Найти тему
Музеи Московского Кремля

Легенда о происхождении Шапки Мономаха

Шапка Мономаха — национальная реликвия, древнейший венец русских государей и один из самых узнаваемых экспонатов Оружейной палаты. До сих пор нет единого мнения о времени и месте создания Шапки. Некоторые исследователи считают, что она была изготовлена в Византии в XII-XIII веках. Другие утверждают, что это памятник восточного искусства, выполненный или в Средней Азии или в Золотой Орде в конце XIII — первой половине XIV века.

Существует предположение, что Шапка была даром хана Узбека, правителя Золотой Орды, великому князю Ивану Даниловичу Калите (1288-1340). В двух вариантах завещания великого князя упоминается «золотая шапка» . Интересно, что она фигурирует и во всех последующих завещаниях — духовных грамотах ؙ— московских князей.

Шапка Мономаха Золотая Орда (?), конец XIII — первая половина XIV века (?); крест — Москва, XVII век (?); касты драгоценных камней на тулье — Москва, XVII век
Шапка Мономаха Золотая Орда (?), конец XIII — первая половина XIV века (?); крест — Москва, XVII век (?); касты драгоценных камней на тулье — Москва, XVII век

В 1498 году в Успенском соборе московского Кремля великий князь Иван III (1440-1505) благословил на княжение своего внука Дмитрия. Во время венчания он «положил» на него оплечье и шапку. В «Летописной редакции» 1518 года использованная в церемонии шапка впервые названа «Шапкой Мономаха». По существующему с XIX века мнению, это была та самая «золотая шапка», которая упоминалась в княжеских духовных грамотах со времен Ивана Калиты.

Отцом Дмитрия был Иван Иванович Молодой, рано умерший сын Ивана III от первого брака. Однако в княжеской семье был еще один претендент на престол — Василий, сын Ивана III от второго брака с византийской принцессой Софьей Палеолог.

Портрет князя Иоанна III Васильевича. Неизвестный художник, Автор текста: Феофан Прокопович. Россия, вторая половина XVIII век
Портрет князя Иоанна III Васильевича. Неизвестный художник, Автор текста: Феофан Прокопович. Россия, вторая половина XVIII век

В 1498 году княжич Василий находился в опале, но уже в 1500 году был прощен и спустя два года объявлен великим князем и наследником Ивана III. К тому моменту Дмитрий оказался в немилости и был посажен в темницу.

После смерти Ивана III в 1505 году русский престол наследовал Василий III, хотя он и не был венчан на великое княжение. Существует предположение, что после вокняжения Василия III первоначальные летописные записи о событиях 1498 –1500 гг. претерпели переработку. Возможно, в результате редакторских правок из документов исчезло новое название «золотой шапки» — «Шапка Мономаха». Василию III было невыгодно соединять столь впечатляющее название великокняжеской реликвии с именем его врага княжича Дмитрия.

Портрет князя Василия III Иоанновича. Неизвестный художник,Автор текста: Феофан Прокопович. Россия, вторая половина XVIII век
Портрет князя Василия III Иоанновича. Неизвестный художник,Автор текста: Феофан Прокопович. Россия, вторая половина XVIII век

Однако в одном из летописных сводов сохранился избежавший цензуры фрагмент 1498 –1500 гг.: «Князь великий Иван Васильевич всеа Русии... пожаловал великим княжением внука своего князя Дмитрея Ивановича… возложиша на него бармы Манамаховы и шапку».

Почему же шапка связывалась именно с Владимиром Мономахом, а не другим князем?

Владимир Мономах (1053-1125) был сыном князя Всеволода Ярославича, женатого на византийской принцессе из рода Мономахов. Именно его московские князья и цари из рода Рюриковичей считали своим «сродником и прародителем».

Шапка Мономаха Золотая Орда (?), конец XIII — первая половина XIV века (?); крест — Москва, XVII век (?); касты драгоценных камней на тулье — Москва, XVII век
Шапка Мономаха Золотая Орда (?), конец XIII — первая половина XIV века (?); крест — Москва, XVII век (?); касты драгоценных камней на тулье — Москва, XVII век

В конце XV века тверской монах Спиридон-Савва написал «Послание о Мономаховом венце». В нем рассказывается о получении Владимиром Мономахом регалий из Византии и о том, как его венчали «царьским венцем» императора Константина Мономаха.

Легенда о Мономаховых регалиях имела большое значение для Ивана III, при котором Русь стала одним из крупнейших государств Восточной Европы. После падения Византии в 1453 году Русь претендовала на роль ее наследницы. Теперь родовые сокровища московского князя становились зримыми доказательствами древней связи Руси с Византией. Таким образом, удостоверялся переход из Византии на Русь «царского достоинства».

Свою роль сыграла и существовавшая при западноевропейских дворах традиция давать коронационным регалиям имена святых королей или национальных героев. Например, Фридрих III, император Священной Римской империи, во время своей коронации в 1452 году использовал так называемые регалии Карла Великого — мантию, корону и скипетр. Иван III наверняка был хорошо осведомлен о традициях при императорском дворе в силу активных контактов Русского государства со Священной Римской империей.

«Золотая шапка» Ивана Калиты к 1498 году, вероятно, превратилась в «Шапку Мономаха», стала русской государственной регалией и символом царской власти.

.

© Музеи Московского Кремля

#музеикремля