Найти тему
Бегство на Мэлмак

Роберт Хайнлайн «Дверь в лето» (сборник)

Роберт Хайнлайн «Дверь в лето» (сборник)

#отчитано

В прошлом году я решил читать с самого начала списка все доступные романы писателей-фантастов, не только победивших, но и просто номинированных в премии «Хьюго» за лучший роман. Сейчас я остановился на Роберте Хайнлайне и его «Двойной звезде», получившей «Хьюго» в 1956 году, но так как в купленном издании оказалось еще три романа, то пробегусь отдельно по каждому:

«Кукловоды» (3/5)

В целом бодрый роман про контроль инопланетянами людей и тайную спецслужбу, которая пытается победить злобного захватчика. Юмор и сексизм (50-е) — есть. Сюжет захватывает, но концовка, как по мне, слитая (у Уэллса получилось норм…).

Экранизация на 4 из 10 и как-то ее прокомментировать сложно, потому что просто одно сплошное НИЧЕГО. 4 влепил за Сазерленда только.

«Дверь в лето» (3/5)

Красивое название, из которого выкристаллизовывается смысл — зима, кот просит хозяина открывать каждую из девяти дверей в доме, чтобы найти ту самую, за которой будет лето. Атмосферно, но на этом туман очарования растворяется, и мы оказываемся наедине с сюжетом, где и путешествия во времени, и робототехника, и крионика... Даже странно, что нет инопланетян, но есть вайбы «Лолиты» Набокова (не в пользу). Спасает это все кот Пит и концепция «двери в лето» как веры в людей после их предательства.

Телеспектакли как вымершее (вымершее ли?) искусство — авиарежим, «не беспокоить» и два с половиной часа легкого и от того небрежного театрального представления.

«Двойная звезда» (4/5)

Самый консистентный роман сборника. Свою премию «Хьюго» получил не зря. Читается на одном дыхании и держит в напряжении. Не то чтобы шедевр и овации, но после первых двух романов воспринимается как крепкий багфикс. Сюжет казалось бы простой, — политическому лидеру физически плохо, нанимают актера для подмены, — но подано не просто. Думаю, что подобные сюжеты были зафиксированы ранее и раскрыты более изящно, но имею право быть не знаком с таковыми, так как в моем случае нормально не знать много всего.

«Звездный десант» (2/5)

Самый популярный, наверно, роман Хайнлайна. Удивительно, что его ценность очень спорная, но если перешагнуть через все переменные, то «Звездный десант» через настолки и игровые автоматы повлиял на появление StarCraft. Сам роман не столько про фантастику, сколько про пропаганду милитаризма, где почти на серьезных щах утверждается о второсортности «неслуживых» людей и далее по идеологическому списку. Отдельное спасибо богу кино-фантастики Полу Верховену, который отлично через оптику иронии высмеял все милитаристские принципы романа. Экранизация на 10 из 10.

Я понимаю, что в 50-х премия «Хьюго» только-только расцветала, и первые победители еще не так точечно проникают в подсознание, бравируя очевидными сюжетными твистами и просто небогатыми задумками. Хотя сеттинг и идея «Гимна по Лейбницу» очень крутые, но как написано и подано — ну такое. А «Человек без лица» вообще максимально странный, но подан почти идеально.

Хайнлайн же в этом всем воспринимается как крепкий середнячок. В его биографии и переписках с издателями отслеживается коммерческий подход к работе над романами, где будто специально добавляются определенные детали в сюжет, чтобы продать или повысить спрос у определенной категории читателей. И самое грустное, что весь структурный сюжетный балаган в романах является как раз следствием описанных выше производственных затруднений и это, что еще хуже, чувствуется при чтении. Так же чувствуется, что фантастика здесь натянута на продвигаемые идеи как сова на глобус. Но я не думаю, что это как-то умаляет заслуги писателя, он уже классик и не сильно меньше Лема предсказал открытий в гаджетостроении (робот-пылесос — правда удобная дрянь).

Я рад что все это прочитал и не жалею хотя бы по той причине, что понял — Роберт Хайнлайн не мой писатель, как более душевные Гарри Гаррисон и Рэй Бредбери, он какой-то будто технический и безэмоциональный.

P.S. — есть «Кинопоиск для книг», если там кто есть — давайте дружить.