Найти в Дзене
Портал МОСТ

Музей оружия Кавказа: быт и обычаи воинов

Туристы называют этот музей самым «живым». Там можно взять в руки любой экспонат, рассмотреть, расспросить и сфотографироваться в настоящей кольчуге. Музей оружия Кавказа, где собраны кинжалы, мечи, копья и ружья, предметы одежды и быта кавказских народов, хранит память о старинных традициях, обрядах и приёмах боевых искусств. Находится музей в Тбилиси, в самом сердце старого города.

-2
-3

Руководитель музея – Давид Насаридзе, не считает себя коллекционером, он уверен, что его миссия – знакомить гостей страны с кавказскими, и особенно грузинскими традициями и историей. Отношение к оружию в Грузии всегда было уважительным. Хотя в разных регионах страны – разное. К примеру, у горцев оружием владели даже дети и женщины.

Давид Насаридзе, директор Музея оружия Кавказа: Женщины горцев были наравне с мужчинами. Они исполняли работу по дому, а также играли в шахматы, стреляли из лука, ружья и умели производить кольчуги. Даже были знаменитые женщины, которые славились своими кольчугами.

Оружие для жителей Кавказа – это честь и гордость, самостоятельность, самодостаточность и уважение.

-4
-5

Давид Насаридзе: Вообще в производстве оружия наши предки играли важную роль. Тбилиси, например, называли большим складом между Персией и Турцией, то есть наше оружие всегда было очень качественным, но кинжал мы уважали больше всего. Это, конечно, чуть позднее влияние. Когда появляется чоха с газырями (газыри – нашивки на груди для хранения патронов), уважение появляется уже и к этому наряду. Кстати, чоха — государственный наряд, то есть если на вас надета чоха, то вы можете носить кинжал, это не запрещается. Хотя всем остальным сейчас даже маленький ножик нельзя носить в кармане. Но вот кинжал можно носить с чохой, вот такие у нас регуляции, потому что здесь исторически исконное уважение и к нарядам, и к оружию.

У нас есть и правила, сложившиеся давно. На Кавказе не поощрялись колющие удары — это не было честным. Только касательно-рубящие удары, они считались более излечимыми. В некоторых регионах категорически запрещался колющий удар. Если человека находили с колющим ударом, то того, кто его нанес, даже если он был прав, изгоняли из рода. А это у нас самое большое наказание. И вообще история боевых сражений и оружия тесно связана с бытом и укладом нашей жизни. Вот, к примеру, была разница между жителями гор и равнины. Горцы не имели князей, они все были вольными. А вот в равнине были князья, были и азнауры – это наши рыцари, армия, именно они должны были пойти на войну и положить голову, чтобы спасти свою территорию: свой род или свое ущелье. А крестьяне вообще в боевых сражениях не принимали участия, потому что у них не было оружия, они не умели воевать, они пахали землю, сеяли и убирали урожай. Это не совсем кастовая система, но очень близко к этому.

Кстати, мы всю провизию издавна хранили в кувшинах. И когда грузины, например, собрали урожай – их уже одолеть даже на равнине было невозможно, потому что все запасы были под землей захоронены: и зерно, и сыр, и масло, и вино. Поэтому на нас старались напасть до сбора урожая.

-6

Давид покупает свои экспонаты на знаменитом тбилисском Сухом мосту, то есть на блошином рынке. При том он сожалеет, что многие грузины сейчас не осознают всю ценность старого оружия и зачастую продают его.

Давид Насаридзе: Люди продают свое оружие, так как для многих сейчас это символ агрессии. Но это не совсем так. Надо уважать и помнить прошлое, чтобы иметь будущее. Я очень люблю старину, и потому собираю старое оружие, и вообще противник продажи старых грузинских вещей за границу. Считаю неправильным, чтобы из страны вывозили старые кинжалы и мечи. Пусть молодые кузнецы куют копии и продают их. Печально, что в 90-е годы прошлого века из-за того, что у нас в Грузии была нищета, самые драгоценные и хорошие экземпляры мечей и кинжалов были проданы иностранцам, и сейчас в стране таких экземпляров практически невозможно найти. Они ушли за рубеж, а у меня нет таких средств, чтобы их сейчас выкупить.

Кстати, во время пандемии я стал выкладывать на YouTube обращения к местному населению, чтобы грузины не выбрасывали кинжалы или не портили их, не переделывали, так как были случаи, что на старинные кинжалы наносили современные надписи. И люди стали понимать, что у меня есть Музей оружия, и мне стали дарить. В основном отдают кинжалы, потому что в домах их сохранилось больше всего. Очень мало сохранилось кольчуг, головных уборов, железных мечей. Стрелы, луки, копья почти не сохранились. У нас очень мало предметов Х-ХI веков. Сохранились изделия в основном ХVIII – ХIХ веков и начала ХХ столетия. У меня уже большая коллекция, потому выставляю все по очереди, делаю тематические экспозиции.

В коллекции больше 80 кинжалов, мечи, кольчуги, бронзовые стрелы, копья, есть и железные. Но у нас почва кислая, и потому в земле железо очень быстро ржавеет и портится. Кстати, я изначально не собирал бронзовые копья и мечи, но люди, которые нашли их во время земляных работ, стали приносить это в мой музей. И бронза лучше сохраняется и лучше выглядит. А вот железные наконечники стрел или копья – они не совсем в хорошем состоянии и им нужна реставрация, которая стоит дорого.

-7
-8
-9

В музее выставлены самые разные вещи, причем не только связанные с военными действиями, но и с бытом кавказских народов. Посетителей музея здесь удивляет многое: и старая детская люлька, и старинные подковы, и образцы самотканых ковров. А для детей проходят мастер-классы по завязыванию башлыка или изготовлению кольчуги, совсем как в старину.

-10

Давид Насаридзе, директор Музея оружия Кавказа: Я не люблю, когда в музеях все максимально спрятано за стеклом. Да и многим это не нравится. Считаю, что если в музее нельзя взять в руки копье или потрогать кольчугу, не сможешь прочувствовать старину. А у меня все наоборот, можно максимально потрогать эти старинные предметы, проверить их вес и ощутить, как люди чувствовали себя в прошлом.

-11

Самый старый экспонат в музее – это обсидиановая стрела, точнее ее наконечник из вулканического стекла. Есть скифские (скифо-сарматские) стрелы. Они относятся к бронзовому веку, но точную датировку пока не установили. Дело в том, скифские походы в Грузию были довольно частыми, скифы оставили большой след в грузинской культуре.

-12
-13

Давид Насаридзе, директор Музея оружия Кавказа: Сильно также персидско-турецкое влияние на оружие и на его названия. У меня есть и азиатское, исламское оружие – меч «змеиный язык», грузины тоже его любили употреблять. Огнестрельное оружие сюда сначала приходит из Турции, Персии, потом у нас оно видоизменяется, становится более легким. К примеру, дамбачи – наши пистолеты, они тоже очень легкие из-за рога черного буйвола. Наши ружья, в отличие от турецких, почти не имеют веса и приклада. Но мы на наши ружья не надевали штыки, потому что мы после выстрела ружья и пистолета, брали мечи или шашки, которые появились позже, и кинжалы.

В ХIХ веке наша боевая культура была на высоте. В то время русские воины даже копировали одежду, переодевались под кавказский стиль, по сути нарушая устав, надевали чохи и шапки, покупали кинжалы и нарезные кавказские ружья, потому что они стреляют далеко, хотя и реже. А в горах нужно стрелять точно, массовость там не имеет значения, потому что десять человек могут остановить целую армию и надолго. Вот русские и стали копировать поведение кавказских воинов, не только грузин, но и всех кавказских народов. Если бы они не копировали тактику боя, они не достигли бы никакого результата, особенно на Северном Кавказе. Таким образом, не только Российская Империя влияла на нас, но и мы на неё… Казаки и многие русские берут на вооружение типы кавказского оружия и кавказской одежды. И это уже становится обмундирование русской армии.

-14

Азиатский меч «змеиный язык»

Давид сожалеет, что в Грузии до сих пор нет государственного музея оружия. По сути это и послужило толчком к созданию его собственного музея. Идея возникла около семи лет назад, а открытие состоялось в 2019 году. Но за время пандемии музей закрывался четыре раза, и даже переехал в другое место, поближе к историческому центру. И сейчас находится в Абанотубани, историческом районе в центре Тбилиси, известном своим комплексом бань, стоящих на природных серных источниках и построенных ещё в XVII веке.

-15

Давид Насаридзе: Где-то семь лет назад этнотуризм в Грузии был очень слабо развит. И я поклялся, что буду ежедневно ходить только в грузинском наряде. И стал проводить такие этнотуры. Если выезжал в какой-то регион, надевал ту одежду, которую было принято носить там. Например, в горах у нас вышиванка, хевсурская одежда. Потом пришлось даже кольчуги купить, потому что горцы в Хевсури даже в начале ХХ века ходили в них. В других регионах носят чоху. В каждом регионе я рассказывал о национальных традициях, обычаях, о еде, ведь даже еда и принципы ее приготовления в каждом уголке Грузии имеют свои особенности.

Эти традиции обогащают туризм, ведь все, кто к нам едет, интересуется историей. Но сами грузины, живущие в разных регионах, уже привыкли к своим национальным традициям и укладу, потому и не делали на этом акцент, не рассказывали и не показывали. И вот я решил всё это рассказать и показать через призму старины, не в современном стиле, а наглядно. Мы делали постановки старых свадеб или боевых искусств. Или просто одетые в национальную одежду показывали, как люди ходили раньше в гости, как рассаживались за столом.

Чем грузинское гостеприимство отличается от другого? В Грузии любой гость – это подарок Бога. Да и само грузинское застолье – это своеобразная групповая психотерапия, потому что разговоры, многоголосие, тосты — всё это успокаивает. Я всегда подчеркиваю: мы не наедаемся. Например, на старинных фресках, иконах, гравюрах толстых грузин нет. У них очень узкая кость, узкие талии, они ели очень мало, ели много зелени, не было цинги, меньше болели.

А потом я стал тамадой. Мои родственники, мои дяди были знаменитыми тамадами, но я избегал этого, думал, что в туристическом плане это у меня не получится. Но получилось. И потом уже мы с командой пришли к постановкам битв.

-16
-17

Во время пандемии все экспонаты хранились у Давида дома, и к нему приходили знакомые, блогеры, журналисты и люди, занимающиеся исторической реконструкцией. Время пандемии, время выжидания оказалось плодотворным. Они изучали с помощью фресок, книг историю, чтобы повысить уровень реконструкции боя, изготовления мечей и кольчуг.

-18

Давид Насаридзе, директор Музея оружия Кавказа: Мне пришлось стать ещё и реконструктором, потому что во время туров с гостями у нас бывают показные бои. У нас есть грузинские боевые искусства – хридоли, включающие в себя ударную и бросковую технику, а также владение клинковым оружием. И ребята, это показывающие, не отображают эпоху огнестрельного боя. И не стреляют из пушек. А я хочу, чтобы реконструкция того времени, например, ХVI или ХVIII веков была точно реконструирована. И у нас были попытки поставить даже во время пандемии Крацанискую битву, которая и была в центре старого Тбилиси, как раз там, где находится наш музей…

Крцанисская битва – сражение между Картли-Кахетинским царством и каджарским Ираном в 1795 г.

-19

По словам Давида Насаридзе, музей и реконструкция вызывают интерес, как у местных, так и гостей Грузии. И потому в его планах – реконструировать время аргонавтов, и римлян, а также охватить период расцвета Грузинского царства эпохи Давида Строителя и царицы Тамары – с Х по ХII вв., и, конечно, эпоху огнестрельного оружия ХVI –ХVIII вв.