурой вспышки паров выше 60 градусов по Цельсию. Выпуск продолжался до 1995 года, и всего было построено 61 судно. Данные суда стали первыми
в мировой практике комбинированными судами смешанного «река‒море» плавания.

Архивное фото. Нефтерудовоз проект 1553 "Нефтерудовоз-1"
Архивное фото. Нефтерудовоз проект 1553 "Нефтерудовоз-1"

В 1973 году была выпущена брандвахта "Кама-6" - стояночное судно и буксир "Пассат" ("Припять") проекта РР34 на основе буксира-толкача Р-33Б. Также в 1973 году были построены два буксира РТ-299 и РТ-351 типа РТ-300 проекта 911В, судна этого проекта строили до 1987 года. Всего их было построено более 20 судов.

Буксир-толкач  РТ-351 типа РТ-300 проекта 911В
Буксир-толкач РТ-351 типа РТ-300 проекта 911В
Брандвахта "Кама-6"
Брандвахта "Кама-6"

Хочешь узнать историю Пермской судоверфи или интересно какие суда можно увидеть в Перми?
Подписывайся на канал и переходи по ссылкам ниже!

Почему именно в Перми строили Речные танки в военное время? (1941-1947)
Пермская судоверфь16 мая 2022
Какие суда спускают на воду на Пермской судоверфи?
Пермская судоверфь6 мая 2022
Пермская судоверфь станет якорным резидентом первой особой экономической зоны Прикамье
Пермская судоверфь6 июля 2022