Найти тему

Информатика ОГЭ №14

Сегодня разберёмся с заданием ОГЭ №14 по информатике. В данном номере необходимо понимать устройство работы программы Microsoft Excel. Следовательно, нужно понимать, как правильно работать с редактором электронных таблиц. Как правильно писать формулы, работать с фильтрами и визуализацией информации.

Попробуем разобраться с заданием на примере

В электронную таблицу занесли данные о тестировании учеников. Ниже приведены первые пять строк таблицы:

Пример данных электронной таблицы
Пример данных электронной таблицы

В столбце А записан округ, в котором учится ученик; в столбце В — фамилия; в столбце С — любимый предмет; в столбце D — тестовый балл. Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 ученикам.

Выполните задание

Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.

  • Сколько учеников в Восточном округе (В) выбрали в качестве любимого предмета информатику? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку Н2 таблицы.
  • Каков средний тестовый балл у учеников Северного округа (С)? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку НЗ таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.
  • Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение числа участников, сдающих информатику, физика и обществознание. Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6.

Решение

Само задание состоит из трёх частей. За каждую часть начисляется один балл. По большей части эти части делаются достаточно просто. Попробуем открыть файл электронной таблицы и посмотреть, что внутри него.

Электронная таблица с данными в программе Microsoft Excel
Электронная таблица с данными в программе Microsoft Excel

Файл содержит большое количество данных по ученикам (предмету, округу и набранное количество баллов). В ячейки H2 и H3 необходимо вписать ответ на вторую и третью часть задания соответственно.

Ячейки для записи ответов на первое и второе задание
Ячейки для записи ответов на первое и второе задание

Первая часть задания

Попробуем пойти поочередно. Разберемся с первой частью. Необходимо посчитать, сколько учеников в Восточном округе выбрали в качестве любимого предмета информатику. Для этого выбираем ячейку с предметом (заголовок).

Выбираем ячейку с оглавлением
Выбираем ячейку с оглавлением

Применяем функцию “Сортировка и фильтр” → “Фильтр”.

Применяем функцию фильтр
Применяем функцию фильтр

После этого у каждого из заголовков появляется раскрывающиеся меню.

После применения функции фильтр
После применения функции фильтр

В каждом из выпадающем меню можем выбрать необходимые условия по фильтрованию информации в таблице.

Список предметов из фильтра
Список предметов из фильтра

Во вкладке предмет уберём все предметы и оставим только информатику.

Фильтр на информатику
Фильтр на информатику

Во вкладке округ оставим только Восточный (В).

Фильтр на Восточный округ
Фильтр на Восточный округ

После применения данных опций в нашей таблицы останутся лишь те ученики (записи), которые проживают в Восточном округе и выбрали в качестве любимого предмета информатику. В данном случае можем посчитать вручную количество таких учеников, но также можно посмотреть в нижний левый угол программы и увидеть “Найдено записей 10 из 1000”.

Найденное количество записей, удовлетворяющее критериям фильтра
Найденное количество записей, удовлетворяющее критериям фильтра

Следовательно, таких учеников — 10. Данный ответ впишем в ячейку H2.

После нахождения ответа необходимо восстановить фильтр в начальное положение (установить снова все галочки).

Вторая часть задания

Во второй части от нас просят посчитать средний балл учеников Северного округа и округлить ответ до двух знаков после запятой (в случае дробного числа). Снова за счёт функции “Фильтр” раскрываем округ и оставляем лишь Северный (С).

Устанавливаем фильтр на Северный округ
Устанавливаем фильтр на Северный округ

После этого получаем достаточно большой список учеников. С которым очень сложно будет работать на текущем листе.

Найденные записи с применением фильтра
Найденные записи с применением фильтра

Для правильной дальнейшей работы необходимо скопировать баллы учеников и перенести их на другой (второй) лист.

Копируем данные на Лист 2
Копируем данные на Лист 2

Для нахождения среднего балла необходимо для начала посчитать сумму баллов. Для этого в ячейке E4 запишем формулу =СУММ(А:А). Все математические операции в данной программе начинаются со знака “=” (равно). Без этого знака любое выражение будет восприниматься как текст. За счёт данной формулы посчитаем сумму всех ячеек в столбце A. Так как, пустые ячейки хранят в себе значение 0, то всё посчитается правильно.

Находим сумму баллов
Находим сумму баллов

После нужно понять, сколько таких чисел (на какое число делить) для нахождения среднего значения. Опустимся чуть ниже и заметим, что таких записей у нас 66.

Находим количество таких учеников
Находим количество таких учеников

В ячейке F4 запишем следующую формулу =E4/66. После данной записи получим среднее арифметическое значение.

Находим среднее арифметическое значение
Находим среднее арифметическое значение

Но можем заметить, что количество знаков после запятой больше двух. Можем самостоятельно округлить (по математическим правилам округления), а можем применить функцию округления. Для этого дополним формулу в ячейке F4 следующим образом =ОКРУГ(E4/66; 2). Число 2 после точки запятой означает количество разрядов после запятой.

Применяем функцию округления
Применяем функцию округления

Получили второй ответ, который проходит по нашему условию (округлить до двух знаков после запятой). Данный ответ нужно также перенести на Лист 1 в ячейку H3.

Второй вариант решения второй части задания

Можно решить данное задание иначе. Написать следующую формулу в ячейку E2 (на первом листе=ЕСЛИ(A2=”С”; D2; 0).

Данную формулу растянем до конца записей нашей таблицы (растягиваются за нижний правый угол), чтобы не переписывать формулу для каждой строки. Сама функция сработает как условие. В нём говорится о том “Если в ячейке A2 записан Северный округ, то тогда запиши количество баллов из ячейки D2, в другом случае запиши значение - 0”.

После дублирования (растяжения) формулы ячейки дальше пойдут по нумерации строк. Например, чуть ниже в ячейке E3 уже будут проверяться ячейки A3 и D3 соответственно.

Ввод формулы для поиска баллов с Северного округа
Ввод формулы для поиска баллов с Северного округа

После этого также за счёт функции “Сумма” посчитаем сумму баллов учеников. В ячейку F2 запишем =СУММ(Е:Е). Сработает эта функция таким же образом, как и в предыдущем примере.

Суммируем найденные баллы
Суммируем найденные баллы

За счёт формулы подсчёта в ячейке F3 =СЧЁТЕСЛИ(А:А; “С”) найдём количество таких записей.

Находим количество учеников
Находим количество учеников

Как можем заметить, при двух разных способах получили одинаковые промежуточные ответы.

Правильный перенос ответов со второго листа на первый

Копируем ответ
Копируем ответ

Для правильного переноса ответов со второго листа на первый необходимо скопировать ячейку с ответом. Перейти на первый лист, нажать на нужную ячейку правой кнопкой мыши (ПКМ) и выбрать “Вставить со ссылкой”.

Вставляем данные со ссылкой
Вставляем данные со ссылкой

При наведении на ячейку теперь в ней записана ссылка на ответ, который находится на втором листе.

Просмотр записи
Просмотр записи

Третья часть задания

В третьей части задания необходимо визуализировать информацию из таблицы - построить круговую диаграмму, которая будет показывать соотношение количества учеников, сдающих физику, информатику и обществознание.

Для начала необходимо посчитать сколько таких учеников. Можно посчитать через фильтр, а можно через применение формул. Попробуем вначале посчитать количество учеников через “Фильтр”. Раскроем заголовок “предмет” и выберем там только информатику.

Применяем фильтр к информатике
Применяем фильтр к информатике

Снизу справа заметим количество учеников, которые выбрали в качестве любимого предмета информатику — 72. Проделаем такую же операцию для предмета физика.

Применяем фильтр к физике
Применяем фильтр к физике

Здесь то же нашли количество учеников — 231. И осталось проделать такое же действие только уже с предметом обществознание.

Применяем фильтр к обществознанию
Применяем фильтр к обществознанию

Таких учеников уже 253.

Попробуем посчитать то же самое, но уже с применением формул. Запишем формулу в ячейку F6=СЧЁТЕСЛИ(С:С; “информатика”). За счёт неё посчитаем количество учеников, у которых любимый предмет информатика.

Пишем формулу для поиска учеников с информатикой
Пишем формулу для поиска учеников с информатикой

Таким же образом сделаем и с предметом физика. Запишем формулу в ячейку F7 =СЧЁТЕСЛИ(С:С; “физика”).

Пишем формулу для поиска учеников с физикой
Пишем формулу для поиска учеников с физикой

И осталось обществознание, сделаем аналогичным образом. В ячейку F8 =СЧЁТЕСЛИ(С:С; “обществознание”).

Пишем формулу для поиска учеников с обществознанием
Пишем формулу для поиска учеников с обществознанием

Как можем заметить, то результаты вычислений получились точно такие же, как и с применением функции фильтра. Полученные данные лучше записать на втором листе в некую таблицу. Также нужно и подписать полученный значения по столбцам (информатика, физика, обществознание).

Создаём таблицу с найденными данными
Создаём таблицу с найденными данными

Для визуализации данных выделяем этот фрагмент, заходим во вкладку “Вставка” и нажимаем на кнопку создания круговой диаграммы (для наших целей выберем самую первую и простую диаграмму).

Создаём круговую диаграмму
Создаём круговую диаграмму

Получили следующую диаграмму.

Круговая диаграмма
Круговая диаграмма

После этого нам останется правильно оформить диаграмму. Нужно подписать название диаграммы и добавить “Подписи данных”. Для добавления подписей нужно нажать на “плюсик” возле диаграммы и включить их.

Включаем функцию подписи данных
Включаем функцию подписи данных

Для изменения названия диаграммы необходимо дважды щёлкнуть на название. После этого можно будет редактировать его. Полученную диаграмму нужно скопировать и перенести на первый лист.

Полученная диаграмма соотношения числа участников
Полученная диаграмма соотношения числа участников

Разместить её нужно так, чтобы верхний правый угол был на ячейке G6. Это тоже условие выполнения задания. Посмотрим на финальный результат нашей работы.

Результат проделанной работы
Результат проделанной работы

Формулы для работы

  • =СЧЁТЕСЛИ (Диапазон; “Критерий счёта”) — подсчитывает количество строк, удовлетворяющие условию;
  • =СУММ(Диапазон) — суммирует числа в выбранном диапазоне;
  • =ЕСЛИ(Условие; Действие, если истина; Действие, если ложь) — условие с действием при ложном и с истинном значении;
  • =ОКРУГ(Значение; Количество разрядов после запятой) — округляет выбранное значение до нужного количества разрядов после запятой;
  • =СРЗНАЧ(Диапазон) — находит среднее арифметическое значение в выбранном диапазоне.

В некоторые функции, например, в “ЕСЛИ” можно добавлять несколько условий за счёт функций “ИЛИ” и “И”. Выглядеть это будет следующим образом: =ЕСЛИ(И(G5 >5; E6 <10); “YES”; “NO”). В случае “ИЛИ” конструкция будет такая же.

Понравилась статья? Хочешь разбираться в информатике, программировании и уметь работать в разных программах? Тогда ставь лайк, подпишись на канал и поделись статьей с друзьями!

Читайте также:

  • Информатика ОГЭ №13 (Презентация)
  • Информатика ОГЭ №13 (Текстовый редактор)
  • Информатика ОГЭ №15 (Кумир)

#информатика #огэ #разбор #задания #решение #экзамен

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц