80% соли в России добывают на озере Баскунчак. Но мало добыть соль – её ещё надо вывезти.
Соль увозят отсюда по железной дороге. Это одна из немногих в мире железных дорог, которая проходит прямо по дну озера. А ещё она – одна из старейших в России.
Первая ветка этой дороги была проложена в 1884 году для вывоза соли к реке Волге. Дорога так и называлась – солевозной, или просто солевозкой. Пассажирских поездов на этой железной дороге никогда не было.
Раньше перевозка соли велась лишь во время речной навигации. Дорога была длиной 76 км, с 17 мостами.
После 1918 года Баскунчакскую железную дорогу включили в состав Рязано-Уральской железной дороги.
Если посмотреть на озеро сверху, видно, что одна ветка железной дороги идёт прямо вдоль озера, а от неё ответвляются ещё две ветки, идущие уже по самому озеру.
Глубина озера в этом месте небольшая, сантиметров 30, что и позволило сделать ж/д насыпь прямо по дну. Но солёная вода разъедает даже металл, поэтому железнодорожные составы периодически приходится менять.
Сейчас по железной дороге озера Баскунчак вывозят до 5 млн тонн соли в год. Кстати, в пищу идёт всего около 20%. Основная масса соли используется в промышленности.
Соль на озере Бакунчак добывают с 18 века. В озере стоят остатки деревянных столбов, крепко-накрепко просоленные. Местные говорят, что эти пеньки стоят ещё с тех самых пор, когда соль добывали вручную и вывозили отсюда на верблюдах.
Раньше на этих столбах были настелены деревянные помосты. На них рассыпали соль, чтобы её подсушить и выпарить из неё влагу.
Помосты давно уже разобрали, а сваи, законсервированные солью, стоят до сих пор.
С приходом советской власти тяжёлый ручной труд соледобытчиков упразднили и соль стали вести добычу солесосом. Сейчас соль добывают в промышленных масштабах современной техникой, соляным комбайном, устроенным по принципу земснаряда.
Соляной комбайн тоже можно увидеть на озере. Он срезает соль пластами прямо с поверхности озера на глубину до 6-8 метров, а затем передвигается дальше. Ходит соляной комбайн по рельсам.
Когда пласт полностью вырабатывают, то соляной комбайн вместе с рельсами передвигают дальше. Таким образом, #железная дорога на озере Бакунчак не стационарная, а передвижная.
Через несколько лет яма, в которой добывали соль, заполняется новой солью, стекающей в озеро с соляных куполов. Поэтому соль озера Баскунчак практически неисчерпаема.
Как найти. Астраханская область, посёлок Нижний Баскунчак. Озеро очень большое, поэтому ответвление железной дороги на озеро лучше искать по координатам: 48.21587, 46.83909. #астраханская область
Ориентир – церковь Казанской иконы Божией Матери, от неё идти на улицу 100-летия Солепромысла. #баскунчак #озеро баскунчак
👍ЛАЙК + 💕ПОДПИСКА = НОВЫЕ СТАТЬИ 😊 ЧТО ЕЩЁ ПОЧИТАТЬ: