Человек, конечно, много всего придумал, изобрёл и построил. А ведь на самом деле, человечество просто открывает или копирует то, что сотворено природой задолго до появления homo sapiens. Но какие творения рано или поздно исчезнут, а какие останутся и через миллион лет?
На мысль рассказать в отдельной статье про то, что объединяет и отличает ещё одну совсем невысокую «башенку» (высотой около 0,09 м), колокольню одного из самых известных храмов Копенгагена - (высота 90 м) и одно из самых значимых архитектурных творений человека последних лет - Башней Халифа (высота почти 900 м) , натолкнула меня переписка под одним из моих постов с моей давней читательницей и посланное ей это фото, сделанное мною однажды в Париже. Речь у нас шла о том, что людей из разных стран объединяет. В этом кадре из Парижа лично я вижу символичную комбинацию недавно построенного Свято-Троицкого храма Русского духовно-культурного православного центра с башней Эйфеля: ажурный символ Франции и златоглавый символ России в таком ракурсе - ну чем не христианский храм с колокольней?
Читательница ответила мне своим фото с Башней в Дубаях, которая ей также напомнила колокольню. Да, почти любая колокольня - это башня. А вот форма башни может быть разной.
И мне тут же на память пришла упомянутая выше колокольня Церкви Спасителя: башня Халифа имеет пирамидально-спиралевидный силуэт (хотя и считается, что ее форма копирует сталактит, но ее уступы при взгляде снизу напоминают коническую спираль), а датская башня буквально имеет форму спирали.
Причём, если на верх Дубайского инженерного чуда 21-го века несут высокоскоростные лифты и потом можно свободно бродить по смотровой площадке, безопасно через стекла взирая на окрестности (правда, в окрестностях решительно не на что смотреть 😁), то…
… под самую маковку Копенгагенского чуда архитектуры 18-го века можно взобраться пешком сначала по лестнице внутри, а потом, выйдя на внешнюю сторону башни, «навинчиваться» на неё по лесенке, окружающей башню снаружи, с каждым оборотом плотнее и плотнее прижимаясь к медному покрытию, пока ты не окажешься совсем зажатым между стеной и перильцами у самого купола в виде шара со стоящим на нем Христом (но не с крестом, а с флажком, которое деликатно называют в путеводителях «знаменем»).
И на этой колокольне самое удивительное - не вид на один из старейших Европейских городов, а смешанные чувства клаустрофобии и агорафобии: то есть тебе страшно от того, что ты зажат в узкой щели на высоте почти 90 метров и тебе даже трудно развернуться, чтобы спуститься обратно, и страха от открытой высоты, так как одно неловкое движение и ты имеешь шанс улететь с этой лесенки если не в небо, то на землю. Таких чувств ты не испытаешь ни на какой смотровой площадке современного небоскрёба высотой хоть с полтора километра.
И тем не менее, в этих спиральных башнях есть что-то общее кроме их формы! Конечно, это воплощение разума и духа человека. Но прежде всего - это то, что человек сам является частью одного общего организма - Природы, которая миллионы лет назад создала прообраз любого людского произведения. В нашем случае - я вижу прообразом многометровых башен маленькое и хрупкое жилище морского существа - раковину брюхоногого неразумного моллюска, называемого «туррителлой» , что значит - «башенка», о которой и сказал в самом начале.
А неразумен ли моллюск? Ведь человек, упорно уничтожающий себе подобных и творения рук и мозга своего на протяжении всех лет своего существования, но при этом называющий себя «разумным», уже кажется даже глупее упомянутого выше безобидного создания. Поэтому можно точно сказать, что башенка-жилище улитки размером 9 сантиметров будут существовать на Земле и через миллион лет, а вот будут ли вместе с этими ракушками существовать даже многокилометровые сооружения человека - большой вопрос.