Сегодня разберёмся с заданием ОГЭ №14 по информатике. В данном номере необходимо понимать устройство работы программы Microsoft Excel. Следовательно, нужно понимать, как правильно работать с редактором электронных таблиц. Как правильно писать формулы, работать с фильтрами и визуализацией информации.
Попробуем разобраться с заданием на примере
В электронную таблицу занесли данные о тестировании учеников. Ниже приведены первые пять строк таблицы:
В столбце А записан округ, в котором учится ученик; в столбце В — фамилия; в столбце С — любимый предмет; в столбце D — тестовый балл. Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 ученикам.
Выполните задание
Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
- Сколько учеников в Восточном округе (В) выбрали в качестве любимого предмета информатику? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку Н2 таблицы.
- Каков средний тестовый балл у учеников Северного округа (С)? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку НЗ таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.
- Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение числа участников, сдающих информатику, физика и обществознание. Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6.
Решение
Само задание состоит из трёх частей. За каждую часть начисляется один балл. По большей части эти части делаются достаточно просто. Попробуем открыть файл электронной таблицы и посмотреть, что внутри него.
Файл содержит большое количество данных по ученикам (предмету, округу и набранное количество баллов). В ячейки H2 и H3 необходимо вписать ответ на вторую и третью часть задания соответственно.
Первая часть задания
Попробуем пойти поочередно. Разберемся с первой частью. Необходимо посчитать, сколько учеников в Восточном округе выбрали в качестве любимого предмета информатику. Для этого выбираем ячейку с предметом (заголовок).
Применяем функцию “Сортировка и фильтр” → “Фильтр”.
После этого у каждого из заголовков появляется раскрывающиеся меню.
В каждом из выпадающем меню можем выбрать необходимые условия по фильтрованию информации в таблице.
Во вкладке предмет уберём все предметы и оставим только информатику.
Во вкладке округ оставим только Восточный (В).
После применения данных опций в нашей таблицы останутся лишь те ученики (записи), которые проживают в Восточном округе и выбрали в качестве любимого предмета информатику. В данном случае можем посчитать вручную количество таких учеников, но также можно посмотреть в нижний левый угол программы и увидеть “Найдено записей 10 из 1000”.
Следовательно, таких учеников — 10. Данный ответ впишем в ячейку H2.
После нахождения ответа необходимо восстановить фильтр в начальное положение (установить снова все галочки).
Вторая часть задания
Во второй части от нас просят посчитать средний балл учеников Северного округа и округлить ответ до двух знаков после запятой (в случае дробного числа). Снова за счёт функции “Фильтр” раскрываем округ и оставляем лишь Северный (С).
После этого получаем достаточно большой список учеников. С которым очень сложно будет работать на текущем листе.
Для правильной дальнейшей работы необходимо скопировать баллы учеников и перенести их на другой (второй) лист.
Для нахождения среднего балла необходимо для начала посчитать сумму баллов. Для этого в ячейке E4 запишем формулу =СУММ(А:А). Все математические операции в данной программе начинаются со знака “=” (равно). Без этого знака любое выражение будет восприниматься как текст. За счёт данной формулы посчитаем сумму всех ячеек в столбце A. Так как, пустые ячейки хранят в себе значение 0, то всё посчитается правильно.
После нужно понять, сколько таких чисел (на какое число делить) для нахождения среднего значения. Опустимся чуть ниже и заметим, что таких записей у нас 66.
В ячейке F4 запишем следующую формулу =E4/66. После данной записи получим среднее арифметическое значение.
Но можем заметить, что количество знаков после запятой больше двух. Можем самостоятельно округлить (по математическим правилам округления), а можем применить функцию округления. Для этого дополним формулу в ячейке F4 следующим образом =ОКРУГ(E4/66; 2). Число 2 после точки запятой означает количество разрядов после запятой.
Получили второй ответ, который проходит по нашему условию (округлить до двух знаков после запятой). Данный ответ нужно также перенести на Лист 1 в ячейку H3.
Второй вариант решения второй части задания
Можно решить данное задание иначе. Написать следующую формулу в ячейку E2 (на первом листе) =ЕСЛИ(A2=”С”; D2; 0).
Данную формулу растянем до конца записей нашей таблицы (растягиваются за нижний правый угол), чтобы не переписывать формулу для каждой строки. Сама функция сработает как условие. В нём говорится о том “Если в ячейке A2 записан Северный округ, то тогда запиши количество баллов из ячейки D2, в другом случае запиши значение - 0”.
После дублирования (растяжения) формулы ячейки дальше пойдут по нумерации строк. Например, чуть ниже в ячейке E3 уже будут проверяться ячейки A3 и D3 соответственно.
После этого также за счёт функции “Сумма” посчитаем сумму баллов учеников. В ячейку F2 запишем =СУММ(Е:Е). Сработает эта функция таким же образом, как и в предыдущем примере.
За счёт формулы подсчёта в ячейке F3 =СЧЁТЕСЛИ(А:А; “С”) найдём количество таких записей.
Как можем заметить, при двух разных способах получили одинаковые промежуточные ответы.
Правильный перенос ответов со второго листа на первый
Для правильного переноса ответов со второго листа на первый необходимо скопировать ячейку с ответом. Перейти на первый лист, нажать на нужную ячейку правой кнопкой мыши (ПКМ) и выбрать “Вставить со ссылкой”.
При наведении на ячейку теперь в ней записана ссылка на ответ, который находится на втором листе.
Третья часть задания
В третьей части задания необходимо визуализировать информацию из таблицы - построить круговую диаграмму, которая будет показывать соотношение количества учеников, сдающих физику, информатику и обществознание.
Для начала необходимо посчитать сколько таких учеников. Можно посчитать через фильтр, а можно через применение формул. Попробуем вначале посчитать количество учеников через “Фильтр”. Раскроем заголовок “предмет” и выберем там только информатику.
Снизу справа заметим количество учеников, которые выбрали в качестве любимого предмета информатику — 72. Проделаем такую же операцию для предмета физика.
Здесь то же нашли количество учеников — 231. И осталось проделать такое же действие только уже с предметом обществознание.
Таких учеников уже 253.
Попробуем посчитать то же самое, но уже с применением формул. Запишем формулу в ячейку F6=СЧЁТЕСЛИ(С:С; “информатика”). За счёт неё посчитаем количество учеников, у которых любимый предмет информатика.
Таким же образом сделаем и с предметом физика. Запишем формулу в ячейку F7 =СЧЁТЕСЛИ(С:С; “физика”).
И осталось обществознание, сделаем аналогичным образом. В ячейку F8 =СЧЁТЕСЛИ(С:С; “обществознание”).
Как можем заметить, то результаты вычислений получились точно такие же, как и с применением функции фильтра. Полученные данные лучше записать на втором листе в некую таблицу. Также нужно и подписать полученный значения по столбцам (информатика, физика, обществознание).
Для визуализации данных выделяем этот фрагмент, заходим во вкладку “Вставка” и нажимаем на кнопку создания круговой диаграммы (для наших целей выберем самую первую и простую диаграмму).
Получили следующую диаграмму.
После этого нам останется правильно оформить диаграмму. Нужно подписать название диаграммы и добавить “Подписи данных”. Для добавления подписей нужно нажать на “плюсик” возле диаграммы и включить их.
Для изменения названия диаграммы необходимо дважды щёлкнуть на название. После этого можно будет редактировать его. Полученную диаграмму нужно скопировать и перенести на первый лист.
Разместить её нужно так, чтобы верхний правый угол был на ячейке G6. Это тоже условие выполнения задания. Посмотрим на финальный результат нашей работы.
Формулы для работы
- =СЧЁТЕСЛИ (Диапазон; “Критерий счёта”) — подсчитывает количество строк, удовлетворяющие условию;
- =СУММ(Диапазон) — суммирует числа в выбранном диапазоне;
- =ЕСЛИ(Условие; Действие, если истина; Действие, если ложь) — условие с действием при ложном и с истинном значении;
- =ОКРУГ(Значение; Количество разрядов после запятой) — округляет выбранное значение до нужного количества разрядов после запятой;
- =СРЗНАЧ(Диапазон) — находит среднее арифметическое значение в выбранном диапазоне.
В некоторые функции, например, в “ЕСЛИ” можно добавлять несколько условий за счёт функций “ИЛИ” и “И”. Выглядеть это будет следующим образом: =ЕСЛИ(И(G5 >5; E6 <10); “YES”; “NO”). В случае “ИЛИ” конструкция будет такая же.
Понравилась статья? Хочешь разбираться в информатике, программировании и уметь работать в разных программах? Тогда ставь лайк, подпишись на канал и поделись статьей с друзьями!
Читайте также:
- Информатика ОГЭ №13 (Презентация)
- Информатика ОГЭ №13 (Текстовый редактор)
- Информатика ОГЭ №15 (Кумир)
#информатика #огэ #разбор #задания #решение #экзамен