С окончанием войны, в январе 1947 года началась реконструкция Пермского судостроительного завода. Все существующие на заводе здания производственных цехов были построены после войны, сменив временные деревянные здания барачного типа. 1 октября 1947 года завод приступил к выпуску буксирных пароходов мощностью в 400 л. сил, выпустив буксир "Грозный" проекта ЛК-7, а в июне 1948 года со стапелей сошел первый буксирный пароход "Александр Невский" проекта 732.
Буксиры были предназначены для буксировки несамоходных судов и плотов, часть из них была оборудована носовыми упорами и сцепными устройствами для использования в качестве толкачей. Всего было выпущено около 80 судов, то есть более 10 судов в год, для Камского и Печорского бассейнов, а также для бассейна реки Обь.
С 1953 и до 1959 года завод серийно выпускал однопалубный двухвинтовой буксир типа Бор проектов 574 и 757 (первым был "Академик Обручев"). Буксир предназначался для буксировки несамоходных судов и плотов в течение всей навигации, включая период осеннего и весеннего ледоходов. Всего было построено около 40 буксиров этого типа для Волжско-Камского и Донского бассейнов.
30 июня 1958 года был спущен на воду "50 лет профсоюзов" первый буксир ОТ-800, получивший название от предназначения - О (озерный) Т (толкач), впоследствии модифицированный как проект 758. Всех модификаций типа ОТ-800 было выпущено до 1981 года около 165 судов для всех рек России от Невы и Москвы до Байкала и Амура.
В 1962 году на заводе достраивался спущенный на воду в Лейпциге (Германская Демократическая республика ГДР) СК-9 -самоходный стреловой полноповоротный дизельный плавучий кран грузоподъемностью 15 тонн. Ровно через 6 лет после выпуска первого буксира ОТ-800 был спущен на воду 30 июня 1964 года буксир "Речной-1", по имени которого и стали называться и все последующие суда типа Речной (Московский) проект 908. Это были двухвинтовые толкачи-буксиры мощностью 330 кВт. Предназначены они были для толкания и буксировки судов, допускалась буксировка плотов и несамоходных судов с нефтепродуктами I класса. Всего за 1964-65 годы для рек России от Вологды до Благовещенска был выпущен 21 буксир данного типа.
В 1966 году для ВМФ СССР были выпущены два десантных катера проекта 1785 (Монастырский-1 и Монастырский-3) с возможностью перевозки одного среднего танка или 20 человек десанта.
В 1968 году был спущен на воду первый нефтерудовоз под названием "Нефтерудовоз-1", давший название целой серии судов типа Нефтерудовоз проект 1553, 1570. Нефтерудовозы были представителями совсем нового типа судов, они были спроектированы для перевозки нефтегрузов из Волжско-Камского бассейна в порты Белого моря и в обратном направлении руды с Кольского полуострова в Череповец. Первые нефтерудовозы были построены на класс М Речного Регистра РСФСР. Однако в связи с необходимостью освоения перевозок в смешанном река-море сообщении нефтерудовоз был модифицирован (проект № 1570). Смешанный тип судна позволял полностью исключить перегрузку груза из морского судна в речное (или наоборот). В результате значительно сократилось время оборота транспортных средств и повысилась их производительность.
Нефтерудовозы представляли собой гибридный пароход: однопалубный двухвинтовой сухогруз-наливной с сухогрузным трюмом в корпусе судна и танками для перевозки нефтепродуктов, расположенными вдоль бортов, Предназначались они для перевозки руды, угля, других сыпучих грузов, а также светлых нефтепродуктов II, III и IV классов с температурой вспышки паров выше 60 градусов по Цельсию. Выпуск продолжался до 1995 года, и всего было построено 61 судно. Данные суда стали первыми
в мировой практике комбинированными судами смешанного «река‒море» плавания.
В 1973 году была выпущена брандвахта "Кама-6" - стояночное судно и буксир "Пассат" ("Припять") проекта РР34 на основе буксира-толкача Р-33Б. Также в 1973 году были построены два буксира РТ-299 и РТ-351 типа РТ-300 проекта 911В, судна этого проекта строили до 1987 года. Всего их было построено более 20 судов.
Хочешь узнать историю Пермской судоверфи или интересно какие суда можно увидеть в Перми?
Подписывайся на канал и переходи по ссылкам ниже!