Найти в Дзене
ТУРИСТОЧКА

Железная дорога, проложенная по дну озера Баскунчак, Астраханская область

80% соли в России добывают на озере Баскунчак. Но мало добыть соль – её ещё надо вывезти.

Соль увозят отсюда по железной дороге. Это одна из немногих в мире железных дорог, которая проходит прямо по дну озера. А ещё она – одна из старейших в России.

Первая ветка этой дороги была проложена в 1884 году для вывоза соли к реке Волге. Дорога так и называлась – солевозной, или просто солевозкой. Пассажирских поездов на этой железной дороге никогда не было.

Железная дорога на озере Баскунчак
Железная дорога на озере Баскунчак

Раньше перевозка соли велась лишь во время речной навигации. Дорога была длиной 76 км, с 17 мостами.

После 1918 года Баскунчакскую железную дорогу включили в состав Рязано-Уральской железной дороги.

Если посмотреть на озеро сверху, видно, что одна ветка железной дороги идёт прямо вдоль озера, а от неё ответвляются ещё две ветки, идущие уже по самому озеру.

Если приглядеться, увидите железную дорогу в озере
Если приглядеться, увидите железную дорогу в озере

Глубина озера в этом месте небольшая, сантиметров 30, что и позволило сделать ж/д насыпь прямо по дну. Но солёная вода разъедает даже металл, поэтому железнодорожные составы периодически приходится менять.

Железная дорога на озере Баскунчак
Железная дорога на озере Баскунчак

Сейчас по железной дороге озера Баскунчак вывозят до 5 млн тонн соли в год. Кстати, в пищу идёт всего около 20%. Основная масса соли используется в промышленности.

Соль на озере Бакунчак добывают с 18 века. В озере стоят остатки деревянных столбов, крепко-накрепко просоленные. Местные говорят, что эти пеньки стоят ещё с тех самых пор, когда соль добывали вручную и вывозили отсюда на верблюдах.

Столбы, оставшиеся от старых помостов
Столбы, оставшиеся от старых помостов

Раньше на этих столбах были настелены деревянные помосты. На них рассыпали соль, чтобы её подсушить и выпарить из неё влагу.

Выглядят живописно
Выглядят живописно

Помосты давно уже разобрали, а сваи, законсервированные солью, стоят до сих пор.

Говорят, эти столбы стоят уже больше ста лет
Говорят, эти столбы стоят уже больше ста лет

С приходом советской власти тяжёлый ручной труд соледобытчиков упразднили и соль стали вести добычу солесосом. Сейчас соль добывают в промышленных масштабах современной техникой, соляным комбайном, устроенным по принципу земснаряда.

Соляной комбайн тоже можно увидеть на озере. Он срезает соль пластами прямо с поверхности озера на глубину до 6-8 метров, а затем передвигается дальше. Ходит соляной комбайн по рельсам.

Вдали работает соляной комбайн
Вдали работает соляной комбайн

Когда пласт полностью вырабатывают, то соляной комбайн вместе с рельсами передвигают дальше. Таким образом, #железная дорога на озере Бакунчак не стационарная, а передвижная.

После прохождения соляного комбайна остаются тёмные полосы
После прохождения соляного комбайна остаются тёмные полосы

Через несколько лет яма, в которой добывали соль, заполняется новой солью, стекающей в озеро с соляных куполов. Поэтому соль озера Баскунчак практически неисчерпаема.

Соли озера Баскунчак хватит многим поколениям. Вдали – гора Богдо
Соли озера Баскунчак хватит многим поколениям. Вдали – гора Богдо

Как найти. Астраханская область, посёлок Нижний Баскунчак. Озеро очень большое, поэтому ответвление железной дороги на озеро лучше искать по координатам: 48.21587, 46.83909. #астраханская область

Ориентир – церковь Казанской иконы Божией Матери, от неё идти на улицу 100-летия Солепромысла. #баскунчак #озеро баскунчак

👍ЛАЙК + 💕ПОДПИСКА = НОВЫЕ СТАТЬИ 😊 ЧТО ЕЩЁ ПОЧИТАТЬ: