Советские автомобили известны не только на родине. Благодаря высоким качествам они полюбились водителям в странах соцлагеря. А западные государства часто завидовали грузовой техники, собранной в СССР. Да, тяжёлые условия эксплуатации потребовали от отечественных инженеров создать наиболее выносливые ТС, которые бы отвечали суровой реальности. Да и Вторая мировая внесла свои коррективы. Союз нужно было восстанавливать, любой транспорт был в цене. Поэтому высшее руководство поручило предприятию ЗИС придумать проходимый и неприхотливый грузовой автомобиль.
Им стал герой материала. Речь, конечно, о ЗИС-150, который выпускался более 10 лет. Его история началась в 1947, когда с конвейерной линии сошли первые массовые образцы. До этого в стране колесили старенькие ЗИС-5, которые уже морально и технически никуда не годились. А вот новый аналог был частично позаимствован у американцев. Можно сказать, что базой стали грузовики Интернешнл, которые тогда продавались за океаном. Такое «подсматривание» для советских специалистов было привычным делом. Но не стоит полагать, что вся машина была грубо скопирована. Лишь по общим признакам можно наблюдать сходство. Что же собой представлял ЗИС-150?
Технические особенности
• Под капотом располагался классический рядный 6-цилиндровый двигатель мощностью от 82 до 96 л.с. Агрегат был непривередлив и питался топливом марки А-66/А-76. И тогда это было главное. А на расход бензина обычно закрывали глаза. Тем более, что он в данном случае был умеренным.
• Нижневальный мотор стыковался с 5-ступенчатой механической коробкой передач. И для СССР это был новый, полезный опыт. Привод традиционно на заднюю ось.
• Шасси имело обычную рессорную подвеску, для которой было главное — обеспечить надлежащую грузоподъёмность. Этот показатель равнялся 4 тоннам, что отвечало всем потребностям народного хозяйства.
• Тормоза имели пневматическую контурную систему, что также было «ноу-хау» для советской техники. Высота дорожного просвета составляла 265 мм, что было достаточно для большинства ситуаций. Машина отличалась хорошей проходимостью, хоть и не позиционировалась как вездеход.
Откуда путаница с названиями, может спросить неподготовленный читатель? Почему одна и та же машина имела целые 3 аббревиатуры? Всё дело в том, что в 50-е годы Завод им. Сталина переименовали в ЗИЛ — Завод им. Лихачёва. По датам это примерно совпало с очередной модернизацией героя материала, что было весьма символично. А где же третий вариант? Он в Грузинской ССР, в Кутаисе. Там собирали КАЗ-150. По свидетельству современников, производство на периферии отличалось более низкой культурой труда. По другим же параметрам машина была почти идентичной первоисточнику. Однако грузинские коллеги сумели внести почти 100 изменений с учётом гористой местности. Так, была переработана трансмиссия, мост и другие модули автомобиля. Всё это позволило ему быть более приспособленным для езды по серпантинам.
Первый «рестайлинг» случился уже в 1950 году. Тогда доработали двигатель: карбюратор, впускную систему и клапана. Также модернизация коснулась навесного оборудования, электрики и оптики. Машина получила новый свет, указатели поворотов и другие детали.
А через 6 лет инженеры ещё раз сделали «работу над ошибками». Мотор снова стал мощнее, в нём насчитывалось уже 96 «лошадей». Изменения снова затронули систему топливного питания и выпуск.
На основе искомой модели было создано около 10 других ТС. Среди них есть даже автобус. Ничего удивительного в этом нет, так как машина была востребована в народном хозяйстве. Можно выделить ЗИС-150Б, как одну из модификаций грузовика. Правда постепенно в производство был внедрён ЗИЛ-164, который и сменил «стопятидесятый» по итогу.
Сегодня ЗИЛ-150 нельзя встретить на улице. Эта машина стала действительно редкой. Те её экземпляры, которые не «ушатали» водители и время, бережно хранятся в автомобильных музеях. Несмотря на некоторые минусы, ЗИЛ собирался длительное время. Не только в СССР, но и Румынии, а также в Китае на Первом автомобильном заводе. Так что машина получилась с высоким КПД и профпригодностью. А другого в этом секторе и не надо.